Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 21 августа 2012 г. по делу N 33А-213/2012
ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Двойцева Ю.В., Дубова Ю.А., при секретаре судебного заседания Кольчуриной Н.А., с участием прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Клопоцкого С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части ... Болотовой Т.В. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 30 мая 2012 года, которым частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего по контракту войсковой части ... старшего сержанта запаса Шляхова Юрия Федотовича об оспаривании действий командира этой же воинской части, связанных с увольнением и исключением из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением и положенными видами довольствия.
Заслушав доклад судьи Актаева Г.В., заключение участвующего в судебном заседании прокурора, полагавшего необходимым оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Шляхов проходил военную службу по контракту в войсковой части ... в должности старшего механика - водителя инженерно-сапёрного батальона, в звании старший сержант, имеет выслугу более 20 лет.
Приказом командира войсковой части ... N *** от 23 декабря 2011 года Шляхов уволен и исключён из списков личного состава части с зачислением в запас с 16 января 2012 года по п.п. "б" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", то есть по состоянию здоровья.
Приказами командира войсковой части ... N *** от 22 марта 2012 года и N *** от 29 марта 2012 года, на основании представления военного прокурора, в вышеуказанный приказ были внесены изменения, в соответствии с которыми Шляхов уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья и с 25 апреля 2012 года исключён из списков личного состава части.
Законность этих приказов Шляхов оспорил в судебном порядке, где с учётом уточнённых требований, просил суд признать незаконными действия командира войсковой части и руководителя ФКУ "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" по исключению его из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением по месту службы и денежным довольствием, а также возложить на командира войсковой части ... обязанность по отмене оспариваемых приказов о его увольнении и исключении из списков личного состава воинской части, восстановить его на службе, выплатить денежное довольствие с января 2012 года по день восстановления в списках личного состава части, предоставить сведения о расчёте его по видам довольствия, направить в отношении него приказы в Главное управление кадров МО РФ и ФКУ "Единый расчётный центр МО РФ", принять меры по их реализации, а также возместить судебные расходы.
Барнаульским гарнизонным военным судом по итогам рассмотрения дела принято решение о частичном удовлетворении требований Шляхова.
Действия командира войсковой части ... , связанные с изданием оспариваемых приказом, признаны неправомерными и на упомянутое воинское должностное лицо возложена обязанность по их отмене, восстановлении Шляхова на военной службе и его обеспечении положенными видами довольствия.
В остальной части требования Щляхова оставлены без удовлетворения.
Не соглашаясь с таким решением, считая его незаконным и вынесенным с нарушением норм материального права, представитель командира войсковой части ... Болотова Т.В., просит его отменить в части восстановления Шляхова на военной службе и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование этого, ссылаясь на правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, она указывает, что вывод суда об издании оспариваемых приказов не правомочным должностным лицом является неверным и противоречащим действующему законодательству, поскольку приказ Министра обороны N 1818 от 5 октября 2011 года устанавливает, что проекты приказов лишь по личному составу предоставляются на подпись Министру обороны РФ, в то время как согласно п. 98 Наставления по учёту личного состава ВС РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 19 декабря 2005 года N ***, исключение из списков личного состава части военнослужащих не является вопросом, подлежащим разрешению в приказе по личному составу.
Кроме того, автор апелляционного обращения отмечает, что упомянутый приказ МО РФ N 1818 издан в целях обеспечения централизованного начисления и своевременной выплаты с 1 января 2012 года денежного довольствия военнослужащим ВС РФ в ФКУ МО РФ "Едином расчётном центре" и обратной силы не имеет. При этом приказ об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части не является приказом по личному составу.
В заключение жалобы её автор пишет, что является несостоятельным вывод суда о том, что Шляхов не ознакомлен с расчётом выслуги лет, поскольку в рапорте на увольнение заявитель указал обратное.В своих возражениях на апелляционную жалобу Шляхов, анализируя обстоятельства дела, просит решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а жалобу представителя командира войсковой части ... - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив и проанализировав вышеприведённые доводы апелляционной жалобы, а также возражений на неё, окружной военный суд не находит оснований для её удовлетворения, поскольку решение вынесено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Изложенные в указанном решении суда первой инстанции выводы являются убедительными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Правильно в данном случае, вопреки доводам жалобы, судом истолкованы и подлежащие применению нормы материального права.
Разрешая данный спор, суд полно проверил все его обстоятельства и обоснованно пришёл к выводу о том, что приказы об увольнении и исключении из списков личного состава воинской части Шляхова изданы не правомочным должностным лицом.
Так, согласно п. 1 ст. 50 ФЗ N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковника включительно осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Подпунктом "в" пункта 8 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что увольнение с военной службы военнослужащих, за исключением высших офицеров, полковников и капитанов 1 ранга, производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Согласно пункту 3 статьи 11 указанного Положения, полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на должности, для которых штатом не предусмотрены воинские звания высших офицеров, полковников и капитанов 1 ранга, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N 1818 "О приказах по личному составу" установлено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации. Данный приказ не содержит каких-либо изъятий по составам военнослужащих, в том числе в зависимости от их воинских званий.
Таким образом, действующим законодательством полномочия по изданию приказов по личному составу, в том числе и в отношении военнослужащих сержантского состава, вопреки доводам апелляционной жалобы, отнесены к исключительной компетенции Министра обороны РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, что в п. 2 приказа N 1818 от 5 октября 2011 года, Министр обороны поручил Статс-секретарю-заместителю Министра обороны Российской Федерации представить предложения о приведении нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие с пунктом 1 настоящего приказа, а п. 4 на указанное должностное лицо возложен контроль за выполнением обсуждаемого приказа.
В соответствии с этими полномочиями Статс-секретарь - заместитель Министра обороны подготовил письменные указания N 173/2/1193 от 27 января 2012 года, направленные 31 января того же года телеграммой в войска, согласно которым, в приказах Министра обороны Российской Федерации по строевой части отражаются вопросы об исключении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, из списков личного состава. Какого-либо изъятия в отношении военнослужащих сержантского состава данные указания также не содержат.
Поскольку на момент издания оспоренных заявителем приказов командира войсковой части ... последний не обладал полномочиями по изданию приказов об увольнении Шляхова с военной службы и его исключении из списков личного состава воинской части, то названные приказы должностного лица не могут быть признаны законными.
Не влияют на правильность принятого решения доводы апелляционной жалобы о том, что Шляхов был ознакомлен с расчётом выслуги лет, о чём указал в рапорте на увольнение, поскольку суду данные обстоятельства были известны и им дана надлежащая оценка в решении .
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведённого законодательства, которых придерживается представитель командира войсковой части ... в апелляционной жалобе, по вышеприведённым основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 30 мая 2012 года по заявлению Шляхова Юрия Федотовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части ... Болотовой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.