Судебная коллегия апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гасановой Д.Г., судей Галимовой Р.С. и Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания Шахрурамазанове К.М. рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе и.о. Министра труда и социального развития РД Каллаевой С.Г. на решение Каспийского городского суда от 16 февраля 2012 года, которым постановлено:
Иск прокурора г.Каспийска в интересах Мирзалаева М. А. к Министерству труда и социального развития РД о признании незаконным отказ в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, признании права на предоставление субсидии на улучшение жилищных условий и обязании предоставить субсидию на получение благоустроенного жилого помещения не менее 36 кв.м за счет средств республиканского бюджета удовлетворить.
Признать отказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в предоставлении Мирзалаеву М. А. субсидии на улучшение жилищных условий незаконным.
Признать за Мирзалаевым М. А. как участником Великой Отечественной войны 1941 - 1945г.г. право на предоставление субсидии на улучшение жилищных условий.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан предоставить Мирзалаеву М. А. как имеющему право на обеспечение жильем субсидию на получение благоустроенного жилого помещения площадью не менее 36 кв.м за счет средств республиканского бюджета.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Галимовой Р.С., объяснения представителя Министерства труда и социального развития по доверенности от Гасановой., просившей решение суда отменить, Мирзалаева М.А. и его представителя по Куватова, просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Каспийска обратился в суд в интересах Мирзалаева М.А. с иском к Министерству труда и социального развития РД о признании незаконным отказ в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, признании права на предоставление субсидии на улучшение жилищных условий и обязании предоставить субсидию на получение благоустроенного жилого помещения не менее 36кв.м. за счет средств республиканского бюджета.
Требования прокурора мотивированы тем, что согласно постановлению Администрации ГО "город Каспийск" N 673 от 02.12.2009г. Мирзалаев М.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма участника Великой Отечественной войны.
Согласно акту проверки условий жилья Мирзалаева М.А. от 23 июля 2010г. отделом учета и распределения жилья г.Каспийска установлено, что Мирзалаев М.А. проживает в доме N 10 по ул. "адрес" в "адрес" жилой площадью 117,5кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО15(сыну Мирзалаева М.А.). Согласно данным ГУП "Дагтехинвентаризация" и Управления Федеральной регистрационной службы по РД за Мирзалаевым М.А отсутствуют зарегистрированные в ЕРРП права на жилое помещение. Мирзалаев М. А. является ФИО2 1 группы имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как нуждающийся в улучшении жилищных условий в порядке ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" независимо от имущественного положения. Учитывая, что Президентом РФ были внесены изменения в Указ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г." от 7 мая 2008г. из текста Указа исключается дата завершения процесса по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответствующие поправки уже внесены в ФЗ "О ветеранах", который определяет, что ветераны ВОВ имеют право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, и не связывает эти меры с датой постановки на учет. Из Указа Президента об обеспечении жильем ветеранов ВОВ также исключена фраза "вставших на учет до 1 марта 2005г.". Согласно внесенным изменениям в ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет без определенного периода действия, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных в п.1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. министра труда и социального развития Каллаевой С.Г. содержится просьба отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывается на то, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку осуществляется лишь в отношении нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Решением депутатов городского округа "город Каспийск" "Об учётной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
При этом необходимо отметить, что М.А.Мирзалаев зарегистрирован и проживает в квартире по адресу город Каспийск, улица "адрес", дом N10, (общая площадь 144,8 кв.м.) вместе с семьей сына Г.М.Мирзалаева (собственник). Согласно акту проверки жилищных условий и домовой книге на жилое помещение, расположенное по адресу город Каспийск, улица "адрес", дом N10, в нем зарегистрированы и проживают:
ФИО9- жена собственника дома;
ФИО10 - сын собственника дома;
ФИО11- сын собственника дома;
ФИО12 - брат собственника дома;
ФИО13 - жена брата собственника дома;
ФИО14
Для определения нуждаемости М.А.Мирзалаева в улучшении жилищных условий общая площадь жилого помещения, владельцем которого является его сын Г.М.Мирзалаев, делится на количество членов его семьи: 144,8 : 5чел. = 28,96 кв.м., что превышает учетную норму (14 кв.м.) по городскому округу "город Каспийск". Данное обстоятельство свидетельствует о том, что М.А.Мирзалаев не нуждается в улучшении жилищных условий.
Кроме того, необходимо отметить, что в 2008 году на основании договора дарения земельного участка с жилым домом, вышеназванное домовладение принадлежащее М.А.Мирзалаеву было переоформлено на сына Мирзалаева Г.М.
Вместе с тем, данные действия в соответствии со статьей 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации подпадают под определение намеренное ухудшение жилищных условий, после которого граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, М.А.Мирзалаев был поставлен на учет администрацией городского округа "город Каспийск" неправомерно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Мирзалаев М.А., в чьих интересах прокурором предъявлен иск, Администрацией ГО "город Каспийск" постановлением от 02.12.2009г. за N 673 включен в список инвалидов ВОВ и семей погибших воинов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
23 августа 2010г. N 12-11/4842 Министерством труда и социального развития РД Мирзалаеву М.А. отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья в 2010г. со ссылкой на ст.53 ЖК РФ, то есть, то, что ему принадлежало домовладение по "адрес" в г.Каспийске общей площадью 144,8кв.м., в том числе жилой 117,5кв.м., которое он в октябре 2008г. на основании договора дарения земельного участка с жилым домом переоформил на сына ФИО15, а вторым основанием отказа послужило то, что по представленным Мирзалаевым М.А. документам, он не относится к категории нуждающихся в получении жилья.
То обстоятельство, что Мирзалаев М.А. является участником ВОВ 1951-1945г.г., инвалид 2 группы - сторонами в споре не оспаривается.
Меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп. 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2).
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Суд, проанализировав законодательство, правильно установил обстоятельства, имеющие правовое значение для правильного рассмотрения возникшего спора, обоснованно исходил из того, что Мирзалаев М.А. органом местного самоуправления включен Постановлением Администрации ГО "г.Каспийск" от02.12.2009года N673 принят на учет и включен в список инвалидов войн и семей погибших воинов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма(л.д.11-12).
Из Акта комиссионной проверки жилищных условий Мирзалаева М.А. от 02 февраля 2010г. отдела учета и распределения жилья Администрации г.Каспийска следует, что Мирзалаев М.А. проживает в жилом доме N 10 по ул. "адрес" в г.Каспийске вместе с сыном, внуками и снохами - всего 8 человек, в котором для жилья готов только первый этаж, второй этаж не для жилья не пригоден, данной комиссией Мирзалаев М.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий(л.д.14-15).
Из приобщенной к материалам дела по ходатайству стороны истца ксерокопии технического паспорта жилого дома N 10 по ул. "адрес" в г.Каспийске, а также справки от 05.05.2012года, выданных ГУП "Дагтехинвентаризация" в г.Каспийске следует, что жилой дом по ул. "адрес", 10 в г.Каспийске общей площадью 144,9 кв.м., в том числе жилой - 117,5кв.м. для проживания используется только первый этаж общей площадью 61,1 кв.м., в том числе 44,9 кв.м. Данное обстоятельство нашло подтверждение при осмотре судебной коллегией указанного жилого дома на выездном заседания коллегии с участием в том числе представителя Министерства труда и социального развития РД.
Что касается доводов жалобы о намеренном ухудшении Мирзалаевым М.А. своих жилищных условий, отчуждением принадлежащего ему на праве собственности дома N 10 по ул. "адрес" в г.Каспийске, коллегия считает, что даже при его наличии в собственности Мирзалаева М.А., последний с учетом количества проживающих в нем лиц и учетной нормой площади жилого помещения на территории ГО "г.Каспийск" в 14 кв.м, нуждается в улучшении жилищных условий.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия соглашается с постановленным судом первой инстанции решением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каспийского городского суда РД от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"."
"."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.