Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Королевой С.В.
и судей: Леоновой Л.П., Савина А.И.
при секретаре Нуриевой А.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы Администрации муниципального образования Мийнальского сельского поселения на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 11 марта 2012 года по заявлению Главы Мийнальского сельского поселения об обжаловании предостережения прокурора Лахденпохского района.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
требования заявлены по тем основаниям, что 08.02.2012г. прокурором Лахденпохского района в адрес Главы вынесено предостережение за N 07-14-2012 о недопустимости нарушений закона, в котором прокурор указывает на установленную законодательством обязанность Главы Мийнальского сельского поселения (Глава МСП) по осуществлению на территории поселения регистрационного учета граждан по месту жительства, месту пребывания, снятию с регистрационного учета, требует не допускать нарушений законодательства. Ссылаясь на положения ст.ст. 3,4 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Приказ Федеральной миграционной службы России от 20.09.2007г. N 208, ч.2 ст.20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.5 ФЗ от 25.12.2008г. N281 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прокурор полагает, что отказ Главы МСП от осуществления регистрации граждан по месту жительства приведет к нарушению указанных норм права.
Глава МСП Тимина Г.И. не согласна с предостережением, поскольку, по ее мнению, оно не соответствует закону. Указывает, что в соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента N 928 от 19.07.2004г., Федеральная миграционная служба (ФМС) России является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Одной из задач ФМС России является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Ссылаясь на ст. 132 Конституции РФ, п.1 ст. 14, п.2 ст.14.1, п. п. 1,2 ст.18, п.п.1, 2, 3,5, 6 ст. 19, п.п.3, 4, 4.1 ст.20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полагает, что осуществление регистрационного учета граждан к полномочиям органов местного самоуправления законом не отнесено, указанные вопросы отнесены к компетенции Российской Федерации. Передача полномочий органам местного самоуправления по регистрации граждан должна осуществляться на основании соответствующего Федерального закона с необходимым финансовым обеспечением из федерального бюджета. В отсутствие Федерального закона о передаче данных полномочий, осуществление отдельных государственных полномочий является правом, а не обязанностью поселения, и реализуется путем принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Поскольку законом полномочия по регистрационному учету Мийнальскому сельскому поселению не переданы, финансовое и материальное обеспечение для их реализации отсутствует, решение о реализации права на их осуществление представительным органом не принималось, у Главы МСП отсутствует обязанность по организации деятельности по осуществлению регистрационного учета граждан по месту жительства, месту пребывания, снятию с регистрационного учета. Кроме того, территориально администрация Мийнальского сельского поселения находится в г.Лахденпохья, также как и Лахденпохский ТП УФМС России по РК, в связи с чем возложение обязанностей по регистрационному учету граждан на орган местного самоуправления необоснованно.
Кроме того, ссылаясь на ст.ст. 21, 22, 25.1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", п.п.1.2 и 2 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 06.07.1999г. N39/7, указывает, что поскольку у прокурора Лахденпохского района отсутствовали достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, нарушена процедура применения предостережения (не истребованы письменные объяснения), предостережение является незаконным и по указанным основаниям.
Глава МСП Тимина Г.И. просила суд признать предостережение о недопустимости нарушений закона от 08.02.2012г. N 07-14-2012, объявленное ей прокурором Лахденпохского района, незаконным и обязать прокурора устранить допущенные нарушения.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
С решением суда не согласна Глава Мийнальского сельского поселения, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение. Настаивает на доводах, изложенных в суде первой инстанции. Полагает, что у Администрации поселения отсутствуют полномочия по осуществлению регистрационного учета граждан по месту жительства, месту пребывания, снятию с регистрационного учета, поскольку они не указаны в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором установлен перечень вопросов местного значения поселения.
Считает, что для наделения Администрации поселения полномочиями по осуществлению регистрационного учета граждан по месту жительства, месту пребывания, снятию с регистрационного учета необходимо принятие отдельного нормативного правового акта.
Полагает необоснованным вывод суда о том, что отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа органа местного самоуправления от исполнения возложенных на него указанных государственных полномочий, а вопросы государственного финансирования указанной деятельности органов местного самоуправления администрация поселения может решать в установленном законом порядке.
Указывает, что порядок финансирования осуществления такого государственного полномочия, как регистрационный учёт граждан, Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" не определен. Не регламентируется порядок финансирования такого полномочия и другими нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Таким образом, передача полномочий органам местного самоуправления по регистрации граждан должна осуществляться на основании соответствующего Федерального закона с необходимым финансовым обеспечением из федерального бюджета.
Считает, что положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеют приоритет над положениями Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", и при принятии решения суду необходимо было руководствоваться специальными правовыми нормами, регулирующими отношения с участием органов местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Лахденпохского района согласен с решением суда, полагает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В суде апелляционной инстанции Глава МСП Тимина Г.И. доводы жалобы поддержала.
Представитель УФМС по РК Канноев Д.Н. с жалобой не согласился, ссылаясь на Закон РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями ст. 25.1 ФЗ "О прокуратуре РФ" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К таковым полномочиям относится и деятельность по осуществлению регистрационного учета граждан по месту жительства, месту пребывания и снятии с регистрационного учета.
Указанное полномочие передано органам местного самоуправления поселений, в которых отсутствуют территориальные подразделения УФМС Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Согласно ст. 4 указанного Закона в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
Законом РК от 01.11.2004г. N 813-ЗРК "О городских, сельских поселениях в Республике Карелия" в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" образованы, в частности, Мийнальское сельское поселение и Лахденпохское городское поселение.
Приказом Федеральной миграционной службы России (ФМС России) N 208 от 20.09.2007г. утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Регламент). Регламентом определен порядок взаимодействия территориальных органов ФМС России с органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ. Согласно п. 4 Регламента в органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, функция по регистрационному учету исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами. В соответствии с п. 7 Регламента должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявления на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проводимой прокуратурой Лахденпохского района по обращению начальника УФМС России по РК от 16.01.2012г. было установлено, что Главой МСП с 01.02.2012г. планировалось прекращение деятельности по осуществлению регистрационного учета граждан по месту жительства, месту пребывания и снятии с регистрационного учета.
08.02.2012г. прокурором Лахденпохского района в адрес Главы МСП Тиминой Г.И. вынесено предостережение за N 07-14-2012 о недопустимости нарушений закона в организации деятельности по осуществлению регистрационного учета граждан по месту жительства, месту пребывания, снятию с регистрационного учета. Главе МСП предостережение объявлено 09.02.2012г., поскольку организация деятельности по осуществлению регистрационного учета граждан по месту жительства, месту пребывания и снятии с регистрационного учета в МСП является обязанностью Главы поселения. Доводы Главы МСП в том числе и об отсутствии финансирования не могут являться основанием для отказа органа местного самоуправления от исполнения возложенных на него указанных государственных полномочий.
Доводы жалобы о том, что передача полномочий органам местного самоуправления по регистрации граждан должна осуществляться на основании соответствующего Федерального закона с необходимым финансовым обеспечением из федерального бюджета, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку вопросы финансирования указанной деятельности органов местного самоуправления Администрация поселения вправе решать в установленном законом порядке.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лахденпохского районного суда от 11 марта 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.