Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре Атаеве Э.М.,
рассмотрел 22 августа 2012 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ибрагимова С.М. на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 18 мая 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Ибрагимова С.М. к МВД по РД об обязании произвести перерасчет стажа, дающего ему право на пенсию с включением в общий стаж работы для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия, периодов его работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским специальностям общей продолжительностью 5 лет 1 месяц и 27 дней отказать".
Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., объяснения Ибрагимова С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя МВД по РД Таимова О.М., просившего решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции Верховного суда РД,
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимов С.М. обратился в суд с иском к МВД по РД о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах налоговой полиции с 15.07.1993 года (приказ УФСНП по РД N 96 -л/с от 14.07.1993 года) по 30.06.2003 года (приказ УФСНП по РД N 173 л/с от 30.06.2003 г.), по п. "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по сокращению штатов или ликвидации организации).
Приказом МВД РД N 380 от 12.08.2003 года с 01.07.2003 года он был зачислен в штат МВД РД на должность старшего оперативного уполномоченного МОРО ОРЧ-1 по Левашинской зоне по налоговым преступлениям при МВД РД. Приказом МЛД РД N 743 от 08.12.2005 года переведен на должность оперативного уполномоченного МОРО ОРЧ-1 по Левашинской зоне по налоговым преступлениям при МВД РД.
Уволен приказом МВД по РД N 1499 л\с от 26.10.2011 года по п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста).
При исчислении стажа, дающего ему право на пенсию и единовременного пособия МВД по РД не зачислен стаж работы по финансово-экономическим., бухгалтерским специальности, на которых он проработал до поступления на службу в органы налоговой полиции:
стаж работы в должности бухгалтера материального стола колхоза им. "Казбекова" "адрес" с 10.03.1988 года по 01.01.1990 года; стаж работы в должности бухгалтера кооператив "Тур", приказ N от 09.01.1990 года, с 10.01.1990 года по 17.05.1993 год, в общей сложности 5 лет 1 месяц и 27 дней.
Истец считает, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 года N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" (в редакции Указа Президента РФ от 09.03.2004) упразднена Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, ее функции по пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы МВД РФ и, что в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", утратившего силу с 01.07.2003 года, пенсионное обеспечение сотрудников органов налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 50 Положения, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, предшествовавшей службе в органах внутренних дел на должностях начальствующего и рядового состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 Указа Президента РФ от 15 мая 1996 года "Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам" при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
В части 3 статьи 50 названного Положения законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
При этом Федеральный закон от 30.06.2003 г. N86-ФЗ предусматривал специальную гарантию при переходе лиц, увольняемых из органов налоговой полиции, упраздняемых на основании Указа Президента РФ N306 от 11.03.2003, на службу в органы внутренних дел, - зачет выслуги лет в органах налоговой полиции в выслугу лет в органах внутренних дел без каких-либо ограничений и пересчета.
В органы налоговой полиции он был принят с присвоением специального звания "старший лейтенант налоговой полиции" на должность специалиста второй категории. Ко времени увольнения из органов налоговой полиции он состоял на должности оперуполномоченного по особо важным делам со специальным званием "подполковник налоговой полиции", и считает, что отказ МВД по РД исчислить ему в выслугу лет для назначения пенсии периода времени работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским специальностям, является незаконным в силу ошибочного истолкования вышеприведенных положений закона и подзаконных нормативных актов, регулировавших пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов налоговой полиции РФ.
С просьбой о включении указанного периода работы в стаж работы для назначения ему пенсии по выслуге лет он обращался 06.03.2012 года. 04.04.2012 года за исх. N 3\11 - И-2 ему в этом было отказано. В связи с этим с учетом требований срок обращения в суд ему необходимо засчитать с указанного времени, когда стало известно о нарушении его права.
С приказом об увольнении из органов налоговой полиции он не был ознакомлен, его нет также в его личном деле. Согласно заключению о стаже службы на выплату процентной надбавки за выслугу лет, представленной УФСНП РФ по РД оспариваемый им стаж работы был включен в выслугу лет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ибрагимова С.М. ставится вопрос об отмене решения суда с принятием нового решения, которым необходимо обязать МВД по Республике Дагестан произвести перерасчет стажа, дающего ему право на пенсию с включением в общий стаж работы для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия, периодов его работы на должностях по финансово - экономическим, бухгалтерским специальностям общей продолжительностью 5 лет 1 месяц и 27 дней.
В обоснование жалобы, приводя те же доводы, что и в исковом заявлении, указывается на то, что суд не учел, что МВД по РД, при исчислении ему общего стажа работы для назначения пенсии, в нарушение требований норм Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции, не приняты к зачету периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским специальностям в общей сложности 5 лет 1 месяцев и 27 дней. Не зачислен стаж работы в должности бухгалтера материального стола колхоза им. "Казбекова" в "адрес", приказ от 08.03.1988 года; с 10.03.1988 года по 01.01.1990 год и стаж работы в должности бухгалтера кооператива "ТУР", приказ от 09.01.1990 года, с 10.01.1990 года по 17.05.1993 года.
Также судом не было учтен тот факт, что в органы налоговой полиции он был принят с присвоением специального звания "старший лейтенант налоговой полиции" на должность специалиста второй категории. Ко времени увольнения из органов налоговой полиции он состоял на должности старшего оперуполномоченного со специальным званием "майор налоговой полиции".
По мнению автора жалобы, суд неправильно истолковал вышеприведенные положения закона и подзаконные нормативные акты, регулировавшие пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов налоговой полиции РФ.
Далее в жалобе указывается, что суд оставил без внимания и то, что с приказом об увольнении из органов налоговой полиции он не был ознакомлен, что его нет также в его личном деле. Согласно заключению о стаже службы на выплату процентной надбавки за выслугу лет, оспариваемый им стаж работы был включен в выслугу лет. О том, что до упразднения органов налоговой полиции ему ведомственным приказом не засчитан стаж по экономическим должностям для назначения пенсии - он не знал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ибрагимов С. М. проходил службу в органах налоговой полиции с 15.07.1993 года (приказ УФСНП по РД N 96 -л/с от 14.07.1993 года) по 30.06.2003 года(приказ УФСНП по РД N 173 л/с от 30.06.2003 г.), уволен по л. "е" ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (по сокращению штатов или ликвидации организации).
Приказом МВД РД N 380 от 12.08.2003 года с 01.07.2003 года он был зачислен в штат МВД РД на должность старшего оперативного уполномоченного ".", т.е с присвоением ему специального офицерского звания. Приказом МЛД РД N 743 от 08.12.2005 года переведен на должность оперативного уполномоченного ".".
Уволен приказом МВД по РД N 1499 л\с от 26.10.2011 года по п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста).
При исчислении стажа, дающего Ибрагимову С. право на пенсию и единовременного пособия МВД по РД не зачислен стаж работы по финансово-экономическим., бухгалтерским специальности, на которых он проработал до поступления на службу в органы налоговой полиции:
стаж работы в должности бухгалтера материального стола колхоза им. "Казбекова" "адрес", с 10.03.1988 года по 01.01.1990 года, стаж работы в должности бухгалтера кооператив "Тур", приказ N от 09.01.1990 года, с 10.01.1990 года по 17.05.1993 год, в общей сложности 5 лет 1 месяц и 27 дней.
Отказывая в удовлетворении иска Ибрагимова С. об обязании МВД РД произвести зачет этих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии, суд первой инстанции, сославшись на Постановление Правительства РФ N 155 от 20.02.1995 г. о том, что на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания и их семьи распространено действие постановления Совета Министров-Правительства РФ N. 94 Г от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную" службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу, в органах внутренних дел государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семьям в РФ", пришел к выводу о том, что работа истца по финансово-экономическим специальностям не входит в перечень должностей, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии. Данные периоды подлежат включению только в трудовой стаж.
Иной правовой нормы, касающейся сотрудников Государственной налоговой службы, которая предусматривала бы включение времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, не имеется.
Суд апелляционной инстанции находит неправильными эти выводы суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2002 года) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30 июня 2002 года).
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
На момент обращения с рапортом и увольнением Ибрагимова С. из органов налоговой полиции Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Так, исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии Федеральным законом от 30.06.2003 г. N86-ФЗ МВД РД не вправе произвести пересчет трудового стажа, не соответствует буквальному толкованию данной нормы закона, согласно которой выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1110; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620) (далее - Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации), в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 121-ФЗ)
Пенсионное обеспечение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание сотрудников федеральных органов налоговой полиции, перешедших на службу в органы внутренних дел, а также работников указанных органов, имеющих право на соответствующее обеспечение и обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членов их семей осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Иное толкование указанных правовых норм может рассматриваться не иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При указанных обстоятельствах состоявшееся по делу судебное решение подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Ибрагимова С.М.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 18 мая 2012 года отменить. Принять по делу новое решение. Исковые требования Ибрагимова С.М. удовлетворить. Обязать МВД по РД произвести перерасчет стажа, дающего Ибрагимову С. М. право на пенсию с включением в общий стаж работы для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия, периодов его работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским специальностям: стаж работы в должности бухгалтера материального стола колхоза им. "Казбекова" "адрес" с 10.03.1988 года по 01.01.1990 года; стаж работы в должности бухгалтера кооператива "Тур" с 10.01.1990 года по 17.05.1993 год, общей продолжительностью 5 лет 1 месяц и 27 дней.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.