Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 22 июня 2012 г. по делу N 33А-135/2012
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - судьи Фартышева В.П., судей Лебедева А.Г. и Попова Ю.В., при секретаре Мухаметчиной Ф.Б., с участием прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Клопоцкого С.В. и заявителя Ибадуллаева С.Р., рассмотрев материалы гражданского дела по апелляционной жалобе последнего на решение Абаканского гарнизонного военного суда от 03 апреля 2012 года, согласно которому заявление бывшего военнослужащего войсковой части 1 майора запаса Ибадуллаева Серьяна Рефатовича об оспаривании действий командира войсковой части 1, связанных с исключением военнослужащего из списков личного состава воинской части без своевременного обеспечения денежным и вещевым довольствием, отказом в направлении на прохождение профессиональной подготовки и непринятием решений по рапортам заявителя, а также компенсации морального вреда, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Фартышева В.П., выступление заявителя Ибадуллаева в обоснование апелляционной жалобы и мнение военного прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Ибадуллаева С.Р.- без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Ибадуллаев проходил военную службу по контракту в войсковой части 2 и с 11 июня 2009 года был зачислен в распоряжение командира 3.
Приказом командующего Железнодорожными войсками N ... от 15 декабря 2009 года Ибадуллаев досрочно уволен с военной службы в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункт 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") и 19 декабря 2011 года приказом командира войсковой части 1 N ... исключен из списков личного состава части.
Считая свои права нарушенными, Ибадуллаев 26 марта 2012 года обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить приказ командира войсковой части 1 об исключении из списков личного состава воинской части, восстановить его в этих списках до признания в установленном порядке нуждающимся в получении жилого помещения.
Кроме того, заявитель просил признать незаконными действия командования части, выразившиеся в несвоевременной выплате денежного довольствия, нерегистрации и непринятии решений по его рапортам о направлении на лечение и переподготовку по одной из гражданских специальностей, о предоставлении дополнительного отпуска по личным обстоятельствам; взыскать с воинского должностного лица в качестве компенсации морального вреда денежную сумму в размере 100.000 рублей и судебные расходы.
Рассмотрев материалы дела и выслушав участников процесса, гарнизонный военный суд отказал заявителю в удовлетворении его требований.
В апелляционной жалобе Ибадуллаев просит решение Абаканского гарнизонного военного суда от 03 апреля 2012 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований в полном объёме.
В обосновании своей просьбы автор жалобы, подробно излагая обстоятельства настоящего гражданского спора и анализируя отдельные положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 года, Положения о порядке прохождения военной службы, Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, приказа Министра обороны Российской Федерации N 95 от 18.03.2009 года и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, приводит доводы, суть которых сводится к следующему:
- командование части не имело законных оснований для исключения его, Ибадуллаева, из списков личного состава части до обеспечения жилым помещением путем выдачи государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) по избранному месту жительства. При этом факт нуждаемости военнослужащего в обеспечении жилым помещением подтверждается соответствующими документами, представленными в жилищную комиссию воинской части;
- исключение из списков личного состава части состоялось без обеспечения в полном объеме положенным денежным и вещевым довольствием, а потому Ибадуллаев полагает необходимым перенести дату исключения на день окончательного расчета - 16 января 2012 года;
- автор утверждает, что причинами, по которым он в течение длительного времени после его увольнения с военной службы не обращался с рапортом о направлении на переподготовку, явились неосведомленность о порядке прохождения таковой, а также введение воинскими должностными лицами в заблуждение заявителя относительно момента подачи соответствующего рапорта;
- в нарушение действующего законодательства воинскими должностными лицами не были зарегистрированы и рассмотрены поданные им в декабре 2011 года рапорта о направлении его на лечение в госпиталь, а также о предоставлении последнему дополнительного отпуска по личным обстоятельствам.
В заключение жалобы автор утверждает, что допущенными со стороны командования нарушениями ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях и ухудшении состояния здоровья.
В поданных на указанную апелляционную жалобу возражениях представитель воинского должностного лица Веселый А.Н. и помощник военного прокурора Абаканского гарнизона Хафизов Р.А. указывают, каждый в отдельности, на необоснованность доводов жалобы заявителя и полагают необходимым рассматриваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Нарушение своих прав при исключении из списков личного состава Ибадуллаев, в первую очередь, связывал с необеспеченностью жилым помещением посредством выдачи ГЖС в период исполнения воинских обязанностей для приобретения жилья в городе Красноярске, то есть в населенном пункте, не совпадающим с местом военной службы.
Социальные гарантии по обеспечению жильем военнослужащих путем предоставления им ГЖС, закрепленные в абзацах 2 и 3 пункта 1 статьи 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" и пункте 14 статьи 15 этого же Закона, основаны на соблюдении правил предоставления государственной субсидии, предписанной постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (действовавшей ранее), а также "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных этим Постановлением, правом на участие в подпрограмме обладают военнослужащие, увольняемые с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с общей продолжительностью выслуги в календарном исчислении 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений.
Таким образом, право указанной категории военнослужащих на выдачу им сертификата напрямую зависит от обязательного признания их нуждающимися в получении жилья.
Как видно из материалов дела, Ибадуллаев до увольнения с военной службы инициировал вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на соответствующий учет.
Однако, в связи с представлением требуемых документов в неполном объеме, решениями жилищной комиссии войсковой части 1 от 06 октября, 02 декабря 2009 года, 15 января, 01 и 23 июля 2010 года заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся .
Приведенные решения жилищной комиссии и действия командира воинской части, связанные с утверждением таковых, военнослужащим в установленный законом срок обжалованы не были, в связи с чем оснований полагать их незаконными и необоснованными не имеется.
Вместе с тем, надлежит отметить, что в период, предшествующий изданию приказа воинского должностного лица об исключении из списков личного состава, Ибадуллаевым так и не были представлены в жилищную комиссию требуемые документы. Упомянутый факт свидетельствует о том, что военнослужащий в течение длительного времени (свыше одного года) не обозначал своей заинтересованности в решении поставленного вопроса. В ходе судебного заседания обстоятельств, объективно препятствующих представлению в коллегиальный орган требуемого пакета документов до исключения из списков личного состава части, заявителем приведено не было. Таковых не содержится и в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Ибадуллаев на момент исключения из списков части на учете нуждающихся не состоял, окружной военный суд находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что предполагаемое заявителем нарушение жилищных прав судебной защите не подлежит. Следовательно, оспоренный по данному основанию приказ командира войсковой части 1 об исключении Ибадуллаева из списков личного состава является законным, а требование заявителя об отмене упомянутого приказа и восстановлении в этих списках не основанные на законе.
Вопреки доводам жалобы, увольнение военнослужащего осуществлялось в рамках требований Федеральных законов "О статусе военнослужащего" и "О воинской обязанности и военной службе", а также Положения о порядке прохождения военной службы. При этом воинскими должностными лицами части в целях реализации заявителем своих жилищных прав предприняты все необходимые меры, к числу которых надлежит отнести неоднократные попытки разрешения коллегиальным органом вопроса нуждаемости Ибадуллаева в жилом помещении.
Рассматривая законность действий командира войсковой части 1, связанных с реализацией права заявителя на образование, гарнизонный военный суд обоснованно руководствовался положениями ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и приложения к приказу Министра обороны РФ N 95 от 18 марта 2009 года "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан РФ, проходящих военную службу по контракту" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 5 Порядка военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорта, в которых указывают, помимо прочего, имеющуюся гражданскую специальность и квалификацию, выбранную программу обучения и реализующее ее военное образовательное учреждение.
Положениями пунктов 6 - 9 Порядка установлено, что указанные рапорта военнослужащих в установленном порядке рассматриваются соответствующими командирами воинских частей. В воинской части составляются списки военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку. Из воинской части указанные списки представляются по подчиненности в кадровый орган вида и рода войск Вооруженных Сил, военного округа (флота), главного (центрального) управления Министерства обороны. Кадровым органом на основании представленных воинскими частями списков проводится предварительное распределение военнослужащих по профильным военным образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную переподготовку, а также формируются сведения о численности и персональных данных военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, и предложения по форме (способу) ее проведения для каждого военнослужащего, которые направляются в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации. Расчет распределения учебных мест в военных образовательных учреждениях разрабатывается Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации по каждому набору военнослужащих. Выписки из расчета распределения после его утверждения высылаются в кадровые органы и военные образовательные учреждения не менее чем за месяц до начала обучения. По мере поступления выписки из расчета распределения военное образовательное учреждение формирует учебные группы. С учетом установленных сроков начала обучения и формирования учебных групп командование военных образовательных учреждений высылает в кадровые органы письменные уведомления, в которых указывается форма (способ) профессиональной переподготовки каждого военнослужащего, сроки и место ее проведения. Выписки из уведомлений кадровые органы направляют в воинские части.
Из анализа указанных норм Порядка следует, что для согласования вышестоящими органами военного управления и образовательными учреждениями вопроса прохождения профессиональной переподготовки военнослужащего требуется достаточно длительный период времени, в связи с чем на основании п. 5 этого нормативного акта на военнослужащих, изъявивших желание пройти профессиональную переподготовку, возложена обязанность подавать рапорта с учетом сроков, обеспечивающих их направление на переподготовку во время прохождения военной службы.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что Ибадуллаев 05 декабря 2011 года подал рапорт командиру войсковой части 1 о направлении на профессиональную переподготовку в филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая Академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (г. Новосибирск) .
При таких данных, учитывая, что военнослужащий, будучи уволенным с военной службы в декабре 2009 года, обратился к командиру части с рапортом о направлении на переподготовку за несколько дней до исключения из списков личного состава, что в свою очередь не позволяло командованию своевременно провести необходимые для направления заявителя на переподготовку мероприятия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны воинского должностного лица каких-либо нарушений прав автора жалобы на переобучение.
Указанный вывод не подрывают и ссылки в жалобе на юридическую неосведомленность заявителя в действующем законодательстве в связи с тем, что нормативный акт, регламентирующий порядок профессиональной переподготовки военнослужащих, был опубликован в общедоступном печатном издании, позволяющем Ибадуллаеву ознакомиться с ним в полном объеме и обратиться с соответствующим рапортом в установленный срок.
Кроме того, не могут быть приняты во внимание доводы автора о том, что воинские должностные лица части ввели его в заблуждение относительно момента подачи рапорта на переподготовку, поскольку приведенные факты не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования военнослужащего, в части нерегистрации и непринятия решений командованием части по его рапортам от 12 и 15 декабря 2011 года о направлении на лечение в военный госпиталь, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что факты подачи упомянутых обращений Ибадуллаева материалами дела не подтверждаются.
При этом, как верно указано в оспариваемом судебном постановлении, ненаправление воинским должностным лицом заявителя в медицинское учреждение не свидетельствует о нарушении прав военнослужащего на медицинское обеспечение, поскольку, во-первых, исследованные медицинские документы не содержали информации о необходимости немедленной госпитализации Ибадуллаева, во-вторых, в соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ "О статусе военнослужащих" и изданного в развитие положений названного закона постановления Правительства РФ N 1093 от 26 сентября 1994 года "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих", лечение в плановом порядке уволенного по возрасту военнослужащего может проходить за рамками военной службы за счет средств федерального бюджета.
Рассматривая доводы автора жалобы о неправомерности действий командира части, связанных с не реализацией рапорта о предоставлении военнослужащему отпуска по личным обстоятельствам, окружной военный суд приходит к следующему.
В силу пункта 10 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункта 12 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток.
По смыслу приведенных нормативно-правовых актов одним из обязательных условий для предоставления такого отпуска является непосредственное волеизъявление самого военнослужащего.
Из материалов дела усматривается, что 18 ноября 2011 года командованием части Ибадуллаеву с 12 декабря 2011 года по 10 января 2012 года предоставлен названный дополнительный отпуск и выдан отпускной билет . В тот же день военнослужащий отказался от предоставленного отпуска, о чем был составлен соответствующий акт .
Как следует из объяснений заявителя, данных 18 ноября 2011 года командиру войсковой части 1 следует, что военнослужащий в настоящий момент отказывается от написания рапорта. При этом факт предоставления ему дополнительного отпуска ставит в зависимость от прохождения им рекомендованного лечения и профессиональной переподготовки .
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Ибадуллаев с надлежаще оформленным рапортом о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам к командованию части не обращался, в связи с чем право военнослужащего на предоставление дополнительного отпуска командованием части нарушено не было.
Утверждения Ибадуллаева о том, что он 16 и 19 декабря 2011 года обращался к воинскому должностному лицу с соответствующими рапортами о предоставлении упомянутого отпуска, несостоятельны, поскольку факты таких обращений заявителя материалами дела не подтверждаются, о чем верно указано в оспариваемом судебном постановлении.
Что же касается доводов автора жалобы о необоснованном исключении его из списков личного состава части без обеспечения в полном объеме положенным денежным довольствием, то окружной военный суд находит их несостоятельными.
Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью рассчитан и обеспечен положенными видами довольствия, в том числе и денежным. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Судом первой инстанции установлено, что командование части своевременно установленным порядком направило в соответствующий довольствующий финансовый орган (ФКУ) выписку из приказа об исключении Ибадуллаева из списков части для последующего окончательного расчета с ним по денежному довольствию. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и заявителем не оспариваются.
При этом, поступление по истечении 2 дней с момента издания приказа об исключении - 21 декабря 2011 года - денежных средств на банковскую карту военнослужащего обусловлено существующим механизмом зачисления причитающихся выплате денежных сумм посредством перевода таковых через финансово-кредитные институты, с которыми заключены соответствующие договоры.
Таким образом, командованием были выполнены все возложенные на него действующим законодательством обязанности по надлежащему обеспечению и окончательному расчету с военнослужащим, а потому гарнизонный суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для восстановления Ибадуллаева в списках личного состава части по мотиву неполного расчета с ним денежным довольствием на день исключения из списков личного состава,
Несостоятельными являются и ссылки автора жалобы на необходимость изменения даты оспариваемого приказа на 16 января 2012 года - дату выплаты денежной компенсации взамен вещевого имущества, поскольку причинами длительного необеспечения упомянутой денежной выплаты явились действия самого заявителя, который в день исключения из списков части отказывался от получения вещевого имущества, о чем 19 декабря 2011 года были составлены соответствующие акты. При этом из последнего акта усматривается, что Ибадуллаеву повторно предложено получить причитающееся имущество по указанным им размерам, от которого последний вновь отказался .
Учитывая, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением всех норм процессуального и материального законодательства, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Абаканского гарнизонного военного суда от 03 апреля 2012 года, принятое по гражданскому делу по заявлению Ибадуллаева Серьяна Рефатовича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.П. Фартышев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.