Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Чайкиной Е.В.
и судей краевого суда Васильевой Т.И.
Карабельского А.А.
при секретаре Гурулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 14 августа 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Алханай", Министерству природных ресурсов и экологии РФ, об обязании выполнить мероприятия по предупреждению лесных пожаров, их мониторинга и создании пожарно-химической станции,
по апелляционным жалобам представителей ФГБУ "Национальный парк "Алханай" Нимаева Б.Б. и Министерства природных ресурсов и экологии РФ Дзнеладзе Д.Н.
на решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 2 мая 2012 года, которым постановлено исковые требования прокурора Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Алханай"", Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, удовлетворить частично.
Обязать ФГНУ "Национальный парк "Алханай" осуществить мероприятия по противопожарному обустройству лесов путем обустройства пожарных наблюдательных пунктов на природной возвышенности на территории Ара-Илинского участкового лесничества в с. Ара-Иля, и природной возвышенности в 7 километрах северо-западнее с. Ара Иля на кордоне Ара-Илинского лесничества.
Обязать Министерством природных ресурсов и экологии РФ провести лесоустройство, спроектировать мероприятия но охране лесов от пожаров с одновременным проведением таксации лесов парка в срок до 1 января 2014 года.
После проведения лесоустройства обязать ФГБУ "Национальный парк "Алханай" внести изменения в лесохозяйственный регламент ФГБУ "НП "Алханай" в части спроектированных мероприятий по охране лесов от пожаров в объемах, определенных лесоустройством.
Обязать ФГБУ "Национальный парк "Алханай" выполнить мероприятия по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров посредством наблюдения за лесными пожарами, организации системы их обнаружения, учета с пожарно-наблюдательпых пунктов, а также патрулирования лесов на территории национального парка "Алханай" в соответствии с Рекомендациями по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных Рослесхозом 17.12.1997, том числе по графикам, составленным с учетом классов пожарной опасности по условиям погоды.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ профинансировать создание в ФГБУ "Национальный парк "Алханай" пожарно-химической станции второго типа в срок до 31 декабря 2014 года.
Обязать ФГБУ "Национальный парк "Алханай" создать пожарно-химическую станцию второго типа в целях обнаружения и тушения лесных пожаров на территории национального парка в наземной зоне охраны лесов в срок до 31 декабря 2015 года.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Чайкиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры обратился в суд с вышеназванным иском, ссылался на то, что ФГБУ "Национальный парк "Алханай" не выполняются обязательства по охране и защите лесов, расположенных на территории национального парка "Алханай", от пожаров.
В ходе разбирательства дела исковые требования неоднократно уточнялись, окончательно прокурор просил суд обязать ФГБУ "НП "Алханай" осуществить мероприятия по противопожарному обустройству лесов (строительство, реконструкция, пожарных наблюдательных пунктов, вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам пожарного водоснабжения и т.д.) после проведения лесоустройства, проектирования указанных мероприятий по охране лесов от пожаров, в объемах и местах (квартал, лесотаксационный выдел), определенных лесоустройством.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ провести лесоустройство, спроектировать мероприятия по охране лесов от пожаров с одновременным проведением таксации лесов парка. После проведения лесоустройства обязать "НП "Алханай" внести изменения в лесохозяйственный регламент ФГБУ "НП "Алханай" в части спроектированных мероприятий по охране лесов от пожаров (включая перечисленные по противопожарному обустройству лесов) в объемах, определенных лесоустройством с указанием на их территориальное размещение, а также в части сведений (к организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; к организации патрулирования лесов; к приему и учету сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (мониторинг); к разработке планов тушения пожаров и тушению лесных пожаров), определенных п.п.4.5 ст.87 Лесного кодекса РФ, п.6.16.1 Состава лесохозяйственного регламента, как обязательные. Обязать ФГБУ "НП "Алханай" после проведения лесоустройства заповедника, внесения в лесохозяйственный регламент изменения, в проект освоения лесов ФГБУ "НП "Алханай" внести изменения в части спроектированных мероприятий по охране лесов от пожаров (включая перечисленные по противопожарному обустройству лесов) в объемах, определенных лесоустройством с указанием на их территориальное размещение (квартал, лесотаксационный выдел), а также в части сведений, определенных п.24 Состав проекта освоения лесов, как обязательные.
Обязать ФГБУ "НП "Алханай" выполнить мероприятия по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров посредством наблюдения за лесными пожарами, организации системы их обнаружения, учета с пожарно-наблюдательных пунктов, а также патрулирования лесов на территории национального парка "Алханай" в соответствии с Рекомендациями по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных Рослесхозом 17.12.1997, в том числе по графикам, составленным с учетом классов пожарной опасности по условиям погоды.
Обязать ФГБУ "НП "Алханай" создать пожарно-химическую станцию 2 типа в целях обнаружения и тушения лесных пожаров на территории национального парка в наземной зоне охраны лесов.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии РФ профинансировать создание в ФГБУ "МП "Алханай" пожарно-химическую станцию 2 типа.
Обязать ФГБУ "НП "Алханай" обеспечить наличие средств пожаротушения в соответствии с нормами наличия средств пожаротушения, утвержденных приказом Министерства сельскою хозяйства РФ N549 от 22.12.2008, а именно приобрести 1 мотопомпу с оснасткой; 1 электромегафон; 5 топоров; 5 мотыг; 5 граблей; 5 поперечных пил; 10 ведер или иных емкостей для воды; 3 аптечки первой помощи; индивидуальные перевязочные пакеты по числу участвующих в тушении пожара лиц; 2 бидона или канистры для питьевой воды емкостью до 20л; кружки для воды по числу участвующих в тушении пожара лиц.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "Национальный парк "Алханай" Нимаев Б.Б. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора к ФГБУ "Национальный парк "Алханай". Считает, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность обустроить наблюдательные пункты в местах, где они имеются, что при отсутствии правовых оснований и доказательств суд незаконно и необоснованно возложил на ответчика внести изменения в Лесохозяйственный регламент. Ссылается на то, что в материалах дела имеются разработанные и утвержденные маршруты наземного патрулирования на пожароопасный период, однако в решении судом не приведены доводы, по которым он отверг данное доказательство стороны ответчика, и по каким основаниям обязал использовать невозможный к исполнению и применению график, составленный с учетом классов пожарной опасности по условиям погоды. Полагает необоснованными выводы суда о необходимости выполнять мероприятия по мониторингу пожарной опасности в лесах, что решение в части обязывания ФГБУ "Национальный парк "Алханай" создать пожаро-химическую станцию второго типа не основано на требованиях закона. Отмечает, что на момент рассмотрения дела Минприроды России принимаются добровольные меры по созданию ПХС, что исключает применение принудительных мер на основе судебного решения. Все доводы ответчика подтверждены письменными доказательствами и не опровергнуты в суде. Кроме того, считает резолютивную часть решения не четко сформулированной, неизвестны параметры требуемого ПХС, что делает решение неисполнимым.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ Дзнеладзе Д.Н. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, исковое заявление оставить без рассмотрения. Считает выводы суда о необходимости усиления противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение лесных и степных пожаров, их тушение не основанными на законе, необоснованными и несоответствующими обстоятельствам дела. Необоснованным считает решение в части обязания Минприроды России провести лесоустройство в срок до 01.01.2014 г. Отмечает, что Минприроды России полномочиями по выделению дополнительных денежных средств на проведение лесоустроительных работ, не предусмотренных Минфином России в объемах бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета, не обладает. В связи с этим считает, что решение принято судом о правах и об обязанностях третьих лиц, не привлеченных к участию в деле, в данном случае Минфина России.
В возражении на апелляционную жалобу ФГБУ "Национальный парк "Алханай" прокурор Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры Шорохов А.А. считает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене, доводы жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, заслушав представителя ФГБУ "Национальный парк "Алханай" Батомункуеву Е.О., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю Шумилова Ю.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Раднаева Т.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Частично удовлетворяя исковые требования прокурора суд правильно и полно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Из материалов дела следует, что Национальный парк "Алханай" является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма(см.л.д.19, т. 1).
Доводы ответчиков по настоящему делу сводились к тому, что предпринимаемые в национальном парке меры противопожарной безопасности являются достаточными для поддержания такой безопасности на должном уровне.
Суд первой инстанции обоснованно с такими доводами не согласился.
Для достижения своих целей Национальный парк "Алханай" в числе иных мероприятий, проводит экскурсии для посетителей на территории парка, в том числе на особо охраняемых природных территориях, предоставляет услуги по организации детских экологических лагерей, студенческих и школьных экологических практик, оказывает услуги по организации любительского и спортивного рыболовства, охоты, оказывает услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей.
Кроме того, Национальный парк "Алханай" является местом религиозного паломничества.
Общеизвестным является факт, что в 2011 году на территории Национального парка возникали пожары в июне и октябре, так в июне 2011 года площадь пожара составила 45 гектаров, в мае 2012 года также на территории парка возник крупный пожар, угрожавший населенному пункту Ара-Иля.
Материалами дела подтверждается, что в 2008 году на территории Национального парка зарегистрировано 5 пожаров, в 2010 году - 3 пожара, в 2011 году - 8 пожаров(см. книгу регистрации лесных пожаров л.д.136-140, т.1).
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости проведения ряда работ по повышению уровня пожарной безопасности на территории Национального парка "Алханай" является правильным.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков по мнению судебной коллегии не могут явиться основанием к отмене решения суда.
Так, в своей апелляционной жалобе представитель ФГБУ "Национальный парк "Алханай" ссылается на необоснованное возложение на парк обязанности по обустройству наблюдательного пункта на природной возвышенности Ара-Илинского участкового лесничества, указывая на то, что такой пункт там имеется, кроме того, полагая, что суд в данной части вышел за пределы исковых требований прокурора.
Судебной коллегией такой довод жалобы не может быть принят.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как усматривается из материалов дела, прокурор, обратившись в суд с рассматриваемым иском, просил суд обязать ФГБУ "Национальный парк "Алханай" осуществить мероприятия по предупреждению лесных пожаров, в том числе и путем проектирования мачт, вышек, павильонов и других наблюдательных пунктов(см.л.д.8, т. 1), таким образом, полагать, что суд первой инстанции, постановляя решения по делу, вышел за пределы исковых требований оснований не имеется.
Доводы о наличии наблюдательного пункта основанием к отмене решения не являются, поскольку из представленных суду документов(см.л.д.47, т.2) не усматривается полного соответствия наблюдательного пункта на природной возвышенности в районе с. Ара-Иля требованиям утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 21 марта 1997г. N15 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ" (с изменениями и дополнениями) Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ ПОТ РМ 001 - 97(подлежащим применению в том числе и в лесопарковом хозяйстве).
Так, в силу п.8.8.242.вышеназванных Правил пункты (вышки, мачты и др.) должны строиться по типовым проектам, согласованным в установленном порядке. Каждый пункт должен иметь технический паспорт, построенные пожарно-наблюдательные пункты можно вводить в эксплуатацию только после приемки их комиссией, ежегодно перед началом пожароопасного сезона специальная комиссия производит осмотр всех действующих пунктов. Пожарно-наблюдательный пункт должен иметь молниезащиту, а люк на верхнюю площадку вышки запирающуюся крышку, в нерабочее время вход на пожарно-наблюдательный пункт должен быть закрыт на замок.
Отклоняется судебной коллегией и довод апелляционных жалоб ФГБУ "Национальный парк "Алханай" и Министерства природных ресурсов и экологии РФ о незаконном возложении на ответчиков обязанности по строительству на территории национального парка пожарно-химической станции.
Положение о пожарно-химических станциях(далее ПХС) утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России N 167 от 19.12.1997 года. Такие станции являются структурными подразделениями национальных парков, имеют своей целью предупреждение, своевременное обнаружение, ограничение распространения и ликвидации лесных пожаров.
Необходимость устройства на территории ФГБУ "Национальный парк "Алханай" ПХС второго типа до возникновения настоящего судебного спора признавалась ответчиками, так, из материалов второго лесоустроительного совещания по устройству национального парка "Алханай", проведенного в 2004 году по материалам лесоустройства 2000 года, следует, что создание ПХС второго типа на территории национального парка запланировано и находится в состоянии организации(см.л.д.85, т. 2).
Доказательств отсутствия на момент рассмотрения дела необходимости в такой станции ответчиками не представлено.
Доводы о недостаточности финансирования также не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку отсутствие финансовой возможности организации мер противопожарной безопасности в рамках, предусмотренных законодательством, не является основанием для освобождения от выполнения требований закона.
Обоснованным по мнению судебной коллегии является возложение на Министерство природных ресурсов и экологии РФ обязанности провести лесоустройство, спроектировать мероприятия но охране лесов от пожаров с одновременным проведением таксации лесов парка в срок до 1 января 2014 года.
В соответсвии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ст. 68 Лесного кодекса РФ).
Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011г. N516.
Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов (п. 150 Инструкции).
Учитывая, что лесоустроительные работы в национальном парке "Алханай" проводились последний раз в 2000 году(см.л.д. 86-89, т. 2), и за истекший период территория национального парка неоднократно подвергалась воздействию пожаров, проведение лесоустроительных работ обоснованно признано судом первой инстанции необходимым, в связи с чем доводы апелляционных жалоб ответчиков о незаконном возложении на них обязанности по проведению лесоустройства подлежат отклонению.
Не имеется оснований и к отмене решения суда в части возложения на ФГБУ "Национальный парк "Алханай" обязанности выполнить мероприятия по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров посредством наблюдения за лесными пожарами, организации системы их обнаружения, учета с пожарно-наблюдательных пунктов, а также патрулирования лесов на территории национального парка "Алханай" в соответствии с Рекомендациями по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных Рослесхозом 17.12.1997, в том числе по графикам, составленным с учетом классов пожарной опасности по условиям погоды.
Утверждение о том, что положения вышеуказанных Рекомендаций не подлежат применению на практике, по мнению судебной коллегии необоснованны.
Данные рекомендации разработаны в целях установления порядка выполнения и обеспечения работ по противопожарной профилактике в лесах, предупредительных мероприятий в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.
Наряду с выполнением работ по лесопожарной профилактике, очень важным является обеспечение своевременного обнаружения возникающих лесных пожаров и ликвидация их в начальной стадии развития. Порядок выполнения этих задач изложен в указанных Рекомендациях по обнаружению и тушению лесных пожаров, которые являются руководством для органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозов, лесопользователей, юридических лиц и граждан.
Рекомендации по обнаружению и тушению лесных пожаров подготовлены Всероссийским институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, другими нормативными актами и материалами по вопросам охраны лесов от пожаров.
При разработке Рекомендаций использованы основные положения ранее действовавших Указаний (1976 и 1995 гг.), материалы новых разработок Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского института пожарной охраны и механизации лесного хозяйства, Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства, передовой отечественный и зарубежный опыт.
Рекомендации по своему содержанию охватывают все основные направления работ, кроме того, они включены в перечень нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации тушения лесных пожаров, перечня работ, состава и учета затрат на тушение лесных пожаров(письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009г. NАС-05-54/7018"Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений").
Судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы ФГБУ "Национальный парк "Алханай" о необоснованности выводов суда о возложении на национальный парк обязанности по внесению изменений в лесохозяйственный регламент ФГБУ "НП "Алханай" в части спроектированных мероприятий по охране лесов от пожаров в объемах, определенных лесоустройством, после проведения лесоустройства, поскольку является преждевременным и может быть разрешен лишь после проведения мероприятий по лесоустройству, в указанной части решение суда подлежит отмене.
Изложенные в апелляционных жалобах иные доводы сводятся, по сути, к несогласию с выводом суда о достаточности доказательств и к иной оценке доказательств, для чего оснований не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение, и с соблюдением норм процессуального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в остальной части в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дульдургинского районного суда Забайкальского края от 2 мая 2012 года в части возложения на ФГБУ "Национальный парк "Алханай" после проведения лесоустройства в лесохозяйственный регламент изменения в части спроектированных мероприятий по охране лесов от пожаров в объемах, определенных лесоустройством, отменить, в удовлетворении данных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы сторон - без удовлетворения.
Председательствующий: Чайкина Е.В.
Судьи Васильева Т.И.
Карабельский А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.