Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Бейтуллаевой З.А.,
судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.,
при секретаре судебных заседаний Саладихановой С.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заместителя управляющего ГУ ОПФР по РД Сулейманова Н.М. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 03 февраля 2012 года, которым постановлено: исковое заявление Ибрагимова А. И. удовлетворить.
Обязать ГУ Отделение ПФР по РД периоды работы: с N зачесть Ибрагимову А. И. в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Обязать ГУ Отделение ПФР по РД назначить Ибрагимову А. И. досрочную трудовую пенсию со дня приобретения права, т.е. с 18.11.2011.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А.К., объяснения представителя ГУ ОПФР по РД Багомедова Р.Д. ( N), полагавшего решение суда подлежащим отмене, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимов А.И. обратился в суд с исковым заявлением ( N) на действия ГУ ОПФР по РД, отказавшего ему во включении периодов работы в Дагестанском художественном училище N в педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, так как данное образовательное учреждение до 04.05.2004 г. являлось структурным подразделением Министерства культуры РД, работники которого правом на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не обладают. Помимо этого в выписке из индивидуального лицевого счёта отсутствует кодовое значение, которое является одним из основных условий для назначения пенсии за выслугу лет.
В обоснование своих требований Ибрагимов А.И. указал, что в сентябре 2011 г. ГУ ОПФР по РД рекомендовало ему обратиться в суд для решения вопроса о включении периодов работы N в должности преподавателя специальных дисциплин в ГОУ Дагестанском художественном училище им. Джемала в педагогический стаж ( N
Истец полагает, что позиция ГУ ОПФР по РД противоречит положениям п. 1 пп. 19 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-Ф3, устанавливающему, что пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей и Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного Правительством РФ 29 октября 2002 г. N 781.
Ответчик иск не признал и просил в удовлетворении требований Ибрагимова А.И. отказать по тем основаниям, что образовательное учреждение ГОУ Дагестанское художественное училище им. Джемала до 04.05.2004 являлось структурным подразделением Министерства культуры РД, работники которого правом на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не обладают. Помимо этого в выписке из индивидуального лицевого счёта отсутствует кодовое значение, которое является одним из основных условий для назначения пенсии за выслугу лет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заместителя управляющего ГУ ОПФР по РД Сулейманова Н.М. содержится просьба об отмене решения Ленинского районного суда г. Махачкалы от 03 февраля 2012 г.
В обоснование жалобы указывается, что исключение из педагогического стажа периодов работы N обусловлено тем, что Дагестанское художественное училище им. Джемала до 04.05.2004 функционировало как структурное подразделение Министерства культуры РД, работники которого правом на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью не обладают.
Согласно действующему пенсионному законодательству льготное исчисление трудового стажа учитывается, если в сведениях персонифицированного учёта отражено наименование образовательного учреждения, предусмотренного Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с проставлением соответствующего льготного кода и педагогической нагрузки.
В выписке из индивидуального лицевого счёта Ибрагимова А.И. плательщиком страховых взносов обозначено Министерство культуры РД. В связи с этим в сведениях, содержащихся в выписке из индивидуального лицевого счёта Ибрагимова А.И. за периоды с 01.01.1999 по 04.05.2004 в графе "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии", представляемых в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ от 01.04.1996 ежегодно до 01 марта работодателем о каждом работающем у него застрахованном лице, не проставлены соответствующий код и нагрузка, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии.
В этой связи отказ ГУ ОПФР по РД во включении периодов работы N в льготный стаж, необходимый для назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, является правомерным и основанным на требованиях действующего пенсионного законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ОПФР по РД, суд апелляционной инстанции Верховного суда Республики Дагестан находит решение суда от 03 февраля 2012 года подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 пп. 19 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста не менее 25 лет.
Согласно п. 3 ст. 27 вышеназванного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Досрочная пенсия назначается педагогическим работникам, работавшим в должностях и образовательных учреждениях, наименование которых утверждено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного Правительством РФ 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 1.10 указанного Списка предусмотрены наименования образовательных учреждений, работа в которых засчитывается в педагогический стаж, в котором в том числе названы училища всех наименований.
Педагогическая деятельность Ибрагимова А.И. в ГОУ "Дагестанское художественное училище им. М.А. Джемала" подтверждается записями в трудовой книжке ( N), справкой, выданной администрацией ГОУ от N и актом проверки достоверности сведений о трудовом стаже от N N N
Довод ОПФР по РД о том, что период работы с 01.01.1999 по 04.05.2004 не включается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в связи с отсутствием в выписке из л/с застрахованного лица соответствующего кода и нагрузки суд оценивает критически, поскольку соблюдение порядка предоставления индивидуальных сведений в ПФР является обязанностью работодателя и не входит в функциональные обязанности истца.
Трудовая пенсия по старости педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения, в котором они осуществляли трудовую деятельность.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им профессиональных обязанностей, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором он работает), заявленные Ибрагимовым А.И. требования удовлетворены правильно.
Следовательно, периоды работы N необходимо зачесть Ибрагимову А.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Факт обращения в территориальный орган пенсионного обеспечения за установлением досрочной трудовой пенсии подтверждается наличием акта проверки ГУ ОПФР по РД достоверности льготного стажа Ибрагимова А.И. от 06.09.2011, протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.09.2011 N 222.
Поскольку с учетом включения в педагогический стаж периодов работы с 01.09.1986 по 31.08.1988, с 20.09.1988 по 21.07.1989 и с 20.09.1989 по 04.05.2004 требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии льготный стаж истцом выработан и превышает 25 лет, исковое требование о назначении Ибрагимову А.И. досрочной трудовой пенсии с 18.11.2011 также подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ ОПФР по РД без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.