Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Сафроновой М.В., Гореловой Т.В.
при секретаре Кудрявцевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Б.М.М.
на решение Бийского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2012 года
по делу по иску Б.М.М. к Администрации Бийского района Алтайского края, Жилищной комиссии Администрации Бийского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии незаконным, о признании права на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством", о возложении обязанности включить в состав участников подпрограммы,
заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.М.М., проходил военную службу в вооруженных силах России, уволен с военной службы ДД.ММ.ГГ по пп.а п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
ДД.ММ.ГГ жилищной комиссией администрации Калининского сельсовета Бийского района Б.М.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГ Б.М.М. обратился в администрацию Бийского района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".
Решением жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Б.М.М. отказано во включении в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" со ссылкой на п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Б.М.М. обратился в суд с иском к Администрации Бийского района Алтайского края, Жилищной комиссии Администрации Бийского района Алтайского края о признании указанного решения жилищной комиссии незаконным, признании за ним права на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством", возложении на администрацию Бийского района обязанности по включению его в состав участников подпрограммы с момента подачи заявления - с ДД.ММ.ГГ. Полагает, что он имеет право на получение в установленном порядке государственного жилищного сертификата, поскольку относится к категории военнослужащих, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет более 10 лет, и он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2012 года исковые требования Б.М.М. оставлены без удовлетворения.
Разрешая спор, суд установил, что истец не имеет право на участие в подпрограмме, поскольку на момент увольнения с военной службы и в период до ДД.ММ.ГГ не был поставлен на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения органами местного самоуправления по выбранному для постоянного проживания месту жительства, до 2007 года проживал в "адрес".
В апелляционной жалобе Б.М.М. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В качестве оснований к отмене решения ссылается на несогласие с выводами суда, положенными в основу решения, неправильном применении норм материального права. По мнению апеллятора, суд необоснованно не принял в качестве доказательства протокол заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ об утверждение списка на получение жилой площади, который свидетельствует о постановке его на учет в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, поскольку жилого помещения на постоянной основе ему предоставлено не было, а проживание военнослужащего и членов его семьи на служебной жилой площади является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в жилом помещении, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений. Кроме этого, судом не учтены положения приказа от 21.11.1998 года N 517 " О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства" согласно которому обязанность по направлению списка очередников, формированию данного списка была возложена на командиров воинских частей. Подлинное удостоверение о праве на получение жилого помещении должно храниться в личном деле, направляемом в военный комиссариат по месту жительства. Командиром воинской части данная обязанность выполнена не была.
Полагает, что решение суда вынесено на предположениях, так как суд не направил запрос по месту его службы для получения надлежащей информации в подтверждении его доводов о признании нуждающимся в жилом помещении на момент увольнения с военной службы, возложив данную обязанность на него, чем нарушил нормы процессуального права.
Выслушав представителя истца Б.М.М. - Б.И.В. поддержавшую жалобу, представителя военного комиссариата Алтайского края Л.А.А. о правильности выводов суда первой инстанции, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу п.3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Б.М.М. проходил военную службу по контракту в войсковой части "данные изъяты" Министерства обороны РФ, которая дислоцируется за пределами Российской Федерации в "адрес", уволен с военной службы ДД.ММ.ГГ в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет Б.М.М. составляет в календарном исчислении более 31 года.
При увольнении с военной службы Б.М.М. избрал постоянным местом жительства "адрес" и был направлен на учет в военный комиссариат "адрес".
В 2007 году Б.М.М. изменил постоянное место жительства и переехал в "адрес", где зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГ по "адрес".
ДД.ММ.ГГ жилищной комиссией администрации Калининского сельсовета "адрес" Б.М.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.
ДД.ММ.ГГ Б.М.М. обратился в администрацию Бийского района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством".
Решением жилищной комиссии Администрации Бийского района *** от ДД.ММ.ГГ Б.М.М. отказано во включении в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц со ссылкой на п.2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
До 01.01.2005 года военнослужащие-граждане, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более обеспечивались жилыми помещениями в порядке предусмотренном п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 года), согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщали соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантировали предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносились в личные дела военнослужащих - граждан.
Аналогичный порядок был предусмотрен и на момент увольнения Б.М.М. с военной службы.
Пункт 8 ст.100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменил ранее действовавшую редакцию абзаца второго п.2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусмотрев улучшение жилищных условий граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Одновременно данным Федеральным законом было введено такое условие получения государственного жилищного сертификата, как постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" входит в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" с 2006 года выдача ГЖС осуществляется в рамках указанной выше подпрограммы.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" также предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Пункт 5 Правил определяет категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, к которым в числе других в подпункте "г" были отнесены граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, что основано на положениях абзаца второго п.2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (в редакции от 14.07.2011) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном вышеуказанными Правилами.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 N 561 в названные Правила были внесены изменения, в соответствии с которыми подпункт "г" пункта 5 Правил признан утратившим силу. Данное постановление вступило в законную силу 04.08.2011 года.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, в редакции действующей на момент обращения истца с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы предоставлено гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящим после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
К указанной категории лиц в соответствии с п. 8 ст. 100 вышеуказанного Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ относятся граждане, уволенные с военной службы после 1 января 2005 года. Истец к данной категории граждан не относится.
Кроме этого, с 01 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена частью 2.1, по смыслу которой обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, уволенных с военной службы до 01 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом право указанных граждан может быть реализовано при условии постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Данными Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства. В соответствии с п.7 Правил одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства при увольнении с военной службы в Российской Федерации.
Пунктом 22 Правил предусмотрено право граждан, изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация жилищных прав военнослужащих, предусмотренных данным законом, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что правом воспользоваться установленным порядком улучшения жилищных условий обладают в том числе граждане, уволенные с военной службы на момент 1 января 2005 года и принятые органами местного самоуправления в Российской Федерации на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий к этому времени.
По делу установлено, что истец на момент увольнения в установленном порядке не выбрал место жительство на территории Российской Федерации, до 2007года в России не проживал, желание о перемене места жительства не изъявлял, своевременно мер к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года не предпринимал.
Кроме того, с 01.01.2011 года право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предоставлено гражданам, уволенным с военной службы после 2005 года и состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, а не в органах местного самоуправления. Предусмотренные в настоящее время способы обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы до указанного времени, не включают предоставление государственного жилищного сертификата.
В этой связи суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от 03 октября 2012 года об отказе во включении Б.М.М. в состав участников подпрограммы.
Ссылку в апелляционной жалобе на протокол *** заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ об утверждении списков на получение жилья, который по мнению апеллятора свидетельствует о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 года, судебная коллегия не может принять, так как в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам по избранному месту жительства военнослужащего.
Указанные доводы, как и доводы о том, что суд не истребовал документы из воинской части, подтверждающие его нуждаемость в жилом помещении на момент увольнения с военной службы, при исключении категории граждан, к которой относится истец, из числа лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, правового значения не имеют.
Кроме этого, как следует из пояснений представителя истца, после увольнения Б.М.М. с военной службы и избрание им постоянного места жительства в "адрес", его семье была предоставлена квартира по месту проживания.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о том, что данная квартира относится к служебным жилым помещениям, соответствующими доказательствами не подтверждены. На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции Б.М.М. находится в "адрес", продолжает проживать в указанной квартире. При этом представителем апеллятора не отрицается право Б.М.М. на приватизацию данного жилого помещения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Б.М.М. на решение Бийского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Фоменко Г.В. Дело N 33-398-13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
05 февраля 2013 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Сафроновой М.В., Гореловой Т.В.
при секретаре Кудрявцевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Б.М.М.
на решение Бийского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2012 года
по делу по иску Б.М.М. к Администрации Бийского района Алтайского края, Жилищной комиссии Администрации Бийского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии незаконным, о признании права на включение в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством", о возложении обязанности включить в состав участников подпрограммы,
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Б.М.М. на решение Бийского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.