Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 06 ноября 2012 г. по делу N 33А-299/2012
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей: Степанова А.А. и Двойцева Ю.В., при секретаре Антоненко Л.А., с участием заявителя Мухина И.Н. и его представителя Яковенко А.А., а также представителя коллегиального органа Мартазаева А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего ... старшего прапорщика запаса Мухина Игоря Николаевича об оспаривании решения жилищной комиссии и начальника названного ... , связанных с отказом в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
по апелляционной жалобе заявителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 31 августа 2012 года, которым в удовлетворении его требований было отказано.
Заслушав доклад судьи Двойцева Ю.В., выступления заявителя и его представителя в пределах апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Как видно из материалов дела, Мухин с 1985 года проходил военную службу в Министерстве обороны РФ, в том числе с 1994 года по контракту, а в июне 1997 года был уволен с неё за несоблюдение условий контракта с его стороны. В августе того же года заявитель заключил контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД РФ, которую проходил в ...
Как видно из копии ордера N *** от 13 июля 1993 года, выданного КЭЧ Новосибирского района, Мухину на состав семьи в 4 человека Министерством обороны РФ выделена трехкомнатная квартира по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, село N., N., дом N N., квартира N N., общей площадью 61 кв.м. Причем данная квартира служебной не является и не расположена в закрытом военном городке. Впоследствии заявитель развелся и в настоящее время зарегистрирован в названной квартире один.
4 февраля 2005 года Мухин обратился с рапортом к начальнику ... о постановке его на учет для получения жилой площади.
Приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 19 мая 2006 года N *** Мухин уволен с военной службы в запас в связи с несоблюдением им условий контракта, а приказом начальника ... от 7 июня того же года заявитель исключен из списков личного состава названного военного учреждения. Причем в последнем приказе указано, что Мухин оставлен в списках очередников, нуждающихся в получении жилых помещений по социальным нормам согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Свидетельством о заключении брака подтверждается, что Мухин 28 октября 2009 года заключил брак с гражданской Б..
Из договора о передаче квартиры в общую совместную собственность от 9 января 1998 года, усматривается, что Б. имеет в собственности 1/3 часть квартиры расположенной по адресу: город Новосибирск, ул. R., дом N R. кв. N R., общей площадью 29,3 кв.м.
Поскольку рапорт заявителя от 4 февраля 2005 года не был рассмотрен жилищной комиссией ... , Мухин в мае 2012 года обратился с заявлением в суд. Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 28 мая того же года бездействие коллегиального органа и начальника ... признаны неправомерными и им вменено в обязанность принять решение по рапорту заявителя.
Согласно выписки из протокола жилищной комиссии ... от 31 июля 2012 года, рассмотрев названный рапорт Мухина коллегиальный орган отказал ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании подп. 2 пункта 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что им представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Посчитав свои права нарушенными 17 августа 2012 года Мухин обжаловал в суде решение коллегиального органа, а также решение начальника ... утвердившего его, настаивая на признании их неправомерными и отмене названных решений в части его касающейся.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда в удовлетворении требований заявителю отказано и в обоснование этого решения отмечено, что заявитель и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
В апелляционной жалобе Мухин выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить и вынести новое решение, которым его требования удовлетворить.
В обоснование этого он, ссылаясь на положения Конституции РФ, ЖК РФ, Федеральных законов "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и "О статусе военнослужащих" приводит следующие доводы:
- судом не учтено, что он, как не обеспеченный жилым помещением, не может быть исключен из списка очередников на его получение по последнему перед увольнением месту службы;
- не принято во внимание, что 21 марта 2012 года им написано заявление о включении его в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты";
-почтовое отделение N. и территория "Шиловский полигон" не входят и не входили в состав Новосибирского гарнизона и не являются в отношении ... близлежащими населенными пунктами;
- на момент исключения из списков личного состава ... он имел календарную выслугу лет 21 год, однако жилым помещением обеспечен не был;
- требования о предоставлении им, при подаче документов для постановке на учет, справки о сдаче квартиры в н.п. N. являются необоснованными.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах, окружной военный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Вопреки её доводам изложенный в решении вывод по существу спора согласуется с имеющими значение для дела фактическими обстоятельствами и базируется на верном применении норм материального права.
Так, согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. При этом, обязательным условием предоставления военнослужащим жилых помещений является нуждаемость в их получении.
Как видно из ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 приведенной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктами 22 и 27 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ N 75 от 12 февраля 2010 года установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. При рассмотрении жилищных вопросов в протоколах жилищных комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях.
Частями 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Из постановления администрации Новосибирской области от 23 июня 2005 года N 199-р видно, что учетная норма общей площади жилого помещения в Новосибирской области составляет не менее 12 кв. м. на одного человека.
Проанализировав указанные обстоятельства и сопоставив их с требованиями вышеуказанных статей ЖК РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявитель, являющийся нанимателем жилого помещений по социальному найму, общая площадь которого на одного члена семьи превышает учётную норму, на момент обращения с рапортом в 2005 году и до окончания военной службы имел право быть обеспеченным служебным жилым помещением в населённом пункте по месту прохождения военной службы, то есть в городе Новосибирске, а при отсутствии такой возможности - в других близлежащих населённых пунктах. При этом права на получение по месту военной службы жилья по социальному найму заявитель, в силу отсутствия у него оснований, предусмотренных ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ либо п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не приобрёл ни в период прохождения службы, ни после увольнения с неё, в том числе и на момент рассмотрения его рапорта жилищной комиссией ... в июле 2012 года.
Также гарнизонный военный суд верно указал в решении, что не влияет на указанный вывод суда и представление заявителем в суде копий свидетельств о рождение двух детей, в которых он указан отцом, так как, во-первых, эти документы на рассмотрение жилищной комиссии заявителем не представлялись, а во-вторых, даже с учётом двух детей, то есть на состав семьи 4 человека, суммарная общая площадь жилых помещений числящихся за заявителем по социальному найму и находящихся у его супругой в собственности составляет 70,7 кв.м., следовательно, в расчёте на каждого члена его семьи (70,7:4) приходится по 17,67 кв.м., что выше учётной нормы.
Из распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р "О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р" усматривается, что Новосибирская область исключена из перечня территорий, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим-гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 19 мая 2006 года N *** Мухин уволен с военной службы в запас в связи с несоблюдением им условий контракта. Также в материалах дела отсутствуют данные о том, что Мухин в период прохождения им военной службы изъявлял желание на получение государственного жилищного сертификата.
Из этого следует, что доводы его апелляционной жалобы относительно того, что он желает участвовать в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" являются необоснованными и основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах вывод гарнизонного военного суда о законности действий жилищной комиссии и начальника ... , отказавшей заявителю в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, сомнений не вызывает.
Всем представленным доказательствам по делу судом дана правильная оценка согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ. Каких-либо оснований сомневаться в их достоверности из материалов дела не усматривается.
Существенных нарушений норм процессуального права по делу не установлено. Другие доводы автора жалобы также не влекут пересмотр состоявшегося судебного постановления по правилам главы 40 ГПК РФ.
Другие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования со стороны суда первой инстанции, которым дана правильная юридическая квалификация. Оценка представленных по делу доказательств произведена судом верно и в соответствии с положениями жилищного законодательства.
При указанных обстоятельствах решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 327-329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 31 августа 2012 года по заявлению Мухина Игоря Николаевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.В. Двойцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.