Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 10 апреля 2012 г. по делу N 33-52/2012
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гордиенко Ю.А.
и судей - Егояна Т.А.,
Даутова М.Ф.,
при секретаре Дзюиной Е.Ф., рассмотрел в судебном заседании 10 апреля 2012 года гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 майора Шорохова Г.А. об оспаривании бездействия Министра обороны РФ, руководителя Департамента " ... " Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации, выраженного в длительном не обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, по апелляционной жалобе заявителя на решение Борзинского гарнизонного военного суда от 26 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Даутова М.Ф. и выступление представителя заявителя Шорохова Г.А. - Шороховой Л.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Шорохов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту, будучи зачисленным в распоряжение командира войсковой части 00000. При этом выслуга лет заявителя в календарном исчислении составляет более 17 лет. В связи с тем, что в августе 2007 года Шорохов по заключению военно-врачебной комиссии был признан негодным к военной службе, вследствие чего освобождён от исполнения служебных обязанностей, он в декабре того же года обратился к командиру войсковой части 11111 с рапортом об увольнении по указанному основанию с предоставлением ему и членам его семьи жилья по избранному постоянному месту жительства - в городе " ... ". 10 января 2008 года заявитель с составом семьи в количестве " ... " человек в установленном порядке был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения в данном городе. Между тем, несмотря на то, что на протяжении более четырёх лет Шорохов неоднократно обращался к Министру обороны РФ, руководителю Департамента " ... " Министерства обороны Российской Федерации и начальнику Федерального государственного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о предоставлении ему жилого помещения как в городе " ... ", так и в других населённых пунктах Российской Федерации, он до настоящего времени квартирой не обеспечен.
Ввиду изложенного, полагая свои права нарушенными, Шорохов просил суд признать бездействие Министра обороны РФ, руководителя Департамента " ... " Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации, выраженное в длительном не обеспечении его и членов его семьи жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - в городе " ... ", незаконным, а также обязать названных должностных лиц предоставить ему указанное жильё в собственность.
Кроме того, заявитель просил возместить ему понесённые им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Борзинский гарнизонный военный суд решением от 26 января 2012 года заявление Шорохова удовлетворил частично. При этом суд признал бездействие Министра обороны РФ, руководителя Департамента " ... " Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации, выраженное в длительном не обеспечении заявителя и членов его семьи жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, незаконным, обязал названных должностных лиц в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, предоставить последнему жильё по установленным законом нормам по договору социального найма в городе " ... " либо, с согласия заявителя, в ином населённом пункте Российской Федерации и взыскал с Министерства обороны РФ в его пользу понесённые им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе Шорохов, ссылаясь на различные нормативные правовые акты и положения действующего законодательства, просит решение суда изменить, заменив изложенное в абзаце третьем резолютивной части решения указание об обязании Министра обороны РФ, руководителя Департамента " ... " Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, предоставить Шорохову жильё по установленным законом нормам по договору социального найма в городе " ... " либо, с согласия заявителя, в ином населённом пункте Российской Федерации, на указание об обязании названных должностных лиц предоставить Шорохову жильё на таких же условиях в собственность.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе выйти за пределы доводов апелляционной жалобы.
Под интересами законности, как следует из смысла ст. 2 ГПК РФ, которые дают суду апелляционной инстанции основания для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, следует, в частности, понимать необходимость обеспечить правильное рассмотрение дела.
Из заключения госпитальной военно-врачебной комиссии ФГУ " ... " Министерства обороны РФ видно, что Шорохов на основании свидетельства о болезни N " ... " от " ... " года был признан негодным к военной службе и освобождён от исполнения служебных обязанностей до исключения его из списков личного состава части (л.д. 15-16).
Согласно рапорту заявителя от 19 декабря 2007 года командиру войсковой части 11111 в нём Шорохов просит в связи с его предстоящим увольнением с военной службы обеспечить его и членов его семьи жильём по избранному после увольнения постоянному месту жительства - в городе " ... " (л.д. 17).
Из сообщения из центра информационного обеспечения Министерства обороны РФ усматривается, что согласно единому реестру данных по жилью для военнослужащих заявитель с 10 января 2008 года принят на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения на состав семьи в количестве четырёх человек в городе " ... " (л.д. 12).
Как видно из сообщения командира войсковой части 11111 и светокопии ордера, Шорохов с составом семьи из " ... " человек проживает в служебной квартире в закрытом городке, расположенном на станции " ... " " ... " района " ... " края, отнесённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 к отдалённой местности (л.д. 18 и 57).
На основании указанных обстоятельств гарнизонный военный суд, делая вывод о наличии у заявителя права на внеочередное получение жилья, указал следующее.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закреплённому за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 15 февраля 2000 г. N 80, действовавшим на момент признания Шорохова нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, Министр обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах Российской Федерации (далее - Инструкция).
Категории лиц, имеющих право на обеспечение жильём по договорам социального найма вне очереди, установлены ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В то же время содержащийся в ней перечень этих категорий не является исчерпывающим.Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или соответственно законом субъекта Российской Федерации.
Таким законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), в соответствии с п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Анализ указанных норм приводит к выводу о том, что Законом военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильём.
То есть, пунктом 1 ст. 23 Закона законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по вышеперечисленным основаниям.
Пункт 12 Инструкции воспроизводит содержание абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона и полностью ему соответствует, в том числе и в части указания на то, что упомянутой категории военнослужащих при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт регламентирует порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закреплённому за Министерством обороны Российской Федерации, что фактически является реализацией Министерством обороны Российской Федерации своих полномочий, установленных п. 6 ст. 12 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 Закона.
При этом, удовлетворяя данное требование заявителя, суд первой инстанции обязал соответствующих должностных лиц предоставить Шорохову жилое помещение по установленным нормам по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - в городе " ... " либо, с согласия последнего, в ином населённом пункте Российской Федерации - по договору социального найма.
Между тем, как усматривается из поданного Шороховым в суд заявления, в нём заявитель просил обязать названных лиц предоставить ему такое жильё в собственность, однако этот вопрос судом в ходе судебного разбирательства не рассматривался.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", определяет, что жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Министром обороны РФ 13 октября 2011 года был издан приказ N 1850 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512", которым утверждён Порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, суд первой инстанции, придя к правильному выводу о наличии у Шорохова права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, тем не менее, оставил без внимания требование заявителя о предоставлении тому такого жилья в собственность, вследствие чего решение суда в указанной части подлежит изменению.
Кроме того, решение подлежит изменению также в части обязания Министра обороны РФ, руководителя Департамента " ... " Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации предоставить Шорохову жильё в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, поскольку это не основано на действующем законодательстве.
В связи с этим, поскольку судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, решение подлежит изменению в соответствующей его части.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Борзинского гарнизонного военного суда от 26 января 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 майора Шорохова Г.А. об оспаривании бездействия Министра обороны РФ, руководителя Департамента " ... " Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации, выраженного в длительном не обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, изменить, изложив абзац третий резолютивной части данного решения в следующей редакции:
"обязать Министра обороны РФ, руководителя Департамента " ... " Министерства обороны Российской Федерации и начальника Федерального государственного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации предоставить Шорохову Г.А. во внеочередном порядке жилое помещение по установленным действующим законодательством нормам в собственность бесплатно по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства".
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Копия верна: Судья Восточно-Сибирского
окружного военного суда
М.Ф. Даутов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.