Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 30 марта 2012 г.
(Извлечение)
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего Захарова В.А., судей Фартышева В.П. и Попова Ю.В., при судебном секретаре Мухаметчиной Ф.Б., с участием представителя командира войсковой части ... и жилищно-бытовой комиссии этой же воинской части лейтенанта юстиции Коршуновой А.Б., рассмотрел апелляционную жалобу Дроздова А.В. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 25 января 2012 года по его заявлению об оспаривании действий жилищно - бытовой комиссии войсковой части ... , связанных со снятием его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и командира указанной воинской части утвердившего данное решение.
Заслушав доклад судьи Фартышева В.П., выступление представителя должностного лица и коллегиального органа с возражениями на апелляционную жалобу, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части ... (далее жилищной комиссии) от 20 октября 2011 года, утверждённым командиром этой же воинской части, Дроздов был снят с учёта, нуждающегося в получении жилого помещения, на основании п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Считая свои права нарушенными, Дроздов обратился в суд с заявлением, в котором просил действия жилищной комиссии и командира войсковой части ... признать незаконными и обязать коллегиальный орган и должностное лицо восстановить его на учёте в списке военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования и пояснил, что в 1995 году, в период прохождения им военной службы, ему и членам его семьи в составе трёх человек, на основании постановления главы администрации г. Омска, было выделено муниципальное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью 38,7 кв. м. по адресу: г. Омск, ул. N., дом N., кв. N..
В мае 1997 года, в связи с организационно-штатными мероприятиями, он был уволен с военной службы из Вооружённых Сил РФ в запас. Указанную квартиру он в 1998 году приватизировал на себя и в 2003 году подарил её своей бывшей супруге.
При прохождении военной службы во Внутренних войсках МВД РФ он жилой площадью не обеспечивался и желает быть обеспеченным при увольнении с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в г. Солнечногорске Московской области.
Представитель заявителя Кравцова требования доверителя поддержала. При этом она указала, что оснований для исключения Дроздова из списков военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий у командира войсковой части ... и жилищной комиссии, не было. Кроме того, представитель заявителя указала, что выписка из протокола о снятии заявителя с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий была получена Дроздовым лишь 5 ноября 2011 года.
Представитель должностного лица и жилищной комиссии требования заявителя не признала и пояснила, что при повторной проверке жилищного дела майора Дроздова было установлено, что последний ранее уже обеспечивался жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
Поскольку справка о сдаче указанного жилого помещения в материалах его жилищного дела отсутствовала, то жилищная комиссия, при повторной проверки данного дела, приняла решение о снятии Дроздова с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По результатам рассмотрения материалов гражданского дела, гарнизонный военный суд отказал заявителю Дроздову в удовлетворении его требований.
В апелляционной жалобе заявитель Дроздов высказывает своё несогласие с решением суда 1-й инстанции, которое просит отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением материального закона и удовлетворить его требования в полном объёме.
В обосновании своей просьбы автор жалобы анализирует ст. 40 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.1; ст. 5; ч.3 ст. 49; ч.1 ст. 51; ч.4,5 ст. 52; ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом МО РФ N1280, пункт 6 Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 года N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих- граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" и делает вывод, что хотя он и ухудшил свои жилищные условия, однако данное обстоятельство не является препятствием к постановке его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья, поскольку выделенную ему ранее квартиру он получил от государства, а не от Министерства обороны РФ и, на момент подачи заявления о постановки его на учёт прошёл пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ.
Далее автор жалобы, ссылаясь на пункт 1 ст. 15 Федерального закона от 22 января 1993 года и пункты 13 и 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" отмечает, что в период прохождения военной службы он от Министерства обороны не получал жильё, которое ему вышеуказанное министерство обязано было предоставить.
Кроме того, Дроздов отмечает, что при снятии его с учёта Жилищная комиссия нарушила требования ч.2 ст.56 ЖК РФ, поскольку не указала в своём решении основания снятия его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, не уведомила его о проведении заседания жилищной комиссии, о вынесенном решении поставила его в известность только 05.11.2011 года.
В своих возражениях на апелляционную жалобу командир войсковой части ... отмечает, что ссылка заявителя Дроздова на ряд нормативно - правовых актов, которые позволяют ему через пять лет после ухудшения своих жилищных условий, встать на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья, не может быть принята во внимание, поскольку она основана на неправильном толковании закона. Исходя из этого, должностное лицо просит решение суда 1-й инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дроздова - без удовлетворения.
Изучив материалы дала и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда 1-й инстанции законным и обоснованным.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Дроздова о восстановлении его на учёте в списке военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, гарнизонный военный суд верно истолковал действующее законодательство, регламентирующее порядок и условия обеспечения жильём военнослужащих и пришёл к правильным выводам о правомерности оспариваемых заявителем действии коллегиального органа и должностного лица снявших заявителя с вышеуказанного учёта.
Из материалов дела усматривается, что заявитель, проходя военную службу в Вооружённых силах МО РФ, вопреки его утверждению, в 1995 году от Министерства обороны РФ, на состав из трёх человек, получил для постоянного проживания муниципальное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью 38, 7 кв. м. по адресу: г. Омск, ул. N., дом N., кв. N..
В марте 1997 года Дроздов был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
27 ноября 1997 года Дроздов был призван на военную службу по контракту во внутренние войска МВД РФ.
В 1998 году заявитель приватизировал на себя квартиру и в 2003 году подарил квартиру жене, с которой в 2006 году развёлся.
24 февраля 2011 года, Дроздов, в связи с истечением 5 летнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ жилищной комиссией, включён в списки военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, а 20 октября этого же года он этой же жилищной комиссией, на основании п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, был исключён из этих списков, как неправомерно принятый на учёт.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым Федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) Федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации соответствующей Инструкцией утверждённой приказом МВД России от 12.02.2010 года N75(далее Инструкция).
Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную жилплощадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п.14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч.4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учёте.
Для военнослужащих внутренних войск согласно ст.19 Инструкции, при постановке на учёт необходимо подать рапорт, с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Предоставляя определённой в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания
(в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба обязанность по представлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Исключение из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведённых правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ, (другого федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечению срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, на что ссылается автор жалобы.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса РФ.
С учётом изложенной правовой позиции выводы суда первой инстанции о том, что Дроздов по истечении пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, не мог быть поставлен на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья, поскольку ранее выделенную ему квартиру не сдал, являются правильными.
При таких обстоятельствах, последующее решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части ... о снятии заявителя 20 октября 2011 года с учёта нуждающихся в получении жилья и утверждение этого решение командиром этой же воинской части, вопреки утверждению в жалобе, произведено в соответствии с п. 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ и само по себе прав Дроздова не нарушает.
Утверждения в жалобе о том, что Дроздов не был уведомлён о заседании жилищной комиссии и позднем получении им оспариваемого решения, то данное нарушение, как это обоснованно указано в решении суда 1-й инстанции, не может повлечь за собой его отмену в силу п.4 ст. 258 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 25 января 2012 года по заявлению военнослужащего войсковой части ... майора Дроздова Алексея Владимировича об оспаривании действий жилищно-бытовой комиссии войсковой части ... , связанных со снятием заявителя с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и командира указанной воинской части, утвердившего данное решение, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дроздова А.В. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.П. Фартышев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.