Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Савельевой Г.В. и Блиновой М.А.,
при секретаре Михайловой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Жигулева Г.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск о назначении досрочной трудовой пенсии,
поступившее по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 ноября 2011 года, которым постановлено:
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Новочебоксарск от 09 февраля 2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Жигулеву Г.С. незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новочебоксарск зачесть в специальный стаж Жигулева Г.С. для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ " О трудовых пенсиях в РФ":
- период работы с 01 декабря 1973 года по 25 февраля 1974 года, с 07 марта 1974 года по 23 апреля 1974 года в качестве слесаря-монтажника Новочебоксарского монтажного управления треста " ... ",
- период с 29 апреля 1974 года по 08 мая 1976 года нахождения на действительной военной службе в рядах Вооруженных сил Советской армии.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новочебоксарск назначить Жигулеву Г.С. досрочную трудовую пенсию с 15 февраля 2011 года.
В иске Жигулеву Г.С. о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" период работы с 20 июля 1976 года по 31 декабря 1991 года в качестве слесаря-монтажника Новочебоксарского монтажного управления АО " ... " отказать.
Заслушав доклад судьи Лысенина Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск Чувашской Республики (далее УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР) от 09 февраля 2011 года N32 Жигулеву Г.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием требуемого льготного стажа работы. Специальный стаж по Списку N 1 был определен в 2 года 10 месяцев 29 дней.
В специальный стаж не был включен ряд периодов, в том числе периоды работы:
- с 01.12.1973 года по 23.04.1974 года в качестве слесаря-монтажника Новочебоксарского монтажного управления треста " ... ",
- с 20.07.1976 года по 31.12.1991 года в качестве слесаря-монтажника Новочебоксарской фирмы АО " ... ".
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, Жигулев Г.С. обратился в суд с иском о включении указанных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии с 01.02.2011 года.
В последующем Жигулев Г.С. исковые требования уточнил и просил включить в специальный стаж периоды работы в качестве слесаря-монтажника Новочебоксарского монтажного управления треста " ... " с 01.12.1973 года по 25.02.1974 года и 07.03.1974 года по 23.04.1974 года, нахождения на военной службе по призыву с 29.04.1974 года по 08.05.1976 года, работы в качестве слесаря-монтажника Новочебоксарской фирмы АО " ... " с 20.07.1976 года по 31.12.1991 года.
Истец Жигулев Г.С. в судебное заседание не явился. Его представитель Димитриев В.Г. исковые требования поддержал.
Представитель УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР Иванова В.И. исковые требования не признала.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц ООО "Новочебоксарская фирма " ... " и ОАО " ... " в судебное заседание не явились.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР по мотиву его необоснованности в части удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву с 29.04.1974 года по 08.05.1976 года и назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Изучив материалы дела, заслушав представителя УПФ РФ в г.Новочебоксарск ЧР Иванову В.М., поддержавшую жалобу, представителя истца Шульдякова А.А., просившего жалобу оставить без удовлетворения, проверив решение суда в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом1 пункта1 статьи27 Федерального закона от 17 декабря 2001года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, указанного ст.7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Согласно пункту2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, досрочная трудовая пенсия назначается на основании Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и введенного в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года.
Право на досрочное пенсионное обеспечение указанных работников было предусмотрено и действовавшим до 1 января 1992 года законодательством и определялось на основании Списка N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что истец с 01.12.1973 года по 25.02.1974 года и 07.03.1974 года по 23.04.1974 года работал в должности слесаря-монтажника с вредными условиями труда в Новочебоксарском монтажном управлении треста " ... ".
В период работы в указанной должности он был призван на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, которую проходил с 29.04.1974 года по 08.05.1976 года.
Установленные судом обстоятельства доказаны исследованными и приведенными в решении доказательствами и ответчиком в кассационной жалобе не оспариваются.
В указанный период действовал Закон СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях", статьей 9 которого было предусмотрено назначение пенсии на льготных условиях. В частности, рабочим и служащим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР пенсия назначалась мужчинам по достижению 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Согласно п.92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, указанная пенсия назначалась в случае, если не менее половины всего стажа, необходимого для назначения пенсии приходилась на подземную работу, работу с вредными условиями труда и в горячих цехах.
В соответствии с пунктом 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Времени службы истца в составе Вооруженных Сил СССР непосредственно предшествовала работа с вредными условиями труда в должности слесаря-монтажника в Новочебоксарском монтажном управлении треста "Волганефтехиммонтаж".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что вышеназванный период военной службы подлежит включению в стаж работы при назначении досрочной трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за пенсией и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2010 г. N 81-В10-4.
Федеральный закон от 17 декабря 2001года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрел новые гарантии лицам, работавшим на таких работах, в частности предусмотрел возможность назначения досрочной трудовой пенсии при наличии не менее половины требуемого стажа на таких работах с понижением пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Как установлено судом, истец имеет 5-ти летний стаж работы по Списку N1, включая период службы в рядах Советской Армии и достиг возраста 55 лет, что дает ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия находит, что в решении суда изложены с достаточной полнотой имеющие значение по делу обстоятельства, проведен анализ доказательств, вынесено оно при соблюдении норм процессуального закона и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к данным правоотношениям.
Что касается доводов, изложенных в кассационной жалобе, то все они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении и по указанным выше мотивам, являются несостоятельными.
Учитывая изложенное оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.