Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 15 июня 2012 г. по делу N 33А-122/2012
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - заместителя председателя суда Шестопалова В.А., судей: Фартышева В.П. и Тарабакина А.В.,
при секретаре судебного заседания Филиной С.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу заявителя Веркошанкого Алексея Евгеньевича на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 21 марта 2012 г. по гражданскому делу по его заявлению об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в заключении договора социального найма и снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Шестопалова В.А., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Веркошанский проходил военную службу по контракту в должности начальника 3 отделения офицеров запаса (и кадров) отдела военного комиссариата ...
В связи с организационно-штатными мероприятиями приказом Командующего войсками Сибирского военного округа от 30 марта 2009 г. военнослужащий освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение военного комиссара Алтайского края.
Согласно извещению заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. Веркошанскому на состав семьи в количестве 3 человек распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 58,9 кв. м., расположенной по адресу: Томская область, г. Томск, пер. N., д. N., кв. N..
Решением заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N ... Веркошанскому отказано в заключении договора социального найма на распределенную ему квартиру и он снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Не согласившись с таким решением должностного лица, Веркошанский обратился с заявлением в гарнизонный военный суд, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать указанное решение должностного лица неправомерным, обязать отменить его и предоставить заявителю распределенное ему жилое помещение, заключив с ним договор социального найма.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда в удовлетворении требований Веркошанскому отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, утверждая, что судом не в полной мере дана оценка принятому решению уполномоченного на то органа о распределении ему и членам его семьи жилого помещения, просит оспариваемый акт суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование этого автор жалобы ссылается на действующие на настоящий момент и никем не оспоренные решения жилищной комиссии военного комиссариата ... о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, а также - начальника Бийской КЭЧ, которым он включен в автоматизированную систему жилищного учета военнослужащих.
Анализируя положения ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 и п. 14 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", положения новой Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), Веркошанский опровергает выводы суда о необходимости применения в рассматриваемом случае норм площади жилого помещения, действующих на территории Косихинского района Алтайского края и г. Томска, и утверждает, что на него распространяются нормы площади жилого помещения, установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в размере 18 кв. м на одного человека.
Заявитель указывает, что в момент постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, он не сообщил о наличии у него в собственности жилой площади, так как сам не знал об этом, поскольку был включен в число собственников жилого дома родителями в возрасте 14 лет. Автор жалобы также утверждает, что свою долю в доме родителей он подарил матери - Н. не по своему желанию, а по её просьбе.
Кроме того, заявитель, ссылаясь на абзац 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г., указывает, что доказательств намеренного ухудшения со стороны его и его супруги своих жилищных условий должностными лицами в суд не представлено.
Опровергая выводы суда об обеспеченности семьи жильем, Веркошанский указывает, что суд учел её размер, указанный в единицах общей площади, что не может свидетельствовать о действительной обеспеченности по установленным нормам, исходя из наличия у него и его жены лишь 13 и 10 кв.м. жилой площади соответственно. Продать имеющиеся в собственности доли жилых помещений ни заявитель, ни его жена не имеют возможности.
Ввиду указанного, по мнению заявителя, выводы суда первой инстанции нарушают его право как военнослужащего на улучшение жилищных условий.
Также автор, основываясь на положении ст. 4 ГК РФ, отвергает ссылку суда первой инстанции на положения пп. "д" п. 10, а также п.п. 16 и 18 Инструкции, как не действующие в момент постановки его на жилищный учет.
В заключение Веркошанский, ссылаясь на имеющуюся в материалах дела доверенность Министра обороны Российской Федерации, утверждает, что заместитель начальника ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" не наделен полномочиями отказывать в заключении договора социального найма, поскольку в вышеуказанной доверенности их нет.Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из пп. "а" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" также не содержит положений, позволяющих при наличии имеющихся в собственности увольняемого в запас военнослужащего (по определенным основаниям) квартиры или индивидуального жилого дома, признавать нуждающимся в улучшении жилищных условий, без учета установленных социальных норм жилой площади.
В соответсвии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 5 этой же статьи учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Косихинсокго сельского Совета депутатов Косихинсокго района Алтайского края от 20 сентября 2007 г. N 24 (л.д. 116), а также решением Барнаульской городской думы от 27 февраля 2006 г. N 294 учетная норма площади жилого помещения в указанных регионах установлена в размере 12 кв. м.
В соответсвии с решением Думы города Томска от 13 декабря 2005 г. N 27 на территории города Томска, в целях определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации и принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена учетная норма в размере 10 кв. м. общей площади на одного члена семьи .
Как усматривается из материалов дела Веркошанскому А.Е. на праве собственности принадлежала 1/3 доли (25,7 кв.м.) в жилом доме, расположенном по адресу: Алтайский край, Косихинский район, село R., ул. L., д. L., общей площадью 77,3 кв. м., которую он согласно договора дарения от 24 февраля 2009 г., передал своей матери Н. .
В свою очередь жена заявителя - Е. согласно договору дарения от 2 июня 2009 г. передала Т. принадлежавшую ей на праве собственности 1/4 долю (15,5 кв. м.) в квартире, расположенной по адресу: Алтайский край, Косихинский район, село R., ул. Y., д. Y., кв. Y., общей площадью 62 кв.м. .
Ввиду изложенного, отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Веркошанского права на постановку на жилищный учет для обеспечения жилым помещением, как являющего обеспеченным жилой площадью по установленным нормам.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, должностными лицами жилищной комиссии военного комиссариата ... при принятии решения от 12 января 2009 г.о признании Веркошанского с составом семьи 3 человека нуждающимся в получении жилого помещения было принято незаконное решение о постановке его на соответствующий учет.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности действий и решения заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе заключить с ним договор социального найма на распределенную заявителю квартиру и снятии последнего с жилищного учета.
Кроме того, согласно ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Ввиду чего иные доводы заявителя о незаконности принятого судом решения являются необоснованными и надуманными.
Каких-либо нарушений процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного решения, в деле не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1 и 328 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 21 марта 2012 г. по гражданскому делу по заявлению Веркошанского Алексея Евгеньевича об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Веркошанского А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Шестопалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.