Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре Атаеве Э.М.,
рассмотрел 24 августа 2012 года в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан Кахаева М.А. на решение Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан от 18 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Признать право Сулеймановой И. Б., Сулейманова М. М., Сулейманова Ш. М., Сулейманова А. М., Сулеймановой И. А. и Сулейманова А. М. на получение государственного жилищного сертификата, как лиц лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в "адрес" 21-22 сентября 2009 года.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ в пользу Сулеймановой И. Б., Сулейманова М. М., Сулейманова Ш. М., Сулейманова А. М., Сулеймановой И. А. и Сулейманова А. М. по 446000 рублей в пользу каждого, а всего 2 678 400 (два миллиона шестьсот семьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей - стоимость жилья истцам по государственному жилищному сертификату.
В удовлетворении иных исковых требований истцов по делу отказать".
Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., объяснения Сулеймановой И. и представителя Сулеймановых Иду, Мурада, Шамиля, Абдулы и Индиры - адвоката Кадыровой С.А., просивших решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции Верховного суда РД,
УСТАНОВИЛ:
Сулейманова И. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Сулейманова А. М. обратились в суд иском к Администрации МО "город Кизилюрт", ГУ МЧС РФ по РД: о признании незаконным действий Администрации МО "город Кизилюрт" по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов по РД и обязании Администрацию МО "город Кизилюрт", ГУ МЧС РФ по РД включить их в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 года N832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение государственного жилищного сертификата, в Правительство РД для последующего представления в Правительство РФ и выдачи им государственного жилищного сертификата.
В ходе судебного разбирательства истцы увеличили исковые требования и просили суд:
восстановить для Сулеймановых срок для обжалования действий (бездействия) Администрации МО "город Кизилюрт" по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов и выдачи жилищного сертификата, обязать ответчика включить Сулеймановых в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 17.11.2008 г. N832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение жилищного сертификата, в Правительство РД; признать право Сулеймановых на получение государственного жилищного сертификата, как лиц лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в "адрес" 21-22 сентября 2009 году; обязать Правительство Республики Дагестан включить их в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, как лиц, лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в "адрес" 21-22 сентября 2009 г.
Затем истцы вновь увеличили исковые требования и просили суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сулеймановых И. Б., Индиры Абдулбасировны, Абдурахмана Мурадовича, Мурада Магомедовича, Шамиля Магомедовича, Абдулы Магомедовича 3 124 800 (три миллиона сто двадцать четыре тысяч восемьсот) рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кахаева М.А. содержится просьба об отмене решения, как незаконного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела.
В обоснование жалобы указывается на то, что суд не учел, что истцы не были включены своевременно в список, представленный для оказания материальной помощи Администрацией г.Кизилюрта, из чего следует, что Правительство РФ, Министерство Финансов РФ не могло разрешить вопрос об оказании помощи истцу.
По мнению автора жалобы, вины Министерства финансов РФ в не получении истцам денежных средств нет, Министерство Финансов РФ все денежные средства, выделенные согласно указанным распоряжениям Правительства РФ перечислило на счета администраций городов и районов для дальнейшего распределения их на блокированные счета пострадавших по спискам, утвержденным ранее.
Истцы не были включены своевременно в список, представленный для
оказания материальной помощи Администрацией г.Кизилюрта, из чего
следует, что Правительство РФ, Министерство Финансов РФ не могло
разрешить вопрос об оказании помощи истцу.
В Постановлении Правительства РФ N 750 от 13.10.2008 четко указано, что Министерство финансов РФ осуществляет перечисление средств из резервного фонда для пострадавших
не позднее месяца со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения.
Министерство Финансов РФ все денежные средства, выделенные
согласно указанным распоряжениям Правительства РФ перечислило на счета администраций городов и районов для дальнейшего распределения
Далее в жалобе указывается на то, что в обжалуемом решении нет ни одной ссылки на нормативно-правовой акт, который регламентировал бы порядок взыскания денежных средств с Министерства финансов РФ в счет стоимости по государственному жилищному сертификату.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года N 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Срок действия сертификата составляет один год с даты выдачи гражданину Российской Федерации. По истечении указанного срока сертификат является недействительным.
В силу п. п. 22 - 25 указанного Порядка погашение сертификатов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках предусмотренных на это ассигнований. Перечисление межбюджетной трансферты на погашение сертификатов осуществляется после того, как его владелец получит или приобретет жилье.
Как следует из материалов дела, согласно заявлению Сулейманова М.А.на имя главы Администрации МО "город Кизилюрт" от 23.09.2009 года, он просит направить комиссию для определения ущерба от проливных дождей.
В акте визуального обследования, составленного инженером-техником отделения по г.Кизилюрт и Кизилюртовскому району филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по РД Мусаевой Л.А. 5.11.2009 года указано, что домостроение, принадлежащее Сулейманову М. А. и расположенное по адресу: РД, "адрес", для проживания не пригодно и подлежит сносу.
Эти акты визуального обследования жилых домостроений, в т.ч., и акты на домостроения, не пригодные для проживания, филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по РД в лице главного инженера Магомедшарипова М.А. передала другой стороне, а Администрация МО "город Кизилюрт" РД в лице главы Администрации Алюкова У.Ш. их приняла, что подтверждается актом приема-передачи от 10.11.2009 года.
В телефонограмме Администрации МО "город Кизилюрт", направленной начальнику ГУ МЧС РФ по РД 16.11.2009 года указано, что из-за несогласованных действий проектного института "Даггражданпроект" и филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по РД две недели не могут представить материал по пострадавшим в результате очень сильных дождей 21.09.2009 года.
Из справки ГУ ГПИ "Даггражданпроект" от 19.11.2009 года усматривается, что дом, расположенный по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", т.е дом Сулеймановых, пригоден для проживания и не подлежит сносу.
В связи с этим Администрации МО "город Кизилюрт" направила директору ГУ ГПИ "Даггражданпроект" от 30.11.2009 года письмо, в котром просит в связи с многочисленными обращениями граждан произвести дополнительное обследование частных домовладений на предмет пригодности их для дальнейшего проживания, поврежденных в результате сильных дождей 21-29 сентября 2009 года по МО "город Кизилюрт", в том числе, и домовладения, принадлежащего Сулейманову М.А. по "адрес" РД.
Актом обследования от 06.12.2009, года согласованного начальником отдела ГО и ЧС города Кизилюрт и утвержденного главой Администрации МО "город Кизилюрт", подписанным председателем и членами комиссии, в том числе и представителем ГУ ГПИ "Даггражданпроект" 05.12.2009 года, подтверждается факт того, что дом по адресу: "адрес" "адрес" непригоден для дальнейшего проживания.
Из письма Администрации МО "город Кизилюрт" направленного в ГУ МЧС РФ по РД от 11.12.2009 года усматривается, что Администрация МО "город Кизилюрт" направляет дополнительный материал по нанесенному ущербу собственникам жилых домов в результате сильных дождей 21 сентября 2009 года, имеющих сильную степень повреждения, установленных повторным обследованием по заявлениям пострадавших жильцов, куда входит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", собственником которого является Сулейманов М. А..
Из письма Администрации МО "город Кизилюрт" N01-40/112 от 25.01.2010 года усматривается, что дополнительным списком материал на домостроение Сулейманова М.А. представлен в ГУ МЧС России по РД для оказания помощи согласно действующего законодательства, как пострадавшему в результате сильных дождей.
Из списка семей граждан, пострадавших в результате очень сильных дождей 21 сентября 2009 года на территории МО "город Кизилюрт" РД, на получение государственных жилищных сертификатов подписанного главой Администрации МО "город Кизилюрт", начальником отдела ГО ЧС гор. Кизилюрт и начальником ОУФМС РФ по РД город Кизилюрт в декабре 2009 года видно, что в указанный список включена и семья Сулеймановых: Магомед А. - глава семьи, его жена - Иду, трое сыновей - Абдула, Шамиль, Мурад, невестка - Индира и малолетний внук - Абдурахмана.
Отказ во включении Сулеймановых в сводный список, согласно письму руководителя ГУ МЧС России по РД на имя главы Администрации МО "город Кизилюрт" от 10.02.2011 года обусловлен тем, что дополнительный список представлен Администрацией МО "город Кизилюрт" почти через полтора месяца после выхода поручения Правительства РФ NИШ-П4-6262 от 29.10.2009 года, согласно которому материалы по объемам причиненного гражданам ущерба в результате указанных стихийных явлений в установленном порядке представлены в федеральное министерство. На основании представленных Правительством РД материалов из федерального бюджета выделены и распределены соответствующие компенсационные выплаты пострадавшим жителям республики.
В письме Администрации МО "город Кизилюрт", направленном Сулейманову М.А. от 18.03.2011 года, указано, что на расчетный счет в Сбербанке г. Кизилюрт Сулейманова М.А. перечислены денежные средства в сумме 50 тысяч рублей за утраченное имущество. В случае получения данной суммы в размере 50 тысяч рублей Сулейманов М.А. теряет право на жилищный сертификат, а согласно письму ГУ МЧС РФ по РД Сулейманову М.А. отказано во включении его в списки на получение жилищного сертификата по сносу и Администрация МО "город Кизилюрт" рекомендует ему обратиться в суд.
Определением судьи Кизилюртовского городского суда от 02.09.2012 года гражданское дело по иску Сулейманова М. А. к Администрации МО "город Кизилюрт" о включении в сводный реестр разрушенных домов в результате ливневых дождей и на получении государственного жилищного сертификата, возбужденное 21.07.2011 года, оставлено без рассмотрения.
Из свидетельства о смерти 1-БД N763298, выданного 09 сентября 2009 года усматривается, что Сулейманов М. А. умер "дата", после чего Сулейманова И.Б обращается в суд с заявлением от 06.10.2011 года, в котором просит отменить вышеуказанное определение - и произвести замену умершего истца-Сулейманова М. на его правопреемника, т.е. на жену.
Определением судьи Кизилюртовского городского суда от 28.10.2011 года отказано в удовлетворении заявления Сулеймановой И. Б..
Кассационным определением от 23.11.2011 года определение Кизилюртовского городского суда от 28.10.2011 года оставлено без изменения, частная жалоба Сулеймановой И. без удовлетворения, после чего истцы самостоятельно обратились в суд с исковым заявлением.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 29.02.2012 года наследником имущества Сулейманова М. А. умершего, "дата", которое состоит из жилого дома находящегося по адресу: "адрес" "адрес" является его жена Сулейманова И. Б..
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сулейманова И., как правопреемница Сулейманова М., вместе с членами семьи была включена в список граждан РФ, лишившихся жилья в результате землетрясения, произошедшего в сентябре 2009 года на территории "адрес" РД, на получение государственных жилищных сертификатов, однако МЧС России отказалось включить дополнительный список в сводный список, сославшись на пропуск месячного срока, установленного Постановлением Правительства РФ N 750 от 13.10.2008 года.
Между тем, как верно отмечено районным судом, права Сулеймановых на получение меры государственной поддержки в связи со стихийным бедствием не должны быть поставлены в зависимость от своевременности исполнения своих обязанностей иными лицами, поскольку данная мера должна быть действенной и направлена на обеспечение жилыми помещениями лиц, которые в результате стихийного бедствия утратили единственное жилое помещение.
Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 не возлагает какие-либо права, обязанности на пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе на истцов, не регулирует в данной части непосредственно отношений с участием пострадавших, в том числе истцов, а наоборот, в интересах пострадавших, в том числе и истцов, ориентирует обязанных лиц в целях скорейшего возмещения вреда пострадавшим, в том числе истцам, организовать свою урегулированную вышеуказанными нормативными актами работу таким образом, чтобы обосновывающие документы поступили в месячный срок со дня соответствующего поручения Правительства России.
В Республике Дагестан порядок организации работы с данными сертификатами был установлен только в феврале 2011 г. Постановлением Правительства РД от 02.02.2011 N 22 "Об утверждении Порядка организации работы в Республике Дагестан с государственными жилищными сертификатами, выданными гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Доводы и ссылки представителя ответчика о том, что необоснованно на Минфин РФ возложена обязанность выплатить компенсацию за уничтоженный в результате стихийного бедствия дом, не могут быть признаны состоятельными, поскольку согласно статье 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация представляет собой обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые (могут повлечь или) повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из этой нормы следует, что причинение материального ущерба в результате стихийного бедствия подпадает под действие названного закона.
В соответствии со статьей 18 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате стихийного бедствия.
Поэтому, в силу названного закона истица имеет право на возмещение ущерба, причиненного вследствие стихийного бедствия - ливневых дождей, прошедших в сентябре 2009 года.
Однако как это усматривается из материалов дела, Сулейманов М.- ныне покойный супруг истицы, по вине органов и должностных лиц, на которых лежала эта обязанность, не был своевременно включен в список жителей, на кого были запрошены денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации, за счет которых выделяются средства на возмещение ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия, а его обращения оставлены без удовлетворения со ссылкой на то, что с соответствующими документами обратились с опозданием.
Между тем, названный закон не определяет сроки, в течение которого непосредственно сам гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением о возмещении ущерба.
Принимая во внимание то, что согласно статье 25 названного Федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовое обеспечение установленных этим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации, при сложившихся обстоятельствах финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации - ливневых дождей в "адрес" РД следует отнести к расходным обязательствам Российской Федерации.
Кроме того, при обстоятельствах, когда установлено, что обращение ныне покойного Сулейманова М. оставлено без своевременного и надлежащего реагирования, когда другим лицам, которым ущерб причинен при тех же обстоятельствах, что и ему, возмещение ущерба произведено за счет федеральных средств, нельзя согласиться с таким основанием для отказа в возмещении ущерба, как несоблюдение порядка обращения за получением этих средств, поскольку истица лишена возможности иным путем защитить свои права.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Сулейманова И. в настоящее время лишена возможности реализации предусмотренного статьей 18 названного Федерального закона на возмещение ущерба в порядке, предусмотренном Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 1286-Р и от 20.08.2010 года N 1400-Р, суммы возмещения ущерба подлежат взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов, устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций, в том числе чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации, обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Нарушенное право может быть восстановлено путём взыскания с ответчика - Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации соответствующих денежных средств, в размере выплачиваемых государством в счёт погашения именного государственного жилищного сертификата.
Согласно Приложению N2 к постановлению Правительства РД от 15.01.2010 N 7 (ред. от 16.02.2012) "Об утверждении реестра жилых домов, непригодных для проживания, и списка граждан Российской Федерации в Республике Дагестан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихийных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-29 сентября 2009 года на территории Республики Дагестан" количество пострадавших превысило 500 человек, согласно сметы-заявки о потребности денежных средств для ликвидации последствий стихийных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-29 сентября 2009 года на территории Республики Дагестан утвержденной Председателем Правительства РД размер материального ущерба превысил 500 млн. руб.
В этой связи обоснован вывод суда о том, что чрезвычайная ситуация в результате очень сильных дождей, произошедших 21-29.09.2009 года в Республике Дагестан является, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией федерального характера, так как в результате неё количество пострадавших превысило 500 человек и размер материального ущерба превысил 500 млн. руб.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении, террористических актов правомерными действиями, признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.
Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее Порядка) установлено, что сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Сертификат не является ценной бумагой.
Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации.
Размер компенсации бюджету субъекта Российской Федерации за предоставленное жилое помещение и размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения определяются исходя из размера общей площади жилого помещения в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 832) с учетом пункта 18 Порядка и средней стоимости 1 кв. метра общей площади, сложившейся в регионе, в котором произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие на дату подачи заявки. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади в указанном регионе определяется на основе нормативных актов Министерства регионального развития Российской Федерации.
Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат, выделяемых в соответствии с планами на первый квартал 2012 года, для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, установлена в размере 24800 руб. по Республике Дагестан, согласно Приказа Минрегионразвития РФ от 29. 09.12.2011 N 562 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года". Стоимость 1 кв.м. 24 800 рублей в РД оставлено без изменения и приказом Минрегионразвития РФ от 29 марта 2012 года N143 о средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на второй квартал 2012 года.
Постановлением от 15.01.2010 г. N 7 Правительства Республики Дагестан "Об утверждении реестра жилых домов, непригодных для проживания, и списка граждан Российской Федерации в Республике Дагестан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате стихийных гидрометеорологических явлений, произошедших 20-29 сентября 2009 года на территории Республики Дагестан" утвержден соответствующий реестр жилых домов и список граждан, в которых ни жилое помещение истцов, ни сами истцы и ни малолетний внук Сулеймановой И. - Абдурахман не значится.
Материалами дела, как уже было сказано, установлено и никем из сторон не оспаривается, что истцы Сулеймановы и члены семьи Сулеймановых в количестве 7 человек проживали и были зарегистрированы на 21-22.09.2009 года, по адресу: "адрес", в доме принадлежащем Сулеймановым; что жилой дом по "адрес" N, "адрес" непригоден для дальнейшего проживания в результате стихийного бедствия в виде сильных ливневых дождей имевшего место 21.09.2009 года, так как оно разрушено, в дальнейшем признано непригодным для проживания; что Сулейманов М.А. обращался с заявлением 23.09.2009 в Администрацию МО "город Кизилюрт", для определения ущерба его жилого дома, однако из-за продолжительной волокиты и несогласованности заинтересованных лиц по выдаче государственного жилищного сертификата, семья Сулеймановых осталась без государственной поддержки по приобретению жилья; что иного жилья у Сулеймановых нет, кроме указанного дома, который выведен из состава жилого фонда; что нарушено право семьи Сулеймановых на получение помощи от государства для приобретения жилья; что отсутствует вина Сулеймановых в своевременном не включении их в список на получение государственного жилищного сертификата.
Таким образом, оценивая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности с письменными доказательствами по делу и указанными законодательными и нормативными актами, суд законно и обоснованно нашел подлежащими удовлетворению заявленные требования о признании за права на компенсационные выплаты, как за пострадавшими, лишившимся в результате ливневых дождей в сентябре 2009 года жилого помещения.
При этом судом обоснованно рассчитывалась сумма компенсации за уничтоженный в результате этого жилой дом, исходя из норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Кизилюртовский район на указанный период.
При этом суд исходил из того, что согласно ст.1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Поскольку право на государственный жилищный сертификат покойного Сулейманова М. неразрывно связано с личностью наследодателя, стоимость жилья причитавшегося ему по государственному жилищному сертификату, как правильно указано в решении суда, не подлежит наследованию.
Стоимость жилья истцам по государственному жилищному сертификату, подлежащая возмещению за счет казны РФ в сумме 2678400 рублей, судом первой инстанции рассчитана правильно, исходя из следующего: (18 х 24800 х 6 где 18 кв. м. - норматив общей площади жилья каждому из истцов по сертификату, 24800 руб. - возмещаемая стоимость 1 кв. м. общей площади жилья, 6- количество лиц в семье Сулеймановых имеющих право на получение возмещения).
При наличии приведенных выше обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований о взыскании стоимости государственного жилищного сертификата защищены права и интересы истцов, в связи с чем, нижеприведенные требования: об обязании Администрации МО "город Кизилюрт", ГУ МЧС РФ по РД включить Сулеймановых в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 года N832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение государственного жилищного сертификата, в Правительство РД для последующего представления в Правительство РФ и выдачи им государственного жилищного сертификата; обязании ГУ МЧС РФ по РД ответчика включить Сулеймановых в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 17.11.2008 г. N832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение жилищного сертификата, в Правительство РД; об обязании Правительства Республики Дагестан включить Сулеймановых в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, как лиц, лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в "адрес" 21-22 сентября 2009 года.
Требования истцов Сулеймановых о восстановлении срока для обжалования действия (бездействия) Администрации МО "город Кизилюрт" по несвоевременному представлению списка и соответствующего материала в ГУ МЧС РФ по РД для включения их в сводный реестр разрушенных домов и выдачи жилищного сертификата, обязании ответчика включить Сулеймановых в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия с учетом требований Постановления Правительства РФ от 17.11.2008 г. N832, представить этот список и материал, обосновывающий их право на получение жилищного сертификата, в Правительство РД и требование ответчиков о применении к исковым требованиям сроков исковой давности и в отказе на основании пропуска срока исковой давности также правильно не удовлетворены, исходя из того, что имеет место спор о праве, подведомственном суду и который рассматривается в порядке искового производства, а не как, возникший из публичных правоотношений.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Указанный срок истцами не пропущен.
Исходя из указанных обстоятельств и норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости признания за Сулеймановой И. Б., Сулеймановым М. М., Сулеймановым Ш. М., Сулеймановым А. М., Сулеймановой И. А. и Сулеймановым А. М. права на получение государственного жилищного сертификата, как лиц лишившихся жилья в результате ливневых дождей, имевших место в "адрес" 21-22 сентября 2009 года, путём взыскания с ответчика - Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации соответствующих денежных средств.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом принято законное и обоснованное решение, при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований процессуального закона, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Кизилюртовского районного суда Республики Дагестан от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления федерального казначейства РФ по РД Кахаева М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.