Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ивановой М.Н.,
судей Никодимова А.В., Скакуна А.И.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по иску прокурора Томпонского района в интересах Д., Т., М. к муниципальному району "Томпонский район" о восстановлении пропущенного срока для постановки на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по льготной категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности поставить на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений,
по апелляционной жалобе представителя муниципального района "Томпонский район" на решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) "29" мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой М.Н., заключение прокурора Андросовой Ю.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, объяснения представителя ответчика Сыромятниковой И.П., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу Черемкина Н.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Томпонского района PC (Я) в интересах Д. Т. М. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что по обращению Черёмкина Н.Д. проведена проверка по факту нарушения прав на жилое помещение как лиц из числа детей-сирот. В ходе проверки установлено, что Д. имеют статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако на учет нуждающихся в жилье по категории внеочередников не поставлены, жильем не обеспечены. Просил восстановить Д. пропущенный срок для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по льготной категории лиц, обязать ответчика поставить данных граждан на учет нуждающихся в обеспечении жильем на 2012 год и с момента предоставления субвенции предоставить каждой отдельное жилое помещение площадью от 24 до 38 кв.м., благоустроенное, отвечающее санитарным нормам.
Решением суда иск прокурора удовлетворен, суд восстановил Д., _______ г.р., Т., _______ г.р., и М., _______ г.р., пропущенный срок для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по льготной категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязал муниципальный район "Томпонский район" поставить на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью на 2012 год в качестве ребенка-сироты Д., в качестве детей, оставшихся без попечения родителей М. и Т., с момента предоставления субвенций предоставить отдельное жилое помещение Д., М., Т. каждой площадью не менее 24 кв.м и не более 38 кв.м, благоустроенное, отвечающее санитарным нормам.
Не согласившись с данным решением суда, представитель муниципального района "Томпонский район" обратилась в суд с апелляционной жалобой и просит отменить решение по тем основаниям, что судом сделаны выводы, несоответствующие фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, семья Д. проживала в ... , мать заявителей Д. умерла _______, отец - умер __________года. Распоряжением вице-мэра г. Якутска от 20.06.2003 их попечителем назначена С.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" даны разъяснения по основным применяемым понятиям, а именно: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 вышеуказанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно частям 2, 3 Закона РС(Я) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" не позднее чем за год до окончания пребывания несовершеннолетнего в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация такого учреждения представляет в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления документы, подтверждающие права их выпускника на получение жилья. Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления контролирует поступление информации, указанной в части 2 настоящей статьи, и при необходимости сам запрашивает соответствующие документы.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот, М. и Т. - к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Из дела следует, что на учет, как нуждающиеся в обеспечении жилыми помещениями, они не поставлены, жилье, оставшееся после смерти родителей, за ними не закреплено. Доказательства того, что Д. или их попечитель были уведомлены должным образом о том, что с 18 до 23 лет необходимо обратиться в администрацию МО "Томпонский район" для постановки на учет нуждающихся в обеспечении жильем по льготной категории, нет. Также нет доказательств того, что орган опеки и попечительства осуществлял контроль и запрашивал документы, подтверждающие права Д. на получение жилья. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о восстановлении Д. пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по льготной категории.
В силу ч. 5 ст. 6 Закона РС(Я) "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда РС(Я) или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что на момент рассмотрения дела, согласно п. 6 ст. 1 того же Закона РС(Я) к государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством Республики Саха (Якутия) социальных норм.
Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления. Поскольку Д. считаются выявленными в Томпонском районе, их устройством должен был заниматься орган опеки и попечительства Томпонского района.
При таких обстоятельствах вывод суда о возложении на муниципальный район "Томпонский район" обязанности по постановке на учет нуждающихся в жилье и по предоставлению Д. жилых помещений в соответствии с вышеназванными нормативными актами является правильным.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме и им дана юридическая оценка, нормы материального права применены правильно. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном применении и толковании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ПОСТАНОВИЛА:
Решение Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) 29 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова М.Н.
Судьи: Никодимов А.В.
Скакун А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.