Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД в составе
Председательствующего Гасановой Д.Г.
Судей Биремовой А.А. и Хираева Ш.
при секретаре Шахабасовой Х.
рассмотрела в судебном заседании от 11 января 2012 года дело по представлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Нурмагомедова А.Ш. на определение Кайтагского районного суда от 24 октября 2011 года, которым постановлено:
Исковое заявление Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО "село Санчи" о признании бездействия незаконными, понуждения к действиям, присуждении к исполнению обязанности в натуре, пресечении действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, возвратить вместе с приложенными документами.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения прокурора Насимова Б.Т., просившего определение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Махачкалинская межрайонная прокуратура порядке ст.45 ГПК РФ обратилась в суд с иском к Администрации МО - сельского поселения "село Санчи" о признании незаконным бездействие администрации и главы администрации сельского поселения, выразившейся в отсутствии надлежащей организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу твердых отходов и мусора в границах поселения, и обязании администрацию МО "село Санчи" Кайтагского района организовать санитарную очистку территории поселения от мусора, сбор и вывоз твердых бытовых отходов в границах поселения в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено указанное выше определение.
В представлении прокурор просит определение суда отменить. Он указывает, что, возвращая исковое заявление, судья исходил из того, что имеется вступившее в законную силу решение Кайтагского райсуда от 24.03.2010 между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Однако, положения п.5 ч.1 ст. 135 УПК РФ не предусматривают
возможность возвращения искового заявления в связи наличием вступившего в законную силу решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, в связи с чем судья неправильно применил норму права.
Противоречит материалам дела и вывод суда о тождественности требований, изложенных в исковом заявлении Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к ответчику - администрации МО "село Санчи" и ранее поданном в суд прокурором Кайтагского района к этому же ответчику заявлении, по которому состоялось решение суда.
Из решения Кайтагского райсуда от 23.03.2011 следует, что, рассмотрев заявление прокурора района в порядке, предусмотренном ст.ст.254-258 УПК РФ, судом признан незаконным бездействие администрации МО "село Санчи " на указанную дату и установлена ее обязанность:
-организовать регулярную санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора;
-ликвидировать организованную свалку бытовых отходов, расположенную в черте МО;
- организовать мусоросвалки за чертой населенных пунктов, входящих в состав МО "с. Санчи".
Согласно ст.258, ч.2 ст.206 ГПК РФ и разъяснению, данном в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении судом заявления об оспаривании действий (бездействия) организации в резолютивной части решения суда указывается на обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
В решении суда отсутствуют сведения о конкретном месте расположения организованных свалок (полигонов) бытовых отходов, однако в установочной части решения суда отражено, что в самом населенном пункте допускаются несанкционированные размещения бытовых отходов. Вывозимые жителями населенного пункта МО мусор и бытовые отходы складируются и хранятся на необорудованном полигоне, а в резолютивной его части предписано ликвидировать свалки в черте МО.
Из объяснения главы поселения Магомедова Г.И. и материалов исполнительного производства следует, что указанное решение администрацией села исполнено полностью: организована регулярная санитарная очистка территории, т.е. упорядочена данная деятельность путем проведения ежемесячных субботников; территория села была очищена от отходов, т.е. ликвидированы прежние свалки; организован полигон за чертой населенного пункта с отводом земельного участка под него.
Следовательно, в предусмотренный законом для исполнения решения суда срок администрацией МО возложенные на нее судом обязанности исполнены в полном объеме.
Как следует из поданного в суд искового заявления, Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор просит по имеющим место на 07.09.2011 нарушениям признать незаконным бездействие администрации сельского поселения, обязать его организовать санитарную очистку территории поселения от мусора, сбор и вывоз твердых бытовых отходов в границах поселения не только регулярно (в определенном произвольном порядке), но и в соответствии с нормами действующего законодательства.
При этом в данном исковом заявлении содержатся требования к администрации поселения совершать в конкретные сроки конкретные действия: - организовать уборку мест общего пользования на территории села Санчи Кайтагского района от твердых бытовых отходов и мусора, обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N4690-88;
- организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории с. Санчи Кайтагского района РД (нормативного правового акта), предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), в срок до 01.03.2012;
- организовать в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" выполнение в срок до 10.01.2012 следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
а) разработку и представление на утверждение в соответствии с
документами территориального планирования муниципального образования
программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
б) утвердить технические задания по разработке инвестиционной
программы организаций коммунального комплекса - программы
финансирования строительства и (или) модернизации объектов, используемых
для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, обеспечить ее
разработку, рассмотрение и утверждение;
- в срок до 10.01.2012 разработать в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории с. Санчи Кайтагского района;
-в срок до 10.01.2012 в соответствии с требованиями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., организовать выбор места для оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора, образуемых на территории МО "с. Санчи", предоставление земельного участка для этих целей конкретному пользователю (арендатору) и оборудование полигона для указанной цели.
-запретить МО "с. Санчи" Кайтагского района организовывать размещение бытовых отходов на полигоне (свалке) бытовых отходов, расположенном на территории поселения.
Также в обращении природоохранного прокурора содержится требование к ответчику- администрации поселения как исполнителю хозяйственной функции по размещению отходов о присуждении к исполнению обязанности по возмещению причиненного природной среде вреда в натуре: "в срок до 01.03.2012 на использованном для размещения бытовых отходов полигоне, расположенном в центре села Санчи, произвести санацию и рекультивацию". Таким образом, основание и предмет искового заявления Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора отличаются от оснований и предмета заявления прокурора Кайтагского района, поскольку объем фактических обстоятельств, их правового обоснования и предмета (требований) первого существенно шире. Форма обращения первого - исковое заявление, а второго- заявление в порядке ст. 254 ГПК РФ.
Кроме того, основанием для предмета заявления прокурора Кайтагского района послужили фактические обстоятельства, имевшие место в период до 24.03.2010, а обращения природоохранного прокурора - в период на день проведения проверки - 08.09.2011.
Следовательно, выводы судьи о совпадении требований (предмета) обращений прокурора Кайтагского района и Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При вынесении определения о возвращении искового заявления судья указанные выше обстоятельства не учел, оценку им не дал, не применил норму международного договора с участием Российской Федерации и неправильно применил положения ст. 135 ГПК РФ для разрешения данного дела.
Проверив данные искового материала, обсудив доводы представления прокурора, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Возвращая заявление прокурора, суд в определении сослался на то, что в производстве этого суда имеется дело по спору между тем и же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (п.5 ст. 135 ГПК РФ), а также на то, что Кайтагским районным судом удовлетворены требования прокурора Кайтагского района и признаны незаконными бездействие администрации муниципального образования "село Санчи" Кайтагского района РД по организации санитарной очистке территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, созданию благоприятной экологической среды в границах поселения в соответствии с действующим законодательством.
Между тем указанные выводы определения опровергаются данными искового материала.
Так из приложенного к исковому материалу решения Кайтагского районного суда от 23 марта 2010 года видно, что указанное решение вынесено по иску прокурора Кайтагского района РД и решением суда на Мо "село Санчи" возложена обязанность организовать регулярную санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, ликвидировать организованную свалку бытовых отходов, расположенную в черте МО, организовать мусоросвалки за чертой населенных пунктов, входящих в состав Мо "село Санчи".
Требования, заявленные по настоящему иску, отличаются от требований, по ранее рассмотренному делу.
В данном исковом заявлении содержатся требования к администрации сельсого поселения совершать в конкретные сроки конкретные действия: - организовать уборку мест общего пользования на территории села Санчи Кайтагского района от твердых бытовых отходов и мусора, обеспечить сбор и их вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N4690-88;
- организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории с. Санчи Кайтагского района РД (нормативного правового акта), предусматривающего их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), в срок до 01.03.2012;
- организовать в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" выполнение в срок до 10.01.2012 следующих мероприятий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
а) разработку и представление на утверждение в соответствии с
документами территориального планирования муниципального образования
программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
б) утвердить технические задания по разработке инвестиционной
программы организаций коммунального комплекса - программы
финансирования строительства и (или) модернизации объектов, используемых
для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, обеспечить ее
разработку, рассмотрение и утверждение;
- в срок до 10.01.2012 разработать в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88) генеральную схему очистки территории с. Санчи Кайтагского района ;
-в срок до 10.01.2012 в соответствии с требованиями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., организовать выбор места для оборудование полигона для временного размещения твердых бытовых отходов и мусора, образуемых на территории МО "с. Санчи", предоставление земельного участка для этих целей конкретному пользователю (арендатору) и оборудование полигона для указанной цели.
-запретить МО "с. Санчи" Кайтагского района организовывать размещение бытовых отходов на полигоне (свалке) бытовых отходов, расположенном на территории поселения.
В заявлении природоохранного прокурора содержится требование к ответчику- администрации поселения, как исполнителю хозяйственной функции по размещению отходов, о присуждении к исполнению обязанности по возмещению причиненного природной среде вреда в натуре: "в срок до 01.03.2012 на использованном для размещения бытовых отходов полигоне, расположенном в центре села Санчи, произвести санацию и рекультивацию". Таким образом, основание и предмет искового заявления Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора отличаются от оснований и предмета заявления прокурора Кайтагского района, поскольку объем фактических обстоятельств, их правового обоснования и предмета (требований) первого существенно шире.
Из материала следует, что в производстве Кайтагского районного суда другого дела по аналогичному заявлению прокурора не имеется.
Решение суда по иску прокурора Кайтагского района принято 23 марта 2011 года.
При изложенных обстоятельствах судом заявлении возращено при отсутствии оснований, предусмотренные ст. 135 ГПК РФ.
Определение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Кайтагского районного суда от 24 октября 2011 года отменить и передать вопрос на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.