Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей краевого суда Доржиевой Б.В.
Изюмовой Е.А.
При секретаре Осадчем Д.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 22 февраля 2012 года гражданское дело по иску Ефименко И.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю об оспаривании решения конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,
по кассационной жалобе истца
на решение Центрального районного суда г. Читы от 12 июля 2011 года, которым постановлено в удовлетворении требований Ефименко И.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю об оспаривании решения конкурсной комиссии отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ефименко И.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивировал его следующим. "Дата" он участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - начальника отдела государственной службы и кадров Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю. Победителем конкурса был признан другой кандидат. Считает решение конкурсной комиссии незаконным, в связи с допущенными в ходе проведения конкурса нарушениями, просил суд его отменить.
В ходе судебного разбирательства истец требования уточнил, просил также суд признать незаконными действия конкурсной комиссии и действия руководства Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, признать его, Ефименко И.В., победителем конкурса, а также взыскать в его пользу с ответчика материальный ущерб в размере заработной платы начальника отдела государственной службы и кадров Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю за четыре месяца в сумме "данные изъяты" рублей и компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей (л.д. "данные изъяты").
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе истец Ефименко И.В. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Ссылается на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, указывает, что при проведении конкурса не было обеспечено равенство прав кандидатов, комиссия заседала в неправомочном составе, суд неправильно истолковал ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Считает, что объективность оценки кандидатов конкурсной комиссии в суде не доказана, что представленная в суд распечатка аудиозаписи конкурса является недопустимым доказательством, так как получена с нарушением закона. Ответчиком суду не в полном объеме были представлены документы на кандидата А., в анкете А. содержатся не соответствующие действительности данные, в связи с чем ответчиком допущены нарушения пунктов 7, 11 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ. Полагает, что также в отношении него имела место дискриминация, поскольку участник конкурса А. является членом конкурсной комиссии на постоянной основе и ему были известны вопросы собеседования и ответы на них.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, заслушав истца Ефименко И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Харламова М.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ефименко И.В. суд правильно и полно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Рассматривая дело, суд первой инстанции обосновано руководствовался нормами ст. 22 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ N 112 от 1.02.2005 года.
В соответствии с Положением о порядке проведении конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастр и картографии по Забайкальскому краю (далее по тексту Положение о проведении конкурса), утвержденного Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастр и картографии по Забайкальскому краю от 25.08.2010 года N 249л/с, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю(далее по тексту Управление) публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также размещает информацию о проведении конкурса на официальном сайте Управления в сети Интернет, проверяет представленные документы и достоверность представленных сведений, проводит проверку соответствия претендента квалификационным требованиям, выбирает методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, а также разрабатывает для них темы и вопросы.
Проведение конкурса осуществляется Конкурсной комиссии, состав которой утверждается приказом Управления.
Приказом N от "Дата" утвержден состав конкурсной комиссии Управления(см.л.д. "данные изъяты").
По результатам проведенного конкурса комиссией оформляется решение.
Для участия в конкурсе претенденты представляют в Управление в установленный срок следующие документы: личное заявление на имя руководителя Управления, собственноручно заполненную и подписанную анкету, две фотографии, копию паспорта или заменяющего его документа, документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию, документы об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, иные документы, предусмотренные законом.
Порядок проведения конкурса установлен п.п. 10-27 указанного Положения о проведении конкурса, согласно которым конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение вакантной должности и проводится в два этапа. На первом этапе комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, стажа и опыта работы, проводит сравнительный анализ документов, представленных кандидатами. Второй этап конкурса проводится с использованием методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на вакантную должность. Комиссия может применять следующие методы оценки: тестирование; индивидуальное собеседование.
Необходимость, а также очередность применения методов при проведении конкурса определяется комиссией.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Ефименко И.В. участвовал в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы начальника отдела государственной службы и кадров Управления.
Приказ о проведении такого конкурса издан ответчиком "Дата"(см.л.д. "данные изъяты"), кроме того, информация о проведении конкурса опубликована на сайте Управления и в средствах массовой информации(см.л.д. "данные изъяты").
Истцом для участия в конкурсе были предоставлены все документы, предусмотренные Положением о проведении конкурса.
Установленный Положением о проведении конкурса порядок проведения конкурса нарушен не был: конкурс проходил в два этапа, при этом ко второму этапу был допущен и истец, второй этап конкурса проводился в форме собеседования, на заседании комиссии велся протокол, победителем конкурса был признан А.(см.л.д. "данные изъяты").
Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушений процедуры проведения конкурса, равно как не было установлено каких-либо нарушений со стороны членов комиссии и участников конкурса, суд, правильно руководствуясь нормами названного Положения о проведении конкурса, а также ст. ст. 16, 18 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о необоснованности требований истца, на основании чего вынес законное решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ефименко И.В.
Довод кассационной жалобы истца о том, что о том, что победитель конкурса А. не полном объеме представил документы, предусмотренные Положением о проведении конкурса, не может быть принят судебной коллегией, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Как следует из дела, А. на момент проведения конкурса являлся сотрудником Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, замещал должность государственной гражданской службы - "данные изъяты", что давало ему право в соответствии с п. 8 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ N 112 от 01.02.2005 года, подать только заявление на имя представителя нанимателя.
Также судебной коллегией не принимаются доводы кассационной жалобы истца о том, что при проведении конкурса ответчиком не было обеспечено равноправие участников, о том, что его, Ефименко И.В. не ознакомили с должностными обязанностями по должности, на замещение которой он претендовал, необоснованно снизили квалификационные требования к участникам конкурса, о том, что суд первой инстанции не оценил объективность выводов конкурсной комиссии.
Довод кассатора об обязанности ответчиков ознакомить кандидата с трудовым договором не основан на законе, поскольку такой обязанности на конкурсную комиссию не возложено, реализация этой возможности зависит от самого претендента, между тем, доказательств обращения с просьбой об ознакомлении с условиями трудового договора и отказа в удовлетворении такой просьбы, истец не представил ни суду первой инстанции, ни в заседание судебной коллегии.
Несогласие кассатора с итогами конкурса не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку оценка кандидатов и выбор победителя относится к компетенции комиссии, подменять функции которой суду права не предоставлено.
Участие в конкурсе лица, замещающего должность государственной гражданской службы в органе, объявившем о таком конкурсе, само по себе не свидетельствует о неравноправии лиц, участвующих в конкурсе, иное бы означало необоснованное ограничение прав таких служащих.
Не является основанием к отмене решения суда первой инстанции и довод кассационной жалобы о том, что о незаконности проведенного конкурса свидетельствует и членство А. в конкурсной комиссии Управления.
Действительно, приказом N от "Дата" утвержден состав конкурной комиссии для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, в которую входят двенадцать сотрудников Управления, в том числе и А., и четыре независимых эксперта(см.л.д "данные изъяты").
Однако членство А. в конкурной комиссии Управления приказом N от "Дата" приостановлено в связи с участием последнего в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы(см.л.д. "данные изъяты").
При таких обстоятельствах вышеназванный довод кассационной жалобы судебная коллегия находит необоснованным.
Не основаны на материалах дела и доводы кассационной жалобы о том, что конкурсная комиссия заседала в неправомочном составе и ее решение принято в отсутствие кворума.
Как видно из дела, конкурсная комиссия Управления создана в составе шестнадцати человек.
Учитывая, что членство А. на момент проведения конкурса приостановлено, состав комиссии - тринадцать человек, из них четыре - независимые эксперты.
Конкурс, в котором принимал участие истец, проведен конкурсной комиссией в составе десяти человек, из которых трое - независимые эксперты, что соответствует требованиям закона о том, что количество экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Также подлежит отклонению и довод кассационной жалобы о том, что судом приняты по делу недопустимые доказательства.
В материалы дела ответчиком представлен протокол заседания конкурсной комиссии, составленный путем расшифровки аудиозаписи, оснований полагать такое доказательство ненадлежащим у суда не имелось, поскольку действующее законодательство не содержит норм, регламентирующих порядок ведения протокола конкурсной комиссии и порядок и условия расшифровки аудиозаписи.
Данный протокол не является процессуальным документом, ГПК РФ не содержит подобных ограничений средств доказывания обстоятельств, на которые ссылается ответчик.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права.
Предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Ефименко И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи: Доржиева Б.В.
Изюмова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.