Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кирилловой Н.Г.,
при секретаре Анухиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Муниципальному образовательному бюджетному учреждению "*** основная общеобразовательная школа", Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитету финансов Волховского муниципального района Ленинградской области и главе Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании оградить территорию "*** основная общеобразовательная школа" забором в соответствии с требованиями п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N189,
УСТАНОВИЛ:
Волховский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и Администрации Муниципального образовательного бюджетного учреждения "*** основная общеобразовательная школа" об обязании оградить территорию МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" забором в соответствии с требованиями п.3.1 СанПиН 2.4.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N189.
В обоснование иска прокурор указал, что в МОБУ " *** основная общеобразовательная школа" ограждение отсутствует, что не исключает несанкционированный доступ третьих лиц на территорию учреждения, что подтверждается административными материалами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волховском районе. Не соблюдение должностными лицами МОБУ " *** основная общеобразовательная школа" и администрации Волховского муниципального района, являющегося учредителем МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" требований федерального законодательства нарушают права и законные интересы детей, педагогического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих общеобразовательное учреждение, в части их безопасного пребывания в учреждении.
Определением Волховского городского суда от 09.11.2011 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Совет депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитет финансов Волховского муниципального района Ленинградской области и глава Волховского муниципального района Ленинградской области.
Определением Волховского городского суда от 23.12.2012 произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" надлежащим ответчиком МОБУ "*** основная общеобразовательная школа".
В судебном заседании прокурор Бердинских С.В. поддержала исковые требования по указанным в исковом заявлении доводам, дополнительно указав, что в соответствии с Законом РФ "Об образовании" на администрацию возлагается обязанность обеспечивать безопасность и содействовать воспитанию и развитию детей. Учредитель образовательного учреждения Волховский муниципальный район, функции которого реализует администрация, формирует и утверждает муниципальное задание, утверждает план финансового обеспечения. Глава Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области является распорядителем бюджетных средств, вносит на рассмотрение Совета депутатов планы бюджета. В случае недостаточности денежных средств у школы администрация должна осуществлять финансирование из средств местного бюджета.
Представитель ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области *** исковые требования прокурора не признал по основаниям, указанным в возражениях, дополнительно указав, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделена полномочиями по обеспечению содержания учреждений образования.
Согласно письменным возражениям Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области администрация наделена правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, которое на основании ст.49 ГК РФ и ч.2 ст.120 ГК РФ не отвечает по обязательствам иных лиц. Согласно статьи 3 Положения одной из основных задач администрации является исполнение вопросов местного значения, определенных федеральным N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и закрепленных в Уставе Волховского муниципального района, решение которых не отнесено к компетенции Совета депутатов, главы муниципального района, иных юридических лиц, входящих в структуру администрации. В соответствии с подпунктом 3 п.5.2 ст.5 Положения администрация обладает полномочиями по обеспечению содержания и использования находящихся в муниципальной собственности транспорта, учреждений здравоохранения, культуры. Полномочиями по содержанию учреждений образования администрация не наделена. Также к полномочиям администрации никакими правовыми актами не отнесено строительство заборов, ограждающих территорию других юридических лиц. Согласно Уставу "*** основная общеобразовательная школа" является муниципальным бюджетным учреждением. Согласно ч.2 ст.120 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В положениях СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" не предъявляется каких-либо требований к учреждениям, не являющимся образовательными, то есть к администрации, поскольку образовательные услуги она не оказывает. Между администрацией и школой отсутствуют гражданско-правовые договоры, по которым администрация обязывалась строить забор, ограждающий территорию школы.
Представитель МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" *** в судебном заседании вопрос о разрешении заявленных требований оставила на усмотрение суда, указав, что собственных средств у школы не имеется, школа финансируется из средств местного бюджета.
Представители ответчиков Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитета финансов Волховского муниципального района Ленинградской области и глава Волховского муниципального района Ленинградской области и представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском районе в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, просив рассмотреть дело в их отсутствии.
Согласно возражениям Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от *** N*** Совет депутатов Волховского муниципального района является представительным органом местного самоуправления Волховского муниципального района и принимает решения по вопросам местного значения в пределах полномочий, установленных законодательством и Уставом Волховского муниципального района. Вопрос по обустройству территории образовательных учреждений ограждениями не относится к вопросам местного значения Волховского муниципального района и не является полномочием представительного органа. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, и обязано обеспечить содержание закрепленных за ним или принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, имущества, оборудования. Развитие материально-технической базы муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним (бюджетных) и собственных средств. Комитет по образованию администрации Волховского муниципального района в пределах своей компетенции осуществляет полномочия по контролю и координации деятельности образовательных учреждений. Таким образом, обязание обустроить территорию образовательного учреждения ограждением не относится к компетенции Совета депутатов Волховского муниципального района.
Согласно возражениям главы Волховского муниципального района Ленинградской области *** глава Волховского муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Вопрос по обустройству территории образовательных учреждений ограждениями не относится к вопросам местного значения Волховского муниципального района.
Согласно возражениям Комитета финансов Волховского муниципального района Ленинградской области Комитет финансов является уполномоченным органом администрации, реализующим полномочия по проведению единой финансовой и бюджетной политики на территории Волховского муниципального района. Вопрос по обустройству территории образовательных учреждений ограждениями не относится к вопросам местного значения Волховского муниципального района и не является полномочиями комитета финансов.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Уставу МОБУ "*** основная общеобразовательная школа", утвержденному Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, учредителем Учреждения является Волховский муниципальный район, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области.
Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом Волховского муниципального района от *** N***, здание по адресу: ***, закреплено на праве оперативного управления за МОБУ "*** основная общеобразовательная школа", земельный участок под зданием находится в постоянном(бессрочном) пользовании у бюджетного учреждения.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.07.1992 N3266-1 "Об образовании"(ред. от 03.12.2011) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"(далее Закона) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N189, установлено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 СанПиН 2.4.2821-10 санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
Согласно ст.32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В ходе проверки Волховской городской прокуратурой требований федерального санитарного законодательства МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" в период с *** по *** *** 2011 установлено, что ограждение образовательного учреждения отсутствует.
*** постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ленинградской области в Волховском районе N *** исполняющий директора МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" *** подвергнута административному наказанию по ст.*** КоАП РФ в виде административного штрафа.
Согласно представлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ленинградской области в Волховском районе от *** N*** директору МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" *** предложено принять меры по устранению причин административного правонарушения.
В ходе судебного заседания стороны не оспаривали отсутствие ограждения территории МОБУ "*** основная общеобразовательная школа".
Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.п. 4.5, 4.18 Устава МОБУ "*** основная общеобразовательная школа"(далее Устава) финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Бюджетная смета Учреждения составляется и ведется в порядке, разработанном Комитетом финансов, утвержденном Учредителем.
Согласно п.5.1.1 Устава к исключительной компетенции Учредителя относится утверждение годового плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и внесение в него изменений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Согласно п.п.11 п.1 ст.15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
На основании ст.34 указанного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.19 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют Совет депутатов, глава муниципального района, администрация муниципального района, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В исключительной компетенции Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области находятся утверждение местного бюджета муниципального района и определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности(п.1 ст.21 Устава).
Глава Волховского муниципального района Ленинградской области обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области(ст.26 Устава).
На основании ст.28 указанного Устава администрация(исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделяется в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и областными законами Ленинградской области. Администрация обладает правами юридического лица. Структуру администрации составляют глава администрации, первый заместитель и заместители, а также отраслевые(функциональные) органы администрации, являющиеся структурными подразделениями администрации. Юридическими лицами могут являться комитеты, отделы и другие органы администрации в соответствии с положениями о них, утвержденными решением Совета депутатов.
В соответствии со ст.29 Устава Администрация разрабатывает проекты местного бюджета, предоставляемого главой администрации на рассмотрение Совета депутатов.
Согласно ст.5.2 Положения об администрации Волховского муниципального района администрация от имени Волховского муниципального района выполняет функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений.
Одной из основных задач Комитета финансов Волховского муниципального района Ленинградской области является составление и исполнение местного бюджета, обеспечение в соответствии с установленными размерами ассигнований текущего и целевого финансирования организаций и учреждений за счет средств местного бюджета(п.2.5 Положения о Комитете).
Согласно ст.ст.139, 140 Бюджетного Кодекса РФ софинансирование местным бюджетам расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения и при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, осуществляется в виде межбюджетных субсидий и субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
На основании порядка распределения и расходования субсидий бюджетам муниципальных общеобразовательных учреждений Ленинградской области к новому учебному году, указанного в приложении 111 к Областному закону Ленинградской области от 23.12.2010 N84-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", средства субсидий расходуются и на устройство ограждения школ муниципальных общеобразовательных учреждений Ленинградской области(п.3). На органы местного самоуправления муниципальных образований возложено обеспечение подготовки муниципальных общеобразовательных учреждений Ленинградской области к новому учебному году в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"(п.6.1).
Судом установлено, что содержание территории школы в отсутствии ограждения не соответствует требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требованиям СанПиН 2.4.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N189, и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на соблюдение установленных санитарно-эпидемиологических требований по предотвращению вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье во время образовательного процесса. Данное требование обязательно для всех действующих общеобразовательных учреждений.
Из приведенных положений следует, что на МОБУ "*** основная общеобразовательная школа", источником формирования ресурсов которого являются бюджетные и внебюджетные средства(п.4.4 Устава), и на Администрацию Волховского муниципального района, входящую в структуру органов местного самоуправления Волховского муниципального района и выполняющую функции учредителя муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения, осуществляющую финансирование деятельности учреждения, возложены в том числе и мероприятия по выполнению требований санитарного законодательства, включающие ограждение территории данного учреждения. При этом школа отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в её распоряжении денежных средств согласно утвержденной смете.
При этом ссылка представителя Администрации Волховского муниципального района на то, что распорядителем бюджетных средств образовательных учреждений является Комитет по образованию Волховского муниципального района не состоятельна, поскольку согласно положениям Устава Волховского муниципального района Комитет не является органом местного самоуправления, а входит в структуру администрации и является одним из ее подразделений, и, соответственно, не наделен полномочиями учредителя образовательных учреждений. Отсутствие заложенных для данной цели финансовых средств в бюджете Волховского муниципального района также не является юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора.
Требования Волховского городского прокурора предъявлены в защиту интересов неопределенного круга, направлены на выполнение требований санитарного законодательства, в связи с чем подсудны суду общей юрисдикции.
Довод представителя ответчика Администрации Волховского муниципального района о том, что согласно абзацу шестому пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 08.05.2010 года N 83-ФЗ), собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, не основан на законе, поскольку в соответствии с пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
Пункт 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 года, устанавливал требования к участку общеобразовательных учреждений. Согласно п. 2.2.3. СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. Данный документ утратил силу с 1 сентября 2011 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189.
Таким образом, обязательства МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" по обустройству забора возникли до *** г., в связи с чем положения ст. 120 ГК РФ (в редакции от 08.05.2010 года) не подлежат применению к данным правоотношениям. Кроме этого суд учитывает положения п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" об обязанности органов местного самоуправления муниципальных районов обеспечить обустройство прилегающей территории при решении вопросов местного значения в сфере образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по данному делу являются МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" и Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области, на которых следует возложить ограждение территории МОБУ "*** основная общеобразовательная школа, полагая невозможным возложить указанную обязанность на Совет депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитет финансов Волховского муниципального района Ленинградской области и главу Волховского муниципального района Ленинградской области, которые не выполняют функции учредителя указанного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и Муниципальному образовательному бюджетному учреждению "*** основная общеобразовательная школа" об обязании оградить территорию МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" забором в соответствии с требованиями п.3.1 СанПиН 2.4.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N189, являются обоснованными и, следовательно, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области и Муниципальное образовательное бюджетное учреждение "*** основная общеобразовательная школа" оградить территорию МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" забором в соответствии с требованиями п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N189.
В удовлетворении исковых требований к Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитету финансов Волховского муниципального района Ленинградской области и главе Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании оградить территорию МОБУ "*** основная общеобразовательная школа" забором отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Волховский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись.
Мотивированное решение с учетом выходных дней составлено 30 января 2012 года.
Судья: подпись.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.