Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Севастьяновой Н.Ю., Юркиной И.В., при секретаре Поликарповой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохорова С.В. и Прохоровой В.П. к администрации Козловского района Чувашской Республики и администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики о признании незаконным решения об исключении семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы и предоставить субсидию на приобретение жилья, поступившее по кассационной жалобе истцов Прохорова С.В. и Прохоровой В.П. на решение Козловского районного суда от 30 ноября 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Прохорова С.В. и Прохоровой В.П. к администрации Козловского района Чувашской Республики и администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики о признании незаконным распоряжения администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики N 97 от 03.08.2011г. в части исключения их семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; признании незаконным отказа администрации Козловского городского поселения Чувашской Республики, а также администрации Козловского района Чувашской Республики, в восстановлении их семьи в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище"; восстановлении их семьи в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и возложении обязанности на ответчиков предоставить их семье, состоящей из четырех человек, в 2011 году социальную выплату по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, отказать полностью.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прохоров С.В. обратился в суд с иском к администрации Козловского городского поселения о признании незаконным отказа в восстановлении в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и о восстановлении его семьи в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", указывая, что 24 февраля 2004 года он с семьей из трех человек, вступил в программу "Обеспечение жильем молодых семей" по Козловскому району, семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако 3 августа 2011 года распоряжением администрации Козловского городского поселения за N 97 семья была исключена из списка участников подпрограммы по причине достижения им возраста 36 лет. Его заявление о восстановлении в списке участников подпрограммы оставлено без удовлетворения. Считает действия администрации Козловского городского поселения являются незаконными, поскольку на момент вступления в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" в 2004 году ему было 29 лет, он и его семья подходили под условия приема для участия в подпрограмме и были признаны ее участниками. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 13.05.2006г. N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и постановление Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", считает, что его семья полностью соответствует требованиям, предъявляемым к участникам указанной подпрограммы. Одновременно ссылаясь на ст.ст. 10, 309, 310 ГК РФ, полагает, что односторонний отказ администрации Козловского городского поселения от взятых на себя обязательств по обеспечению жильем его семьи не допускается. Доводы администрации о том, что по достижении 36 лет участники выбывают из подпрограммы находит незаконными, указывая, что подпрограмма не предусматривает исключение участников по основанию достижения ими возраста 36 лет.
В ходе нахождения дела в производстве суда Прохорова В.П. вступила в дело в качестве соистца и, с учетом дополнений исковых требований, предъявленных к администрации Козловского района и администрации Козловского городского поселения истцы просили признать незаконным распоряжение администрации Козловского городского поселения N 97 от 03.08.2011г. в части исключения их семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; признать незаконным отказ администрации Козловского городского поселения, а также администрации Козловского района в восстановлении их семьи в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище"; возложить обязанность на ответчиков восстановить их семью в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и предоставить их семье, состоящей из четырех человек, в 2011 году социальную выплату по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Требования дополнительно мотивировали тем, что после ознакомления со списками участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы им стало известно, что очередность участников данной подпрограммы, состоящих в едином списке, неоднократно ответчиками нарушалась, т.к. те семьи, которые встали в очередь на получение жилья позднее их, уже реализовали свое право на получение субсидии на приобретение жилья. В судебном заседании истцы Прохоров С.В. и Прохорова В.П. заявленные исковые требования, с учетом последующих уточнений и дополнений, поддержали полностью по изложенным в заявлениях основаниям, и вновь привели их суду.
Представитель администрации Козловского городского поселения Козловского района Новичкова О.В. исковые требования не признала и пояснила, что 24 февраля 2004 года семья Прохоровых из 3 человек была поставлена на учет лишь в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Впоследствии была принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" и Прохоров С.В. 17 июля 2008 года обратился с заявлением, изъявив желание принять участие в данной подпрограмме, в связи с чем был включен в список "молодых семей" на 2009, а затем в список на 2010 и 2011 годы. Субсидии участникам подпрограммы предоставлялись по мере финансирования данной подпрограммы. Распоряжением администрации Козловского городского поселения N 97 от 3 августа 2011 года семья Прохоровых исключена из списка участников подпрограммы по причине достижения Прохоровым С.В. 36-летнего возраста. Администрацией городского поселения составляется лишь предварительный список граждан, имеющих право на участие в федеральной подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", который до 1 сентября каждого года передается в администрацию района, где формируется сводный список участников данной подпрограммы по Козловскому району и затем направляется в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. В данном Министерстве принимается окончательное решение по каждому претенденту. Считает требования истцов необоснованными, т.к. согласно обязательному условию, установленному постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 г. N 825, возраст участников-претендентов по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" не должен превышать 35 лет. С учетом данного обязательного условия, когда истцу Прохорову С.В. исполнилось 36 лет, на основании письма Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, которым администрация обязана руководствоваться, семья Прохорова С.В. была исключена из списка очередников на получение указанных субсидий, предоставляемых в рамках названной выше подпрограммы. Однако Прохоров С.В. продолжает находиться в общем списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также пояснила, что каких-либо нарушений при ведении списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" допущено не было. Семья Прохоровых указывалась в списках на 2009, 2010, 2011 годы с указанием даты постановки на учет в общий список нуждающихся в жилье - 24 февраля 2004 года. С учетом недостаточного финансирования не всем участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" предоставлялись социальные выплаты. Так, в 2010 году вообще отсутствовало финансирование по указанной программе.
Представитель администрации Козловского района Широкова А.П. исковые требования не признала, пояснив, что незаконных действий при формировании сводного списка участников-претендентов подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" по Козловскому району не имеется. Семья Прохоровых законно и обоснованно исключена из участников указанной жилищной программы ввиду достижения Прохоровым С.В. 36-летнего возраста.
Представитель третьего лица - Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебном заседании не участвовал, в представленном отзыве со ссылкой на постановление Правительства РФ от 06.10.2011г. N 825 указал, что на момент утверждения списка претендентов на получение субсидий в рамках реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" истцу Прохорову С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., исполнилось 36 лет, в связи с чем, данная семья не вошла в список претендентов-получателей социальных выплат на 2011 год, дальнейшая государственная поддержка семьи Прохорова С.В. в рамках названной подпрограммы не представляется возможной в связи с несоответствием семьи возрастному критерию. Просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцами Прохоровым С.В. и Прохоровой В.П. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Прохорова С.В., Прохоровой В.П., их представителя Спиридонова В.Л., поддержавших кассационную жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив решение в пределах указанных доводов, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что к моменту принятия решения о не включении семьи Прохоровых в число претендентов на получение субсидий в рамках реализации указанной подпрограммы, возраст Прохорова С.В. превысил установленный постановлением Правительства РФ предел.
Вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что распоряжением главы администрации Козловского городского поселения N 6 от 27.02.2004 г. Прохоров С.В. включен в общий список лиц, нуждающихся в жилых помещениях с 24.02. 2004 года с составом семьи из 3 человек (л.д.42).
17.07.2008 г. Прохоров С.В. и Прохорова В.П. обратились с заявлениями о включении их в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (л.д.43, 44).
Распоряжением главы администрации Козловского городского поселения N 59 от 21.07.2008 года Прохорова В.П. с даты подачи заявления - с 17 июля 2008 года включена в список нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Судом также установлено, что хотя семья Прохоровых была включена в список молодых семей - участников подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы на 2009 г., а затем и 2010 г., однако, их право на получение субсидии в указанные годы не было реализовано, поскольку выделенные на 2009, 2010 годы из бюджета денежные средства были распределены и субсидии предоставлены другим молодым семьям в порядке очередности.
Распоряжением главы администрации Козловского городского поселения N 97 от 03.08.2011 г. в соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" Прохоров С.В. с составом семьи из 4 человека исключен из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в виду достижения им возраста 36 лет.
04.08.2011 г. Прохоров С.В. обратился в администрацию Козловского городского поселения с просьбой восстановить его в очередности списка молодых семей - участников программы "Обеспечение жильем молодых семей".
10.08.2011 г. администрация Козловского городского поселения со ссылкой на п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" сообщило Прохорову С.В. о невозможности восстановления в списке участников данной подпрограммы.
Согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", орган местного самоуправления формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. После чего и с учетом определения размера субсидии, предоставляемых бюджету субъектов Российской Федерации на планируемый (текущий) год утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 22).
Из указанных норм следует, что списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств.
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы
в список претендентов
на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы
"Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285, на которые ссылаются также истцы в обоснование своих требований, в соответствии с пунктом 5 которых участником подпрограммы могла быть молодая семья, возраст каждого из супругов в которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В связи с чем является не состоятельным, как не основанный на законе, довод жалобы о том, что Правила не предусматривают в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы такое основание, как достижение одним из супругов возраста 36 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент формирования списка претендентов на участие в подпрограмме и получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации названной подпрограммы в 2011 году семья Прохоровых не соответствовала указанным выше требованиям, т.к. возраст Прохорова С.В. превысил установленный постановлением Правительства РФ возраст.
Таким образом, семья Прохоровых обоснованно не включена в список претендентов на получение субсидий в рамках названной подпрограммы на планируемый 2011 год.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Козловского района нарушила очередность и имеются нарушения при предоставлении социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда о невозможности включения семьи истцов в список претендентов на получение социальных выплат в рамках названной подпрограммы в 2011 году и на правильность принятого судом решения не влияют. К тому же, как сами поясняли в суде истцы и указывают в кассационной жалобе, в список участников указанной подпрограммы они изначально были включены под N70. В то же время, согласно имеющимся в деле данным, за период 2006-2009 г.г., исходя из объемов финансирования, субсидии в рамках реализации указанной подпрограммы в виду недостаточности финансирования были выделены лишь 27 молодым семьям. Кроме того, очередность других семей, получивших субсидии в указанный период времени, истцами не была обжалована.
Поскольку правом на участие в подпрограмме в 2011 году истцы не обладают, то не имеют юридического значения доводы истцов о несогласии с указанием их порядкового номера в списке участников подпрограммы.
Являются несостоятельными и не имеют юридического значения доводы истцов, изложенные в кассационной жалобе и о том, что их семья была поставлена на учет в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" 24 февраля 2004 года. В материалах дела имеется копия постановления администрации Козловского городского поселения N59 о включении Прохоровых на учет граждан, имеющих право на государственную поддержку, датированное 21 июля 2008 года. Другого постановления о включении истцов в список участников данной подпрограммы, в деле не имеется. Что касается постановки истцов на учет нуждающихся в жилье с 24 февраля 2004 года, то с указанной даты они были включены на учет нуждающихся в жилье лишь в "Общий список" в соответствии с распоряжением администрации Козловского городского поселения N6 от 27 февраля 2004 года.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания обжалованного решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.2 ФЗ N353-ФЗ от 9 декабря 2010 года, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу истцов Прохорова С.В. и Прохоровой В.П. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 30 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.