Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Дьякова М.И.
судей Котликовой О.П., Пасынковой О.М.
при секретаре Федотовой Л.А.
с участием прокурора Профатиловой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 4 декабря 2012 года по делу по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Центрального района города Барнаула, администрации города Барнаула о возложении обязанности очистить земельный участок.
Заслушав доклад судьи Дьякова М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд с иском к администрации г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула о признании незаконными бездействия по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов на земельном участке площадью 200 кв.м, находящемся вдоль северной стороны проселочной дороги- первое ответвление направо от автодороги "адрес", примерно в 120 метрах по направлению на юг от поста ДПС в "адрес", об обязании администрации г.Барнаула организовать сбор, вывоз утилизацию бытовых отходов на земельном участке площадью 200 кв.м находящемся вдоль северной стороны проселочной дороги- первое ответвление направо от автодороги "адрес", примерно в 120 метрах по направлению на юг от поста ДПС в "адрес" путем очистки земельного участка от отходов в срок до 01 декабря 2012г., об обязании администрации Центрального района г. Барнаула принять участие в очистке от отходов на земельном участке в срок до 01 декабря 2012г.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Барнаула с привлечением специалистов Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства. Установлено, что на земельном участке, находящемся вдоль северной стороны проселочной дороги -первое ответвление направо от автодороги "адрес", примерно в 120 метрах по направлению на юг от поста ДПС, "адрес" существует несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Состав отходов: пластиковая и бумажная тара, пластиковые бутылки и металлические банки, порубочные остатки деревьев, опилки, упаковочные материалы, бой стекла, строительный мусор, пищевые отходы и т.п. Площадь территории составляет примерно 200 кв.м.
Согласно Устава муниципального образования администрация г. Барнаула должна организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды (п.10 ст. 55 Устава). Согласно Положения о Центральном районе г. Барнаула, утвержденного решением БГД от 27 марта 2009 г. N 75 администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района. При этом мероприятия по охране окружающей среды в границах г. Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, администрация г. Барнаула обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, а администрация Центрального района г. Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий.
Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли и угрозе загрязнения спорного объекта, несанкционированное складирование отходов причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Постановлено признать незаконным бездействие администрации г. Барнаула, администрации Центрального района г. Барнаула по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов на земельном участке, площадью 200 кв.м, находящемся вдоль северной стороны проселочной дороги- первое ответвление вправо от автодороги "адрес", примерно в 120 метрах по направлению на юг от поста ДПС в "адрес".
Обязать администрацию г. Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию бытовых отходов на указанном земельном участке путем очистки земельного участка от отходов в срок до 15 мая 2013г.
Обязать администрацию Центрального района г. Барнаула принять участие в ликвидации свалки бытовых отходов земельного участка путем очистки в срок до 15 мая 2013г.
В апелляционной жалобе администрация г.Барнаула просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований полагая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации г.Барнаула *** М.В., прокурора Профатилову Т.В. об отсутствии оснований для отмены решения, проверив законность и обоснованность судебного решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Судом установлено, что на земельном участке, находящемся от северной стороны проселочной дороги- первое ответвление направо от автодороги "адрес", примерно в 120 метрах по направлению на юг от поста ДПС, "адрес" выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Состав отходов: пластиковая и бумажная тара, пластиковые бутылки и металлические банки, порубочные остатки деревьев, опилки, упаковочные материалы, бой стекла, строительный мусор, пищевые отходы, старая мебель и.п. Площадь территории составляет примерно 200 кв.м Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра объекта Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, от 29 июня 2012г. и не оспаривается сторонами.
Указанный земельный участок для размещения свалки отходов не выделялся.
Существование названной несанкционированной свалки на момент рассмотрения спора не оспаривалось. Доказательств того, что предпринимались какие-либо конкретные действия по ликвидации данных свалок со стороны администрации Центрального района г. Барнаула и администрации г. Барнаула не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие несанкционированной свалки твердых отходов по вышеуказанному адресу.
Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещен сброс отходов производства потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Такая же норма содержится в ст. 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае".
Согласно п.п. 19, 55 Устава городского округа- города Барнаула Алтайского края к полномочиям администрации г.Барнаула относится обеспечение проведения на территории города мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 6 ст. 15 Положения о Центральном районе г.Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года N 75, администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды на территории района.
При этом п. 2.1 Положения об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 02 октября 2009 года N 182, предусмотрено, что мероприятия по охране окружающей среды в границах г.Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что администрация г.Барнаула обязана принять меры по очистке земельного участка от отходов, а администрация Центрального района г.Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий путем содействия администрации г.Барнаула.
Вместе с тем, по делу установлено, что ответчики в нарушение приведенных требований законодательства допустили бездействие по реализации вышеуказанных полномочий, нарушив тем самым права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Довод жалобы о том, что отраслевым органом местного самоуправления в сфере благоустройства является комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула, а удаление отходов с несанкционированных свалок производится специализированными организациями, не принимается во внимание, поскольку указанные обстоятельства не снимают с ответчиков обязанности по осуществлению возложенных полномочий по организации деятельности, связанной с обращением с отходами производства и потребления.
Довод апелляционной жалобы о том, что на администрацию г.Барнаула законом возложена только обязанность по организации действий по сбору, вывозу и утилизации отходов, которая выполнена, опровергается материалами дела, которые подтверждают факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов, что свидетельствует об отсутствии надлежаще организованной деятельности по сбору, вывозу и утилизации отходов.
Утверждение администрации г. Барнаула о том, что избранный прокурором способ защиты прав в виде возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки не предусмотрен действующим природоохранным законодательством, не принимается во внимание. Как следует из вышеприведенных норм, администрацией г.Барнаула не выполнялись предусмотренные законом обязанности, что привело к образованию несанкционированной свалки, в связи с чем имелись основания для возложения на администрацию г. Барнаула обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Принятие администрацией г.Барнаула соответствующих нормативных правовых актов, определение объемов финансирования, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает выводы суда о законности и обоснованности требований прокурора.
Довод жалобы о не привлечении к участию в деле юридического лица, интересы которого затронуты настоящим решением суда, несостоятелен, поскольку на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула каких-либо обязанностей решением суда не возложено.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что для рассмотрения данного дела установлен иной порядок его рассмотрения, основан на неверном толковании процессуального закона.
.Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула от 04 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Барнаула- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.