Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 02 ноября 2012 г. по делу N 33А-296/2012
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В.,
судей : Степанова А.А. и Двойцева Ю.В., при секретаре Кольчуриной Н.А.,
с участием представителя заявительницы Яценко Г.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявительницы Курмановой Светланы Борисовны - Яценко Г.С. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 21 августа 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления того же представителя заявительницы об оспаривании действий командира войсковой части ... , связанных с исключением из списков личного состава той же воинской части без изменения основания увольнения с военной службы.
Заслушав доклад судьи Двойцева Ю.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения и мотивы жалобы, объяснения представителя заявительницы в поддержание доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Курманова проходила военную службу по контракту заключенному до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, до 20 декабря 2009 года.
Согласно заключению ВВК от 29 июня 2010 года заявительница признана ограниченно годной к военной службе.
Приказом Командующего войсками Сибирского регионального командования ВВ МВД России (далее - СибРК ВВ МВД РФ) от 30 декабря 2010 года Курманова уволена с военной службы в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Как видно из обращения командира войсковой части ... от 14 апреля 2012 года к заявительнице, он сообщает последней, что в воинскую часть поступило свидетельство о болезни от 21 марта того же года, в котором Курманова признана не годной к военной службе. Также указанное воинское должностное лицо предлагает заявительнице прибыть в воинскую часть для выбора основания увольнения.
Из копии рапорта Курмановой усматривается, что 9 июня 2012 года она обратилась с рапортом к названному командиру воинской части с рапортом об изменении основания увольнения с военной службы - на увольнение по состоянию здоровья.
Приказом командира войсковой части ... N *** от 29 июня 2012 года заявительница исключена из списков личного состава воинской части.
Оспаривая упомянутый приказ воинского должностного лица, Курманова, через своего представителя Яценко Г.С., 3 июля 2012 года обратилась в суд с заявлением, в котором просила суд обязать названное должностное лицо отменить данный приказ как незаконный. В качестве основания отмены оспариваемого приказа командира воинской части заявительница указала на то, что до исключения из списков личного состава воинской части она настаивала на увольнении по имеющемуся у неё другому льготному основанию, а именно - по п.п. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", однако должностным лицом её право на это в период военной службы реализовано не было.
Решением Красноярского гарнизонного военного суда от 21 августа 2012 года в удовлетворении вышеуказанного заявления было отказано.
В апелляционной жалобе заявительница указывает на незаконность и необоснованность судебного постановления, ставит вопрос об его отмене и вынесении нового решения о полном удовлетворении её требований.
При этом существо доводов её апелляционного обращения в своей совокупности сводится к следующему:
- судом не дана оценка оспариваемых действий воинского должностного лица, а лишь произведена констатация факта, что поскольку она уволена Командующим СибРК ВВ МВД РФ, то именно он, а не командир войсковой части ... , может изменить свой приказ в части изменения основания её увольнения;
- не исследовался в судебном заседании и вопрос правомерности действий командира воинской части, в части оставления без реализации её рапорта об изменении оснований увольнения, которые противоречат законодательству о порядке прохождения военной службы;
- председательствующим по делу необоснованно отклонено её ходатайство, заявленное в суде, о привлечении к участию в деле Командующего СибРК ВВ МВД РФ. Причем в решении указано, что решение об изменении оснований увольнения принимается только названным должностным лицом.
В возражениях на апелляционную жалобу, поданных представителем командира войсковой части ... капитаном юстиции Станкевичем С.В., последний, анализируя материалы дела, просит оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалованного судебного постановления в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно неё, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Согласно части 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализируя приведенные нормы Законов, суд приходит к выводу о том, что Курманова, имеющая два основания для увольнения с военной службы: состояние здоровья и предельный возраст, могла выбрать для реализации любое из них.
Учитывая, что заявительница изъявила желание быть уволенной с военной службы по состоянию здоровья, суд считает, что именно данное её право должно было быть реализовано.Вышеуказанное основание увольнения (по состоянию здоровья) продублировано в п. "в" части 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.В развитие названного Положения издан приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации", которым утверждена соответствующая Инструкция.Согласно пункту 25 данной Инструкции в случае увольнения военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья или его досрочного увольнения (за исключением подпунктов "д", "е" и "з" пункта 1 и подпункта "д" пункта 2 статьи 51 Закона) командир (начальник) воинской части обязан провести все мероприятия, определенные пунктами 22 и 23 настоящей Инструкции, с момента принятия решения по соответствующему рапорту.В соответствии с пунктами 22 и 23 Инструкции, помимо прочего, на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, оформляется представление к увольнению с военной службы, которое подписывается непосредственным (прямым) командиром (начальником) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше.Представление и другие необходимые документы для увольнения военнослужащего с военной службы направляются по команде в адрес кадрового органа командира (начальника), имеющего право издания приказа об увольнении данного военнослужащего, с расчетом получения их этим кадровым органом за два месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.Анализируя приведенные нормы Инструкции в совокупности с Положением и ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", суд приходит к выводу о том, что на соответствующего командира (начальника) возлагается обязанность произвести все мероприятия, связанные с представлением военнослужащего к увольнению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что право Курмановой, связанное с её желанием быть уволенной с военной службы по состоянию здоровья нарушено, в связи с чем признает незаконным бездействие командира войсковой части ... , связанное с не направлением документов в адрес Командующего СибРК ВВ МВД РФ для принятия решения об увольнении заявителя с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Оценивая письменные доводы представителя воинского должностного лица Станкевича С.В. о том, что, издавая приказ об исключении заявительницы из списков личного состава, командир войсковой части ... лишь реализовывал приказ Командующего СибРК ВВ МВД РФ об увольнении Курмановой с военной службы по предельному возрасту, суд отвергает его, как противоречащий вышеприведенным нормам законодательства. При этом суд учитывает, что Курманова начала проходить освидетельствование на предмет годности к военной службе в пределах военной службы и изъявила желание быть уволенной с военной службы именно по состоянию здоровья. Более того, до настоящего времени названным командиром воинской части не направлены документы в соответствующий кадровый орган, для реализации права заявительницы быть уволенной с военной службы по отличному от произошедшего увольнения основанию.
Принимая во внимание, что значимые для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся доказательств, допущенная гарнизонным военным судом ошибка может быть исправлена путём принятия в апелляционном порядке по спору, в данной части, нового решения.
Окружной военный суд считает необоснованными доводы представителя заявительницы о реализации указанного права Курмановой на увольнение с военной службы по другому основанию только лишь в пределах военной службы, поскольку оба вышеуказанные основания увольнения с военной службы не влекут для заявительницы никаких преимуществ и привилегированных правовых последствий по отношению друг к другу, а поэтому отвергает их, считая, что данное право Курмановой может быть реализовано без восстановления последней в списках личного состава воинской части, то есть на военной службе.
Кроме того, в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" содержатся разъяснения о восстановлении на военной службе лиц, которые уволены в нарушение законодательного запрета. Отмена приказа об увольнении с военной службы, по существу, необходима лишь тогда, когда заявитель настаивает на продолжении службы в обычном порядке, а не для устранения нормативно определенных препятствий для увольнения, либо когда необходимо изменить основания увольнения.
Из материалов дела не усматривается того, что заявительница желает продолжить военную службу в обычном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 327-329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Красноярского гарнизонного военного суда от 21 августа 2012 года по заявлению представителя заявительницы Курмановой Светланы Борисовны - Яценко Г.С. изменить в части и принять по делу новое решение.
Бездействие командира войсковой части ... , связанное с непредставлением документов в адрес Командующего СибРК ВВ МВД РФ об изменении основания увольнения Курмановой С.Б. с военной службы на п.п. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с признанием её военно-врачебной комиссией не годной к военной службе, признать незаконным.
Обязать указанное воинское должностное лицо направить документы об изменении на упомянутое выше основание увольнения с военной службы Курмановой С.Б. установленным порядком Командующему СибРК ВВ МВД РФ.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Яценко Г.С. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.В. Двойцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.