Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 11 апреля 2012 г. по делу N 33А-57/2012
СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей: Двойцева Ю.В. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Кольчуриной Н.А., с участием заявителя Смирнова А.А. и представителя должностного лица Лавренова А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части ... капитана юстиции Сысоева А.Н. на решение Томского гарнизонного военного суда от 31 января 2012 года, которым удовлетворено заявление старшего прапорщика войсковой части ... Смирнова Александра Анатольевича об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части ... , связанного со снятием заявителя с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и действий командира указанной воинской части, связанных с утверждением соответствующего протокола.
Заслушав доклад судьи Степанова А.А., выступления представителя должностного лица Лавренова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также заявителя Смирнова А.А., полагавшего необходимым оставить обжалованное судебное постановление без изменения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части ... от 29 декабря 2011 года, которое утверждено командиром той же части, Смирнов снят с жилищного учёта военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку к моменту постановки на учёт не истёк установленный ст. 53 ЖК РФ срок после намеренного ухудшения им жилищных условий, а также в связи с тем, что, по мнению названной жилищной комиссии, после 01 марта 2005 года военнослужащие подлежат постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях исключительно органами местного самоуправления.
Решением Томского гарнизонного военного суда от 31 января 2012 года удовлетворено заявление Смирнова, оспорившего законность указанных выше действий коллегиального органа и должностного лица.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части ... капитан юстиции Сысоев выражает несогласие с решением суда первой инстанции и просит его отменить, приняв новое решение, не указывая какое.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства дела и различные нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, он приводит доводы, образующие в своей совокупности суждение о том, что после 01 марта 2005 года, то есть с начала действия Жилищного Кодекса РФ, военнослужащие подлежат постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.
Кроме того, по его мнению, судом не исследован и не принят во внимание порядок обеспечения военнослужащих внутренних войск жилой площадью, закреплённый в ФЗ от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому Смирнов не мог быть принят на жилищный учёт воинской части для предоставления ему жилого помещения.
Также автор апелляционного обращения выражает убеждение в том, что судом неправильно определён момент ухудшения Смирновым своих жилищных условий, поскольку он состоял в браке с нанимателем жилого помещения до 10 апреля 2006 года, находясь на регистрационном учёте по месту жительства этого нанимателя в жилом помещении до 2010 года - до расторжения договора социального найма на основании судебного решения, вступившего в законную силу 05 октября 2010 года.
Рассмотрев материалы дела, обсудив и проанализировав вышеприведённые доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для её удовлетворения, поскольку решение вынесено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Разрешая данный спор, суд полно проверил все его обстоятельства и обоснованно пришёл к выводу о том, что оснований для снятия Смирнова с учёта нуждающихся в получении жилого помещения не имелось.
Согласно ст. 39 ФЗ от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О противодействии терроризму".
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
При этом в соответствии с п. 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утверждённой Приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами, утверждаемых командирами войсковых частей.
В этой связи являются несостоятельными доводы жалобы о том, что после 01 марта 2005 года военнослужащие подлежат постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления, поскольку именно на жилищные комиссии воинских частей внутренних войск МВД возложена такая обязанность, о чём также свидетельствует положение п. 3 ст. 52 ЖК РФ.
Не влияют на такой вывод особенности обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих внутренних войск, предусмотренные ст. 44 ФЗ от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", поскольку названная норма предполагает предоставление жилья военнослужащим из специализированного фонда, закрепленного, в том числе, не за внутренними войсками МВД России.
Согласно справке войсковой части ... Смирнов находится в списках личного состава данной воинской части с 01 апреля 2010 года по настоящее время. При этом из материалов дела следует, что заявитель не имеет в собственности жилья на территории ЗАТО С ... , на него не зарегистрированы права на недвижимое имущество и за всё время прохождения военной службы он жилой площадью не обеспечивался.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учёта.
Из материалов дела не усматривается наличия вышеуказанных оснований для снятия Смирнова с жилищного учёта.
Утверждение автора апелляционного обращения о том, что Смирнов до 05 октября 2010 года был обеспечен жилым помещением по социальным нормам, не основано на законе.
Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Проанализировав указанные обстоятельства и сопоставив их с требованиями ст. ст. 69, ч. 3 ст. 83 ЖК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку договор найма жилого помещения считается расторгнутым с момента выезда нанимателя и членов его семьи в другое помещение, днём совершения Смирновым намеренных действий, связанных с ухудшением своих жилищных условий, вопреки доводам жалобы, является дата его выселения из квартиры.
Вместе с тем, как это следует из вступившего в законную силу решения С ... городского суда Томской области от 16 сентября 2010 года, Смирнов с февраля 2004 года не проживал в квартире своей бывшей жены, занимаемой ею на основании договора социального найма, по адресу: город С ... , улица К ... , дом ... , квартира ... , добровольно отказавшись от права пользования жилым помещением и утратив такое право со дня выезда.
С учётом изложенного, гарнизонный военный суд обоснованно признал, что пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, истёк для Смирнова в феврале 2009 года.
Каких-либо иных данных, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку Смирнов заключил контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, жильём не обеспечен, на момент принятия на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, истёк 5-летний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, с момента совершения им намеренных действий в феврале 2004 года, повлекших ухудшение жилищных условий, то он имеет право на обеспечение жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведённого законодательства, которых придерживается представитель должностного лица в апелляционной жалобе, по вышеприведённым основаниям являются несостоятельными.
Нарушений норм гражданского процессуального закона, влекущих отмену оспоренного судебного постановления, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Томского гарнизонного военного суда от 31 января 2012 года по заявлению Смирнова А.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части ... капитана юстиции Сысоева А.Н. - без удовлетворения.
.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда А.А. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.