Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре У.К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя М.П.А. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2012 года по делу по заявлению
М.П.А. о признании незаконными действий органа местного самоуправления, возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.П.А. обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на администрацию г. " ... " предоставить М.П.А. по его заявлению единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого дома.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что он обратился в администрацию г. " ... " с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, однако в этом ему было отказано ДД.ММ.ГГ со ссылкой на то, что М.П.А. не состоит на учете в администрации г. " ... " в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявитель полагает, что данный отказ не соответствует требованиям ст. 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку до 2005 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилищной комиссией ГУ МЧС по Алтайскому краю, а состоять на очереди еще и в администрации он не имел права. В результате незаконных действий администрации г. " ... " созданы препятствия к осуществлению заявителем права на получение указанной выплаты.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц привлечены М.У.П. (дочь заявителя), Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, Федеральное государственного казенное учреждение " *** отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" МЧС России.
Решением Бийского городского суда от 21 декабря 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе М.П.А. просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что до 2005 года он состоял на учете в качестве нуждающегося по месту прохождения службы. Полагает, что п. 2 Постановления Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 года "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лицам в Алтайском крае", предусматривающий обеспечение жильем лишь тех, кто до 2005 года состоял на учете в качестве нуждающегося в органах местного самоуправления, необоснованно ограничивает в правах тех граждан, которые состояли на учете по месту прохождения службы. Указанное положение Постановления противоречит позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), выслушав представителя заинтересованного лица администрации г. " ... " Б.Е.В., просившую оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности отказа М.П.А. в предоставлении ему единовременной денежной выплаты, поскольку он не состоит в администрации г. " ... " на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Право на получение единовременной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу п. 6 Правил в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).
При этом, исходя из пп. "а" п. 18 Правил, гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением документов, указанных в пп. "а" данного пункта.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти (п. 27 Правил).
Из содержания вышеприведенных норм следует, что право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета имеют граждане, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В случае, если гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы, то заявление на участие в подпрограмме подается в соответствующее учреждение федерального органа исполнительной власти, в котором гражданин состоит на учете и где он проходил службу до увольнения, и данное учреждение осуществляет выдачу жилищного сертификата.
Как правильно установлено судом на основании материалов дела и не оспаривается в апелляционной жалобе, с ДД.ММ.ГГ М.П.А. проходил службу в Федеральном государственном казенном учреждении " *** отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю".
Приказом начальника ФГКУ " *** отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю" от ДД.ММ.ГГ N *** М.П.А. с ДД.ММ.ГГ уволен по выслуге срока службы.
Исходя из выписки из послужного списка М.П.А., выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 05 месяцев 26 дней.
В период прохождения службы М.П.А. был включен в список сотрудников отряда ГПК по охране г. " ... " нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть состоял на учете в качестве нуждающегося по месту прохождения службы.
Из пояснений М.П.А. и представителя администрации г. " ... " в суде первой инстанции следует, что заявитель на учете в администрации г. " ... " в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял.
Таким образом, поскольку М.П.А. в администрации г. " ... " на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял и не состоит в настоящее время, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации г. " ... " не имелось оснований для предоставления заявителю единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поэтому в удовлетворении заявления отказано правомерно.
То обстоятельство, что М.П.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы, не влияет на законность вынесенного решения и не препятствует заявителю обратиться за предоставлением единовременной денежной выплаты в соответствующее учреждение МЧС в установленном законом порядке. В связи с наличием такой возможности несостоятельны ссылки в апелляционной жалобе на нарушение жилищных прав заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что п. 2 Постановления Администрации Алтайского края от 13 сентября 2011 года N 516 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц в Алтайском крае" необоснованно ограничивает в правах граждан, которые до 2005 года состояли на учете по месту службы, не принимается во внимание, поскольку предметом рассмотрения является оспаривание действий администрации г. " ... ", а не нормативного правового акта, оценка законности которого производится в ином порядке. Более того, как указано выше, заявитель имеет возможности реализовать свои жилищные права путем обращения в иной орган власти, поэтому его права названное постановление Администрации Алтайского края не нарушает.
Ссылка в жалобе на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П также не принимается во внимание, поскольку основана не неверном понимании изложенных в нем правовых позиций, не имеющих правового значения для рассматриваемого дела.
Таким образом, судебной коллегией не установлено оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Л И Л А:
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.П.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.