Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Гридасовой Л.А.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 04 декабря 2012 года по делу
по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (далее - Управление) о понуждении к совершению действий. Просил обязать ответчика обеспечить работников "данные изъяты" " "данные изъяты" N "адрес"" средствами индивидуальной защиты - противогазами, исходя из расчета на 100% от общей численности работников с увеличением на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула в соответствии с п. 7 плана работы прокуратуры Алтайского края на первое полугодие ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, защите граждан от чрезвычайных ситуаций на объектах с массовым пребыванием населения.
По результатам проверки установлено, что "данные изъяты" " "данные изъяты" N "адрес"" является объектом с большой численностью рабочих и служащих, в связи с чем, требует повышенного внимания к вопросам соблюдения обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ), накопление которых необходимо в резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций террористической направленности, а также техногенного характера в мирное и военное время. Вместе с тем, средств индивидуальной защиты, необходимых для обеспечения защиты жизни и здоровья работников, в больнице не имеется, что является нарушением п. 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 г. N993.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 04 декабря 2012 года исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Алтайского края удовлетворены и постановлено.
Обязать Главное Управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в срок до "данные изъяты" суток с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить работников "данные изъяты" " "данные изъяты" N "адрес"", расположенного по адресу: "адрес", средствами индивидуальной защиты - противогазами, исходя из расчета на 100% об общей численности работников, с увеличением на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Ответчиком на судебный акт подана апелляционная жалоба об отмене решения суда и вынесении нового.
В качестве доводов незаконности судебного решения указано, что довод прокурора о недостаточном финансировании Управлением деятельности медицинского учреждения является необоснованным.
Финансирование "данные изъяты" " "данные изъяты" N "адрес"" осуществляется за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования. У Управления в силу Федерального закона от 29.11.2010 N326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязанность финансирования лечебного учреждения отсутствует.
В письменных возражениях прокурор Железнодорожного района г.Барнаула указал на ошибочное применение ответчиком к возникшим правоотношениям Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Выслушав представителей сторона, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом "данные изъяты" " "данные изъяты" N "адрес"" является некоммерческой организацией. Функциями и полномочиями учредителя учреждения здравоохранения наделено Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, осуществляющее координацию и регулирование деятельности учреждения, в том числе по вопросам сохранности, содержания и использования по назначению государственного имущества, подведомственного учреждению. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из краевого бюджета.
Установив факт отсутствия в лечебном учреждении средств индивидуальной защиты, суд первой инстанции с учетом анализа норм материального права, регулирующего вопросы гражданской обороны, обоснованно пришел к выводу о наличии у Управления обязанности обеспечить учреждение здравоохранения средствами индивидуальной защиты.
В соответствии со ст.41,42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Федеральным законом от 12.02.1998 N28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее -Закон) регламентирован порядок проведения и комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ст.2 Закона основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Согласно ст.6 Закона обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданское обороны, издание нормативных правовых актов в области гражданской обороны, определение порядка накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
К компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено создание и содержание в целях гражданской обороны запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. (ст.8 Закона)
Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий утверждены Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление от 10.11.1996 N1340), Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление от 27.04.2000 N379, далее Положение).
Согласно п.3 Положения запасы иных средств включают в себя средства радиационной, химической и биологической защиты.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. (п.5 Положения)
Во исполнение вышеуказанных постановлений Правительства Российской Федерации приказом МЧС России от 21.12.2005 N993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты. Согласно п.4 которого обеспечение населения СИЗ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающее на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3.7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Алтайском крае, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 26.03.2009 N108 на Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности возложена обязанность создания и подержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях входит в компетенцию Управления и в силу п.4.1 Положения о Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 21.02.2007.
Таким образом, с учетом анализа вышеприведенного законодательства, на Управлении лежит обязанность обеспечения работников учреждения здравоохранения средствами индивидуальной защиты, использование которых направлено не только в целях индивидуальной защиты работников лечебного учреждения, но и на выполнение ими в период чрезвычайных ситуаций и военных действий функций по оказанию медицинской помощи населению.
Довод апелляционной жалобы о применении к возникшим правоотношениям ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" судебная коллегия признает ошибочным, поскольку данным законом урегулированы отношения лечебных учреждении и граждан по предоставлению медицинской помощи, а не реализации мер, направленных к защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Иных доводов незаконности судебного акта, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 04 декабря 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.