Постановление Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 21 декабря 2012 г. по делу N 7-58/2012
Западно-Сибирского окружного военного суда Юрков В.В.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой Е.Л.,
с участием прокурора - начальника отдела военной прокуратуры Центрального военного округа полковника юстиции Батуры В.П. и защитника Мальцева О.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы по жалобе защитника Белых А.Б. на постановление судьи Барнаульского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2012 года, которым военнослужащий войсковой части ... гвардии полковник
Тимошенко Андрей Станиславович,
на основании статьи 17.7 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.
Заслушав объяснения защитника Мальцева О.Л. в обоснование жалобы и заключение прокурора Батуры В.П., просившего об оставлении данного обращения без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Приведённым постановлением Тимошенко признан виновным в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных федеральным законом, в связи со следующими обстоятельствами.
В период с 12 сентября по 16 октября 2012 года Тимошенко временно исполнял возложенные на него в установленном порядке обязанности командира войсковой части ...
В рамках осуществления надзора за исполнением законов заместитель военного прокурора Барнаульского гарнизона 21 сентября 2012 года истребовал из войсковой части ... акты проверок этой воинской части, проведённых вышестоящими органами в третьем квартале 2012 года, а также принятые по ним решения. К установленному в соответствующем письме сроку (5 октября 2012 года) Тимошенко данное указание не исполнил.
В жалобе её автор настаивает на отмене судебного решения и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В обоснование, анализируя отдельные положения федерального законодательства, обстоятельства дела и исследованные по нему доказательства, он утверждает, что непредставление Тимошенко в военную прокуратуру обозначенных актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, обусловливалось требованиями режима секретности. Об этом Тимошенко письменно проинформировал заместителя военного прокурора Барнаульского гарнизона, предложив последнему ознакомиться с соответствующими документами в секретном подразделении воинской части.
В заключение своего обращения защитник указывает на невозможность применения по делу приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2005 года N ***, как не прошедшего государственную регистрацию.
В возражениях на жалобу, принесённых участвовавшим в суде первой инстанции в качестве прокурора старшим помощником военного прокурора Барнаульского гарнизона майором юстиции Кузьминым М.В., обосновывается несостоятельность занятой её автором позиции и содержится просьба об оставлении постановления без изменения.
По результатам рассмотрения представленных материалов, нахожу обращение защитника не подлежащим удовлетворению.
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 1). В Вооружённых Силах Российской Федерации данный надзор включает в себя вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также исполнения законов органами военного управления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 4 статьи 46). Главный военный прокурор и подчинённые ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определёнными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 47). Надзирая за исполнением законов, прокурор, в том числе в лице заместителя военного прокурора гарнизона, вправе требовать от должностных лиц представления необходимых документов, материалов и иных сведений (пункт 1 статьи 22, статья 54). Соответствующие требования подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6). Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности прокурора, а также неисполнение требований, вытекающих из его полномочий, запрещается под угрозой ответственности, установленной законом (пункт 1 статьи 5, пункт 3 статьи 6).
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации "О государственной тайне" (далее - Закон), что вытекает из его преамбулы.
Положения Закона, согласно его статье 1, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за её пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Статья 32 Закона распространяет его действие также на лиц, осуществляющих прокурорский надзор, что находит отражение в пункте 6 приказа Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
В силу пункта 3 статьи 4 Закона организация его исполнения возложена на Правительство Российской Федерации.
5 января 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации N 3-1 утверждена Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 данной Инструкции Министерству обороны Российской Федерации предоставлено полномочие по принятию ведомственной инструкции по обеспечению режима секретности с учётом специфики решаемых задач.
В соответствии с обозначенной нормой приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2005 года N ***, зарегистрированным в Минюсте России 6 декабря того же года за номером ***, утверждена Инструкция по режиму секретности в Вооружённых Силах Российской Федерации (далее - Инструкция).
В силу пунктов 7 и 8 Инструкции ответственность за обеспечение защиты государственной тайны в воинской части возлагается на её командира, который обязан обеспечивать выполнение требований правовых актов, регулирующих соответствующие вопросы.
Согласно пунктам 404 и 406 Инструкции передача органам государственной власти или организациям Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, путём пересылки осуществляется органами военного управления по письменным решениям Министра обороны Российской Федерации, первых заместителей Министра обороны Российской Федерации или уполномоченных ими руководителей органов военного управления, на которых эти функции возложены соответствующими правовыми актами Министерства обороны. В соответствии с пунктом 410 Инструкции передача таких сведений представителям государственных надзорных органов, непосредственно связанных с обслуживанием воинских частей, осуществляется в объёме, необходимом для выполнения надзорных функций, по решению лиц, указанных в пункте 406 Инструкции.
Приведённые положения согласуются с требованиями Закона, содержащимися, в частности, в его статьях 16, 20, 25 и 32.
Анализ изложенного позволяет прийти к выводу о наделении заместителя военного прокурора гарнизона при осуществлении надзорных функций полномочиями по истребованию от командира воинской части, являющегося в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ должностным лицом, носителей сведений, составляющих государственную тайну, путём их передачи в военную прокуратуру. В свою очередь командир воинской части, в чьём распоряжении находятся данные носители, должен в установленный срок исполнить адресованное ему указание, поскольку вправе рассчитывать на санкционирование соответствующих действий вышестоящим командованием, обязанным не препятствовать прокурору в его деятельности. В этой связи именно на командире воинской части лежит обязанность по своевременному обращению за получением решения, упомянутого в пункте 406 Инструкции.
На основании исследованных доказательств, правильно воспроизведённых в обжалованном постановлении, по делу установлено, что, отказывая 4 октября 2012 года в передаче в военную прокуратуру Барнаульского гарнизона истребованных актов проверок, Тимошенко, исполняющий в указанное время обязанности командира войсковой части ... , действовал осознанно. Учитывая, что соответствующее решение заместителя военного прокурора гарнизона им в установленном порядке не оспаривалось, Тимошенко понимал фактические признаки ситуации, в которой оказался, и последствия своего поведения применительно к предписаниям статьи 17.7 КоАП РФ. Несмотря на это, он намеренно не воспользовался имеющейся у него возможностью по обращению к вышестоящему командованию с целью получения санкции для пересылки обозначенных материалов в адрес государственного надзорного органа. Тем самым названный военнослужащий заведомо поставил себя в условия, исключающие исполнение законного требования прокурора.
При таких обстоятельствах вывод гарнизонного военного суда о виновности Тимошенко в совершении правонарушения, за которое он подвергнут административному наказанию, следует признать правильным, равно как и юридическую оценку содеянного этим лицом. Приводимые в обоснование обратного доводы жалобы и объяснения защитника Мальцева в настоящем судебном заседании подлежат отклонению ввиду их противоречия значимым для дела обстоятельствам и несогласованности с подлежащим применению нормами материального права.
Назначенная данному должностному лицу мера ответственности соответствует требованиям КоАП РФ. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшегося судебного решения, из дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Барнаульского гарнизонного военного суда от 8 ноября 2012 года о привлечении к административной ответственности Тимошенко Андрея Станиславовича оставить без изменения, а жалобу защитника Белых А.Б. - без удовлетворения.
Председатель судебного состава В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.