Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Сачкова А.Н., Рудь Е.П.,
при секретаре Гридасовой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Гладких Е.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 января 2013 года по делу
по иску Гладких Е.В. к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, администрации г.Барнаула, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о возложении обязанности предоставить пакет документов для получения жилищного сертификата и выдать жилищный сертификат в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладких Е.В. обратился в суд с иском к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, администрации г.Барнаула, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с учетом уточненных требований просил о возложении обязанности включить его в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Алтайскому краю на 2013 год, обязать администрацию г.Барнаула предоставить в Главалтайсоцзащиту необходимый пакет документов для получения жилищного сертификата, обязать администрацию г.Барнаула, Главалтайсоцзащиту выдать жилищный сертификат в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения 33 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.
В обоснование заявленных требований указал, что встал на очередь на получение жилья виюле 1999 года, как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, а в марте 2012 года им был получен устный отказ, так как по мнению администрации города Барнаула, он был поставлен на очередь в 1999 году незаконно, по причине того, что брак с женой был зарегистрирован в ДД.ММ.ГГ, через год после постановки на учет. Однако при постановке на учет в 1999г. Гладких Е.В. с женой проживали совместно с 1990 г. и вели общее хозяйство, что в те годы, по сложившейся практике и действовавшему Жилищному кодексу РСФСР, было основанием для постановки на учет.
По результатам проверкигородской прокуратурой было внесено представление в администрацию города о незаконности снятия истца с учета. В результате истец был восстановлен в очереди с 2000 года, с момента официальной регистрации брака.
ДД.ММ.ГГ после поступления из администрации Железнодорожного района г. Барнаула сообщения о необходимости получения сертификата, истцом был вновь собран весь пакет документов, однако сертификат ему не выдан до настоящего времени.
В очереди нуждающихся в жилье в администрации Железнодорожного района г.Барнаула истец состоит с 1999 года по настоящее время.
Согласно информации Главалтайсоцзащиты истец включен в сводный список участников подпрограммы на 2012 год по Алтайскому краю с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГ Пакет документов на истца, необходимый для оформления сертификата, Администрацией г.Барнаула в Главалтайсоцзащиту не направлялся. Истец является участником программы "Жилище на 2011-2015г.г.", не имеет жилых помещений для постоянного проживания, был включен в список на 2012 г. для получения сертификата. Несмотря на отсутствия решения о снятии истца с очереди на жилье, Администрация Железнодорожного района г.Барнаула и Администрация г.Барнаула не включила его в список участников подпрограммы на 2013 год.
Определением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 25.12.2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 января 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ссылается, что ранее решением суда от 11 октября 2012 года администрации Железнодорожного района г.Барнаула было отказано в иске о снятии его с очереди на получение жилья. Несмотря на это администрация не включила его в список получателей сертификата на 2013 год.
В судебное заседание 16.01.2013 года ответчиком было представлено постановление администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении. К данному постановлению он просил суд отнестись как к ничтожному нормативному акту, не соответствующему ч.2 ст. 56 ЖК РФ.
Основанием для обращения администрации Железнодорожного района г.Барнаула с иском о снятии его с учета нуждающихся в получении жилья, явилось по мнению ответчика получение им в мае 2005 года земельного участка для жилищного строительства и об этом им стало известно лишь в июне 2012 года. В течении 30 рабочих дней с момента выявления обстоятельств утраты оснований для состояния на учете в соответствии со ст. 56 ЖК РФ, администрация должна была принять соответствующее решение. Кроме того, она не лишена была возможности своевременно провести работу по истребованию документов. Администрацией пропущен, предусмотренный законом срок для снятия его с очереди.
В возражениях администрация города Барнаула полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Выслушав истца Гладких Е.В., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствие со статьями 14,15,16,17 и 22 Закона Российской Федерации от 15мая 1999 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Согласно пункту 22 указанных Правил, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец утратил право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оснований для включения его в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Алтайскому краю на 2013 год не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Из материалов дела следует, что Гладких Е.В. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. ДД.ММ.ГГ истец обратился с заявлением о постановке его на учет для получения жилой площади в связи с несоответствием размера занимаемой площади установленным нормам.
Постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Гладких Е.В. составом семьи 3 чел. принят на учет для получения жилой площади по общим основаниям, а также среди участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.Основанием постановки на учет явилось обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня.
Также Постановлением от ДД.ММ.ГГ *** принято Гладких Е.В. считать состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общей очереди и льготной очереди среди участников ликвидаций последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГ
В связи с расторжением брака ДД.ММ.ГГ состав семьи изменен и составил 1 человек.
Кроме этого установлено, что истцу в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на праве собственности принадлежали следующие объекты недвижимого имущества:
незавершенный строительством жилой дом, площадью 123 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" (дата государственной регистрации - ДД.ММ.ГГ, дата государственной регистрации прекращения права- ДД.ММ.ГГ);
1/3 доли в праве собственности на квартиру площадью 60,6 кв.м., расположенная по адресу: "адрес" (дата государственной регистрации - ДД.ММ.ГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГ),
квартира, площадью 30,1 кв.м., расположенная по адресу: "адрес" (дата государственной регистрации - ДД.ММ.ГГ, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГ).
Гладких Е.В. также на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ *** предоставлялся в аренду земельный участок, площадью 832 кв.м. для строительства жилого дома, расположенный по адресу: "адрес", который расторгнут соглашением от ДД.ММ.ГГ
О данных обстоятельствах ответчику администрации Железнодорожного района г.Барнаула стало известно после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.06.2012 г.
В связи с этим администрация района обращалась в суд с требованиями о признании Гладких Е.В. утратившим право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении с 17 ноября 2006 года.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 11 октября 2012 года, вступившим в законную силу 11.12.2012 года в удовлетворении заявленных требований администрации Железнодорожного района г.Барнаула было отказано, поскольку снятие граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу закона возложена на органы местного самоуправления, а суд не вправе подменять деятельность органов исполнительной власти.
Учитывая это, доводы жалобы со ссылкой на решение суда об отказе в иске о признании Гладких Е.В. утратившим право состоять нуждающимся в улучшении жилищных условий судебной коллегией отклоняются. Указанное решение по существу не затрагивало вопроса о наличии либо отсутствии у истца права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилье.
Руководствуясь положениями ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Гладких Е.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с общей очереди ***, среди участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС очередь ***, поскольку с момента государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГ семья Гладких стала обеспечена общей площадью помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Данное постановление ответчика в установленном законом порядке истцом не обжаловано. Ссылки истца на ничтожности данного постановления являются несостоятельными.
Поскольку обязательным условием для включения в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Алтайскому краю на 2013 год, в соответствии с п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" является нахождение истца на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения его в вышеуказанный список правомерны.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске администрацией срока для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилье, судебная коллегия отклоняет.
В соответствии с ч. 2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Установленный данной нормой срок не является пресекательным и принятие полномочным органом решения о снятии с учета истца за пределами этого срока не может влиять на законность и обоснованность принятого судом решения.
Иные доводы жалобы также не принимаются во внимание, как несостоятельные, поскольку выводов суда не опровергают.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, поэтому судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Гладких Е.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Мазалова М.И. Дело N 33-1922/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
12 марта 2013 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Сачкова А.Н., Рудь Е.П.,
при секретаре Гридасовой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Гладких Е.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 января 2013 года по делу
по иску Гладких Е.В. к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, администрации г.Барнаула, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о возложении обязанности предоставить пакет документов для получения жилищного сертификата и выдать жилищный сертификат в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Гладких Е.В. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.