Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Гридасовой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков: администрации города Барнаула, администрации Железнодорожного района города Барнаула на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 23 ноября 2012 года по делу
по иску Синьтюк В. В., Языковой Л.К., Барсуковой Т.В. к администрации "адрес", администрации города Барнаула, ООО "ЭКО Стандарт" о возложении обязанности перенести и установить мусорный контейнер, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Синьтюк В.В., Языкова Л.К., Барсукова Т.В. обратились в суд с иском к администрации Железнодорожного района г.Барнаула, ООО "Эко Стандарт" о возложении обязанности перенести мусорный контейнер, расположенный около домов N, N, N по п "адрес" в "адрес" и установить контейнер для мусора в соответствии с требованиями п. 2.2.3. СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 05.08.1998 N 4690-88, взыскании в пользу каждого с ответчиков солидарном порядке денежную компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование требований указали, что Синьтюк В.В. проживает в доме "адрес", Языкова Л.К. в "адрес", Барсукова Т.В. в "адрес" по "адрес" в "адрес". Более 4-х лет назад ООО "Эко-стандарт" установило рядом с их домами мусорный контейнер. Контейнер расположен на необорудованной площадке. От дома N контейнер расположен на расстоянии 17 метров, от дома N метров. В течение 4-х лет в домах истцов стоит зловонный запах, большое количество мух и мышей, при ветре мусор из баков летит на их участки. Они неоднократно обращались к ответчикам с просьбой перенести контейнер в другое место, однако мер по переносу не принято. Согласно ответу администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ осуществить перенос контейнера не представляется возможным в связи с плотной застройкой. В соответствии с п. 2.2.3. СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 05.08.1998 N 4690-88 Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Несоблюдение ответчиками государственных санитарно-эпидемиологических правил размещения контейнеров около домов истцов нарушает их право на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Барнаула Алтайского края, а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю для дачи заключения по делу в соответствии со ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Железнодорожного районного суда города Барнаула от 23 ноября 2012 года исковые требования истцов удовлетворены частично и постановлено.
Обязать администрацию города Барнаула организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в районе домов N, N и N по "адрес" в "адрес", обязать администрацию Железнодорожного района города Барнаула оказать содействие администрации города Барнаула путем определения места временного хранения бытовых отходов в соответствии с требованиями п. 2.2.3. СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 05.08.1998 N 4690-88, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части требований отказать.
Администрацией города Барнаула на решение суда подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда и принятии решения об отказе истцам в удовлетворении иска.
В качестве доводов незаконности судебного акта указано следующее.
Санитарные правила содержания территории населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 содержат основанные положения.
Согласно п.2.2.3 СанПиН площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Истцы в обоснование своих требований указывают на одно расстояние от жилых домов до мусорного контейнера, тогда как в акте Роспотребнадзора по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, составленному по поручению суда, указано, что расстояние до ближайшего жилого дома от контейнера-накопителя составляет 25,4 метра. В решении суда отсутствуют суждения, по каким мотивам судом не принят в качестве доказательства акт Роспотребнадзора, и суд пришел к выводу о том, что контейнерная площадка установлена не правильно.
Истцы не указывают, каким способом возможно восстановление их права на благоприятную окружающую среду.
Принимая решение в отношении администрации города Барнаула, суд не учел, что истцы требования к администрации города Барнаула не заявляли. Более того, суд вышел за пределы исковых требований, поскольку истцы указывали на нарушение их прав на благоприятную среду самим расположением контейнера. В районе домов истцов организован сбор и вывоз бытовых отходов, установлен контейнер, который согласно информации ООО "ЭКО Стандарт", своевременно вывозится.
Отказывая истцам в удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд фактически признает отсутствие доказательств размещения контейнера с отступлением от СанПиН.
В решении суда содержится указание на обязанность организовать сбор, вывод, утилизацию и переработку в том числе и промышленных отходов. При этом суд не указывает, откуда в жилой застройке в контейнере для бытовых отходов размещаются промышленные отходы.
В соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской думы, именно на Комитет возложены полномочия по организации в границах города сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов. Данное лицо к участию в деле не привлечено.
Администрация Железнодорожного района города Барнаула в апелляционной жалобе также просит решение суда первой инстанции отменить и отказать истцам в удовлетворении иска.
В качестве доводов незаконности судебного акта указано на отсутствие в решении суда оценки представленных в опровержение требований истцов актов, подтверждающих правильное размещение контейнера для сбора бытовых отходов, а также указание на то, что суд вышел за пределы исковых требований истцов, которые просили перенести мусорный контейнер.
Выслушав представителя администрации г.Барнаула, представителя истицов, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. (п.п.1,2,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)
Суд первой инстанции, разрешая заявленные истцами исковые требования о переносе контейнера и установке его в соответствии с санитарными правилами и нормами, возложил на администрацию города Барнаула обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в районе домов истцов, а на администрацию Железнодорожного района г.Барнаула - определить место временного хранения бытовых отходов, с учетом вывода о том, что контейнер для сбора мусора размещен на расстоянии меньшем, установленных санитарными правилами.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляторов о том, что суд при разрешении спора вышел за пределы исковых требований, состоятельными, поскольку разрешил требования, которые истцами не были заявлены.
Так, в соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исковые требования истцов о переносе контейнера на расстояние от принадлежащих им домов в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 судом не разрешены, суд не указал место, где контейнер должен располагаться, не выяснил вопрос о возможности размещения контейнера для вывоза мусора в данном жилом микрорайоне со строгим соблюдением санитарных норм и правил.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства. (ч.4 ст.198 ГПК РФ)
Вопреки требованиям процессуального закона, суд в мотивировочной части решения не указал почему в основу решения положен акт истцов о размещении контейнера и не принят во внимание акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный специалистами администрации Железнодорожного района г.Барнаула и Роспотребнадзора по Алтайскому краю, а также заключение представителя Роспотребнадзора по Алтайскому краю, данное в соответствии с положениями ст.47 ГПК РФ.
Судом с учетом характера возникшего спора неправильно определены обстоятельства, имеющие значение, а также неправильно применен материальный закон.
Действительно, Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 42).
Согласно ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В силу ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1.4, 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утв. Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88, для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данные нормы закреплены также в п. 24 ст. 19 Устава муниципального образования городского округа - г. Барнаул Алтайского края. Кроме того, в силу ст. 54 Устава администрация города должна обеспечивать проведение на территории города мероприятия по охране окружающей среды.
Решением Барнаульской городской думы в пределах предоставленных полномочий от 27.08.2010 N 349 утвержден "Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах города Барнаула" (далее - Порядок).
Согласно п. 2.3. Порядка к полномочиям администрации города Барнаула в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Администрации районов города:
-определяют места временного хранения бытовых отходов для их производителей в порядке, установленном постановлением администрации города;
-ведут реестры мест временного хранения бытовых отходов, с присвоением им учетных номеров; - организуют работу по учету мест временного хранения бытовых отходов, расположенных на территории районов и т.д.
Согласно п.2.3.2 Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обеспечивает координацию работы по размещению контейнерных площадок и других мест временного накопления отходов на территории городского округа.
Пунктом 2.4 предусмотрено, что оборудование объектов накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с администрациями районов осуществляют товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации.
Сбор и вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется по договору между домовладельцем и специализированной организацией либо самостоятельно домовладельцем при условии обязательного приобретения им талонов для самостоятельной утилизации отходов на городском полигоне. (п.3.22.1 Порядка)
Судом первой инстанции установлено, что вывоз мусора в районе домов, принадлежащим истцам организован и производится ежедневно ООО "Эко-Стандарт". С истцами договор о вывозе бытовых отходов не заключен. Данный факт не оспаривался и истцами.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ в судебном порядке осуществляется защита нарушенного права. В данном случае судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией города Барнаула, к которой истцами исковые требования не заявлялись, права истцов не нарушены, поскольку факт организации сбора и вывоза бытовых отходов установлен и никем из сторон не опровергнут. В связи с чем, в этой части решение суда подлежит отмене с принятием решения об отказе в иске к администрации г.Барнаула.
Из системного анализа вышеприведенных положений Порядка об определении мест временного хранения бытовых отходов следует, что администрация района определяет места временного хранения бытовых отходов только после принятия решения о месте размещения контейнера для сбора отходов уполномоченным на то лицом. В данном случае собственниками индивидуальных жилых домов, с учетом их интересов и соблюдения прав каждого.
Истцы с заявлением в администрацию Железнодорожного района г.Барнаула об определении места размещения контейнера по сбору отходов не обращались. Собрание собственников жилых домов по этому вопросу не принималось.
Как следует из показаний свидетелей Ф.И.О.7, Ф.И.О.8 контейнер для сбора отходов постоянно передвигается с места на место.
Согласно актов, составленных специалистами "данные изъяты" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотографий, от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от дверей домов истцов до указанного контейнера превышает расстояние 20 метров.
Из акта, составленного специалистами "данные изъяты" "адрес" с участием специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю Ф.И.О.9(л.д. "данные изъяты") расстояние до окон ближайшего дома составило 25,4 кв.м. Способы замеров, технические средства с помощью которых производились замеры были исследованы судом путем допроса в качестве свидетелей лиц, производивших замеры, а также жильцов дома, присутствовавших при этом. Данному обстоятельству судом первой инстанции надлежащая оценка в решении не дана.
Действительно, из акта обследования мусорного контейнера от ДД.ММ.ГГГГ, представленного истцами, следует, что расстояние от домов истцов до контейнера менее 20 метров, вместе с тем, в акте отсутствуют сведения о том, от какой точки производились данные замеры, в связи с чем судебная коллегия расценивает данное доказательство как не отвечающее требованиям допустимости доказательств в соответствии со ст.60 ГПК РФ.
Поскольку истцами в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств в обоснование своих исковых требований о переносе контейнера в иное место, то в пределах заявленных истцами исковых требований они не подлежали удовлетворению.
Таким образом, решение об удовлетворении исковых требований истцов, адресованных к администрации Железнодорожного района города Барнаула, подлежит отмене, с принятием решения об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы администрации города Барнаула, администрации Железнодорожного района города Барнаула удовлетворить.
Решение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 23 ноября 2012 года в части удовлетворения исковых требований Синьтюк В. В., Языковой Л.К., Барсуковой Т.В. к администрации "адрес", администрации "адрес" отменить и принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Синьтюк В. В., Языковой Л.К., Барсуковой Т.В. отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.