Судебная коллегия суда апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гасановой Д.Г., судей Галимовой Р.С. и Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания Атаеве Э.М. рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 марта 2012 года дело по апелляционной жалобе директора МУП "Водоканал" Шапиева А.С. на решение Каспийского городского суда РД от 27 января 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Каспийске удовлетворить.
Признать действия МУП "Водоканал" г.Каспийска по предоставлению услуг водоснабжения населению Муниципального образования "Городской округ "Город Каспийск" с января 2009г. по ноябрь 2011г. с нарушением прав и законных интересов потребителей противоправными.
Обязать МУП "Водоканал" г.Каспийска прекратить совершение указанных противоправных действий.
Обязать МУП "Водоканал" г.Каспийска довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей данное решение суда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Галимовой Р.С., объяснения представителя МУП "Водоканал" г.Каспийска Абдулааева З.К., просившего решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в г.Каспийске (ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Каспийске) обратился в Каспийский городской суд с иском к МУП "Водоканал" г.Каспийска о признании действий по предоставлению услуг водоснабжения населения МО "ГО "город Каспийск" с января 2009г. по ноябрь 2011г. с нарушением прав и законник интересов потребителей, обязании прекратить совершение указанных противоправных действий, возложении на ответчика обязанности довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей принятое судом решение.
Иск мотивирован тем, что во исполнение ст.45 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" (далее - Положения) - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Каспийске осуществляется наблюдение за состоянием водоснабжения в г.Каспийске.
За 2009-2011гг. по результатам проведенных исследований проб воды, отобранных со стационарных точек г.Каспийска, выявлено несоответствие качества воды требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Со стороны органов Роспотребнадзора ведется усиленный лабораторный контроль за качеством подаваемой населению питьевой воды и за состоянием поверхностного водоема "Озеро рыбье" согласно СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Договор на производственный контроль качества воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 с лабораторией ФБУЗ "ЦГиЭ" по РД заключается ежегодно на часть исследований из-за не оснащенности ведомственной лаборатории МУП "Водоканал" необходимым оборудованием и реактивами. Рабочая программа на 2011г. также утверждена и согласована с органом Роспотребнадзора. Составлена и согласована с органом Роспотребнадзора и программа производственного контроля качества питьевой воды на 2011 год.
За допущенные нарушения в области обеспечения населения доброкачественной водой были приняты меры административного воздействия в виде штрафа на гл. инженера МУП "Водоканал" по ст.6.5 КоАП РФ на сумму 2000 рублей. Прокуратурой г.Каспийска направлено исковое заявление в Федеральный суд г.Каспийска об обязании обеспечить население города качественной питьевой водой. Решением суда от 20.04.2009г. исковое заявление удовлетворено частично. На основании данного решения суда на МУП "Водоканал" и администрацию ГО "город Каспийск" возложена обязанность выполнить санитарно-оздоровительные мероприятия. 16 декабря 2009г. прокуратурой г.Каспийска в адрес главы администрации ГО "город Каспийск" вынесено представление о принятии конкретных мер по улучшению обеспечения жителей г.Каспийска питьевой водой и повышению ее качества, а также необходимости в полной мере исполнить требования п. 4 Постановления Правительства РД от 02.07.2007г. N 173 "О мерах по улучшению обеспечения населения Республики Дагестан питьевой водой".
Согласно лабораторным исследованиям водопроводной воды, проводенным лабораторией ФГУЗ "ЦГ и Э" по РД в г. Каспийске за период с конца 2009 г. по 2010г. вода, подаваемая системами водоснабжения и предназначенная для потребления населением, не соответствует требованиям санитарных норм и правил. о есть, подаваемая потребителям городского округа вода в нарушение вышеуказанных обязательных требований, не соответствовала санитарно-эпидемиологическим нормам по качеству и подавалась с недопустимыми по продолжительности перерывами, а также обеззараживалась периодически.
В ходе проведенных мероприятий было выявлено, что вода на очистные сооружения поступает с верхнего озера, т.к. вода в озере "Рыбье" загрязнена. Нарушена технология очистки питьевой воды, отсутствует полный комплекс очистных сооружений: помещение коагуляции не задействовано, еще со времен начала реконструкции нет запаса коагулянтов. Не проводится качественное и эффективное отстаивание воды. В процессе фильтрации вместо кварцевого песка используется слой антрацита. Процесс очистки воды проводится некачественно и не в полном объеме, о чем свидетельствует качество подаваемой населению воды для питьевых и технических нужд. Все это может послужить причиной распространения инфекционных заболеваний: острые кишечные заболевания, дизентерия, брюшной тиф, вирусный гепатит-А и прочее, что является нарушением ФЗ N 52 от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 6.5 КоАП РФ, Закона "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 г.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении законных интересов неопределенного круга потребителей, так как водоснабжение потребителей городского округа"г.Каспийск" осуществлятся с грубейшими нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе директора МУП "Водоканал" в г.Каспийске Шапиев А.С. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы указывает на то, что истец в своих исковых требованиях ссылается и приводит в качестве доказательств, по материалам гражданского дела, динамику роста инфекционными заболеваниями потребителей МУП "Водоканал" г.Каспийска. Данные о росте инфекционных заболеваний потребителей питьевой воды в материалах дела не подтверждены документально (не доказано причинно - следственная связь между потреблением питьевой воды и инфекционными заболеваниями). Нарушено требования п.1 ст. 56 ГПК РФ, ст. 60 ГПК РФ.
Суд не принял доводы ответчика о том, что у МУП "Водоканал" имеется своя аккредитованная в ФГУ "Дагестанский ЦСМ" лаборатория, которая ведет свой мониторинг качества питьевой воды и по данным их лаборатории отклонений в качестве питьевой воды не обнаружено.
Протокола лабораторных исследований питьевой воды, приобщенные к материалам гражданского дела истцом и на основании которых вынесено решение суда первой инстанции, не соответствуют требованиям законодательства и не могут быть рассмотрены судом в качестве доказательств, так как данные документы оформлены не надлежащим образом и в одностороннем порядке. Истец по данному делу является заинтересованным лицом и отбор проб питьевой воды для анализа должен производить в присутствии представителя МУП "Водоканал" или же в присутствии двух понятых, о чем составляется протокол отбора проб. Истцом в суде первой инстанции не были предоставлены протокола (акты) отбора проб питьевой воды.
На многих протоколах лабораторного анализа отсутствует печать лаборатории, проводившей исследование качества питьевой воды, в протоколах N 5, 6, 31 - нет аккредитации лаборатории, протоколе N 189 от 19.09.2011. аккредитация лаборатории до 02.08.2011., в протоколе N223 от 10.11.2011. аккредитация лаборатории до 02.08.2011. т.е. исследования проводились без аккредитации.
В соответствии с ГОСТом Р/51593-2000 "Вода питьевая (отбор проб)" указан порядок отбора проб с требованиями соблюдения необходимых условий (подробно требования ГОСТа Р/51593-2000 описаны ответчиком в отзыве на исковое заявление). В соответствии с вышеуказанным ГОСТом к протоколу исследования качества питьевой воды должен быть приложен АКТ (протокол) отбора проб. Данные документы, подтверждающие соблюдение правил отбора проб питьевой воды в материалах дела отсутствуют.
Истец, доказывая нарушение ответчиком требований по качеству водопроводной воды, ссылается на протокола лабораторных исследований, а суд первой инстанции, ссылаясь на переписку истца с Администрацией города и другие представленные истцом не надлежаще оформленные документы делает выводы о нарушении технологического процесса очистки питьевой воды со стороны МУП "Водоканал".
При вынесении решения суд неправильно применил нормы материального права. При рассмотрении данного гражданского дела суду первой инстанции, по мнению ответчика, следовало руководствоваться КоАП РФ: (п.3 ст.26.5 КоАП РФ - взятии проб и образцов составляется протокол, об этом есть указание и в п.3 ст.16 ФЗ N294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ссылка суда в решении на административное взыскание предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, наложенное на должностное лицо МУП "Водоканал", а именно на главного инженера ФИО9 как доказательство нарушения юридическим лицом законных прав потребителей являются не обоснованными. Главный инженер по своим должностным обязанностям предусмотренным в должностных инструкциях не отвечает за качество производимой питьевой воды МУП"Водоканал".Формально за административное нарушение, предусмотренное ст. 6.5 КоАП РФ привлечено лицо, его не совершавшее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным имея ввиду следующее.
Согласно ст.45 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями) для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг.
Социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006г. N60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" утверждено Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга", которое устанавливает порядок проведения социально-гигиенического мониторинга на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для Принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека (далее - мониторинг).
Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как усматривается из материалов дела, в результате проведенных истцом исследований проб воды за период с 2009 года по 2010 год и девять месяцев 2011 года им выявлено несоответствие качества подаваемой населению г.Каспийска воды требованиям санитарных норм и правил Сан Пин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В соответствии со ст.19 названного Федерального закона N 52 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные
органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N307(с последующими изменениями и дополнениями) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", указанными Правилами предусмотрены предоставление потребителю таких видов услуг как холодное и горячее водоснабжение причем круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
При этом, обязательным требованием к качеству водоснабжения предусмотрено: бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года, постоянное соответствие свойств и состава воды санитарным нормам и правилам.
Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца и 4 часа единовременно.
Отклонение состава и свойств воды санитарным нормам и правилам не допускается (Приложение N1 к Правилам).
Согласно п. 3.2 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Судом первой инстанции установлено, что МУП "Водоканал" в г.Каспийске нарушает эти требования, предъявляемые к водоснабжению населения.
В подтверждение данного вывода суд сослался на Постановление по делу об административном правонарушении от 23.12.2000г. N 607 в отношении должностного лица - заместителя главы Администрации ГО "город Каспийск" ФИО8, который признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ в связи с не применением мер по устранению аварии природного характера (последствие длительных дождей), в результате чего вода подаваемая населению города в питьевых и бытовых целях по санитарно - химическим показателям превышал норму в 30-40 раз, что является нарушением требований СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999г. (ст. 19), "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992г., Постановление по делу об административном правонарушении
от 04.03.2010г. в отношении должностного лица - главного инженера МУП "Водоканал" г.Каспийска ФИО9, который также признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, Постановление Каспийского городского суда от 22.04.2011 г., которым должностное лицо - главные инженер МУП "Водоканал" г.Каспийска ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, в силу ч. 1 ст.56 того же Кодекса, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом гарантией защиты прав граждан от их нарушений деятельностью участвующих в деле лиц по собиранию доказательств выступает норма ч.2 ст.55 ГПК РФ, в соответствии с которой доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
С учетом приведенных норм процессуального закона, суду ответной стороной по делу не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости(ст.ст.59-60 ГПК РФ), которыми опровергаются доводы и доказательства ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Каспийске.
Представленными суду доказательствами в достаточной степени подтверждаются доводы истца о качестве питьевой воды, поставляемой населению г.Каспийска.
Доводы сторон судом проверены полно и объективно, им в решении дана соответствующая правовая оценка.
Судом правильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Решение является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения, доводы, изложенные в апелляционной жалобе МУП "Водоконал "в г.Каспиийске, не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каспийского городского суда РД от 27 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"."
"."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.