Кассационное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 24 января 2012 г.
(Извлечение)
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - заместителя председателя Западно-Сибирского окружного военного суда Данилова В.В., судей: Гусейнова Т.Г. и Дубова Ю.А.,
при секретаре Белкиной А.А.,
с участием заместителя начальника отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Баранова С.С., представителя военного комиссариата ... Золюк Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя военного комиссариата ... Никитиной А.В. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 7 декабря 2011 года, которым удовлетворено заявление бывшей военнослужащей военного комиссариата ... прапорщика запаса Данильян Сильвы Арамовны об оспаривании приказов Командующего войсками Центрального военного округа о ее увольнении с военной службы и военного комиссара названного комиссариата об исключении из списков личного состава.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Данилова В.В., объяснения представителя Золюк Э.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, и заместителя начальника отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Баранова С.С., полагавшего необходимым оспоренное судебное постановление оставить без изменения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Данильян, зачисленная в распоряжение военного комиссара ... в 2009 году, приказом командующего войсками Центрального военного округа N ... от 19 сентября 2011 года была досрочно уволена с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. После чего приказом названного военного комиссара от 13 октября 2011 года N ... исключена из списков личного состава.
Не соглашаясь с данными приказами, Данильян обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать их незаконными и отменить, а так же возместить понесенные судебные расходы в размере уплаченной государственной пошлины. В обоснование своих требований она указала, что выражала свое желание продолжить военную службу, при этом никаких должностей ей не предлагалось. Кроме того, она не может быть уволена, так как является одинокой матерью, поскольку воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет.
Решением Красноярского гарнизонного военного суда от 7 декабря 2011 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с судебным постановлением, представитель военного комиссариата ... , подала жалобу в порядке гл. 40 ГПК РФ (до 1 января 2012 года) и просил его отменить и принять новое, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
В обоснование этого Никитина изложила следующие обстоятельства.
В связи с организационно-штатными мероприятиями и невозможностью уволить Данильян по причине необеспечения ее жилым помещением, в 2009 году заявитель была выведена в распоряжение. При этом в соответствующем рапорте она указала, что с назначением на другие воинские должности не согласна.
Процедура увольнения началась только после предоставления ей квартиры по договору социального найма.
Так же, срок контракта о прохождении военной службы Данильян истек 26 февраля 2011 года, при этом рапорт о заключении нового не подавался. О своем желании продолжить службу она впервые сообщила только 26 мая 2011 года при личной беседе, в ходе которой указала, что с увольнением не согласна, поскольку имеет ребенка в возрасте 11 лет.
Далее автор жалобы пишет, что документов подтверждающих статус одинокой матери Данильян военному комиссару не предоставляла.
Анализируя отдельные положения СК РФ, Постановления Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 (ред. от 02.02.2006) "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния", Постановления Совмина СССР от 12.08.1970 N 659 (ред. от 04.05.1990) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям", другие документы, а также "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (ред. от 08.12.2010), автор жалобы делает вывод, что Данильян не обладает статусом одинокой матери, так как в свидетельстве о рождении указан отец ребенка и данная запись сделана на основании свидетельства о заключении брака.
Кроме того, представитель Никитина обращает внимание на то, что заявитель уволена с правом на пенсию по выслуге лет, то есть имеет источник дохода, также у нее есть высшее образование по гражданской специальности, дающее ей возможность трудоустроиться.
Таким образом, по мнению автора жалобы, порядок увольнения Данильян нарушен не был.
Представитель командующего войсками Центрального военного округа Трофимов Е.Н., в своем письме просил кассационную жалобу удовлетворить.
В поданных возражениях на кассационную жалобу, помощник военного прокурора Красноярского гарнизона майор юстиции Меркулов А.Г., указывая на необоснованность доводов Никитиной А.В., просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, а решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы изложенные в кассационной жалобе и возражения на них, окружной военный суд считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п.25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, (далее - Положение) увольнение с военной службы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет в связи с организационно-штатным мероприятиями, не допускается без их согласия.
Официального определения понятия "одинокая мать", не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах.
Вместе с тем исходя из анализа действовавшего и действующего законодательства, в том числе п.8 Постановления Совмина СССР от 12.08.1970 N 659 (ред. от 04.05.1990) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям", Постановления Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 (ред. от 02.02.2006) "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния", 12 и 13 глав СК РФ, статусом одинокой матери наделяются женщины, не состоящие в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери.
Согласно свидетельству о рождении, отцом А.В., родившегося 21 мая 2000 года, является В.П. , брак заявителя с которым расторгнут по решению Советского районного суда города Красноярска от 21 апреля 2005 года . Исходя из справки Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края, данные об отце А.В. в актовую запись о рождении внесены на основании свидетельства о заключении брака .
При этом в материалах дела не имеется доказательств подтверждающих, что Данильян одинокая мать, нет сведений указывающих на наличие таких документов и в военном комиссариате ...
Так, не содержится информации о наличии данного статуса в рапорте Данильян о зачислении в распоряжение от 13 января 2009 года ; согласно акту от 26 мая 2011 года об отказе от написания рапорта на увольнение, заявитель сообщила, что одна воспитывает ребенка 11 лет, при этом подтверждающие документы предоставлять отказалась ; в ходе личной беседы Данильян выразила несогласие с увольнением, просила оставить проходить военную службу в городе Красноярске, так как у нее ребенок 11 лет .
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Данильян является одинокой матерью, не соответствует приведенным обстоятельствам дела. При этом согласно вышеизложенному, отдельное проживание отца, якобы означающее факт воспитания ребенка и содержание его другим родителем в единственном числе, не переводит мать в категорию одинокой, с применением к ней соответствующих социальных гарантий.
Так же из материалов дела не усматривается и нарушения порядка увольнения Данильян.
В соответствии с подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Согласно материалам дела, в вышеприведенном рапорте о зачисление в распоряжение в связи с сокращением занимаемой должности Данильян указала, что не согласна с назначением на другие воинские должности и вплоть до проведения с ней беседы по поводу предстоящего увольнения никак не выражала свое желание продолжить военную службу на каких-либо должностях.
По данному рапорту представитель военного комиссариата ... Золюк Э.Н пояснила, что в отношении Данильян не инициировалась процедура увольнения в 2009 году, поскольку на тот период последняя не была обеспечена жилым помещением.
В справке от 5 декабря 2011 года, предоставленной военным комиссариатом ... , указывается на отсутствие воинских должностей с штатно-должностной категорией "прапорщик", "сержант" в Центральном военном округе, воинских частях Красноярского гарнизона и Военном комиссариате в различные периоды .
Помимо этого следует учитывать, что срок контракта о прохождении военной службы Данильян истек в феврале 2011 года, однако рапорта о заключении нового она не подавала, что подтвердила в судебном заседании .
В связи с этим, нет оснований полагать наличие нарушения подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения.
Так же не усматривается и иных нарушений порядка увольнения заявителя.
Учитывая, что по делу не требуется истребование и оценка новых доказательств, суд второй инстанции считает возможным принять новое решение, которым признать, что на Данильян не может распространять действие п.25 ст. 34 Положения, так как она не относится к категории "одинокая мать" и порядок ее увольнения соблюден. Таким образом, приказы Командующего войсками Центрального военного округа о ее увольнении и военного комиссара военного комиссариата ... об исключении ее из списков личного состава, изданные в рамках полномочий данных должностных лиц, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Красноярского гарнизонного военного суда от 7 декабря 2011 года по заявлению бывшей военнослужащей военного комиссариата ... прапорщика запаса Данильян Сильвы Арамовны отменить и принять по делу новое решение в следующей редакции:
в удовлетворении заявления бывшей военнослужащей военного комиссариата ... прапорщика запаса Данильян Сильвы Арамовны об оспаривании приказов Командующего войсками Центрального военного округа о ее увольнении с военной службы и военного комиссара названного комиссариата об исключении ее из списков личного состава отказать.
Председательствующий В.В. Данилов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.