Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей краевого суда Ходюкова Д.С., Карабельского А.А.
при секретаре Гурулевой Н.А.
с участием прокурора Выскубовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 31 октября 2012 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Тонких Людмилы Георгиевны о признании незаконным решения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и о возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Мусалимовой О.С.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 21 августа 2012 года, которым постановлено заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Признать незаконным приказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 2 марта 2012 года в части отказа в предоставлении Тонких Л.Г. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить вдове участника Великой Отечественной войны Тонких Л.Г. меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ходюкова Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Тонких Л.Г., оспаривая приказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в отказе предоставить меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Мотивируя тем, что ответчик, в нарушение требований жилищного и гражданского законодательства РФ, Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" необоснованно отказал вдове ветерана ВОВ улучшить её жилищные условия, признав действия последней по продаже в 2009 году принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения недобросовестными, и намеренно ухудшающими жилищные условия.
Не согласившись с мнением ответчика, прокурор обратился в суд в защиту интересов Тонких Л.Г. требуя признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Тонких Л.Г. меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, а также обязать ответчика обеспечить вдову ветерана ВОВ жильем за счет средств федерального бюджета.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с постановленным решением суда, представитель ответчика Мусалимова О.С. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Мотивирует тем, что вдова участника Великой Отечественной войны Тонких Л.Г. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности её сыну, общей площадью "данные изъяты" кв. м., в связи с чем, она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, а считается обеспеченной.
Указывает, что Тонких Л.Г. продала собственное жилое помещение в 2009 году, ухудшив свои жилищные условия, при таких обстоятельствах, согласно нормам ЖК РФ граждане, совершившие такие действия, не могут быть приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в течении 5 лет.
Считает приказ Министерства в части отказа Тонких Л.Г. в предоставлении меры социальной поддержки правомерным и соответствующим действующему законодательству.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Тонких Л.Г. считает решение суда соответствующим действующему законодательству, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, указывает, что продала принадлежащее ей дом, по причине, что он был очень старый в аварийном состоянии, стены сгнили, потолок протекал, была вероятность его обрушения, кроме того дом был с печным отоплением, зимой было холодно, туалет находился далеко от квартиры. В силу престарелого возраста, отсутствия благоустроенных условий проживания она не могла самостоятельно обслуживать жилое помещение, которое стало ей обременительно, что указывает на отсутствие умысла намерено ухудшить жилищные условия.
Тонких Л.Г. в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Тонких Л.Г.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Выскубову С.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, доводы представителя ответчика Мусалимовой О.С., поддержавшую жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из справки (л.д. 28) следует, что Тонких Л.Г. подпадает под действия данного закона.
Из пункта 2 Постановления Правительства Забайкальского края от 16.03.2010 N 109 следует, что для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий необходимо руководствоваться ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, а также проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям - это если жилое помещение не обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенных норм, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
С учетом изложенного суд обосновано не установил умышленный и недобросовестный характер в действиях Тонких Л.Г., которые были направлены на ухудшение жилищных условий. Оценивая фактические обстоятельства дела, судом было принято во внимание, что отсутствие в ранее занимаемом Тонких Л.Г. жилом помещении по адресу г. Сретенск, ул. Школьная, 13-3 центрального отопления, водопровода, канализации и горячего водоснабжения, что не оспорено ответчиком, при наличии в её населенном пункте централизованных инженерных сетей коммуникаций, свидетельствует о нуждаемости Тонких Л.Г. в улучшении жилищных условий. Следовательно, продажа ранее занимаемой Тонких Л.Г. квартиры, и переезд в благоустроенную квартиру сына, не свидетельствует об умышленном ухудшении жилищных условий, а лишь о вынужденной мере.
Поэтому суд обоснованно принял во внимание изложенные обстоятельства, учёл преклонный возраст Тонких Л.Г., обстоятельство, что она является вдовой ветерана ВОВ, подпадающей под действие закона "О ветеранах", в настоящее время состоящей на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.76) и отсутствие собственного жилья, обосновано удовлетворил требования прокурора о необходимости оказать Тонких Л.Г. меру социальной поддержки в виде обеспечения её жильем.
Доводы представителя ответчика, что Тонких Л.Г. является членом семьи своего сына и в настоящее время обеспечена жильем, материалами дела не подтверждены, так как квартира, в которой проживает Тонких Л.Г., является собственностью её сына, членом семьи сына она не является, проживая отдельного от него.
Таким образом, коллегия находит решения суда законным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от 21 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Литвинцева
Судьи: Д.С. Ходюков
А.А. Карабельский
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Ходюков Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.