Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.
судей Пасынковой О.М., Мокрушиной В.П.
при секретаре Кудрявцевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Свиридова С. В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 декабря 2012 года по делу по заявлению Свиридова С. В. о возложении на отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю в г.Рубцовске, муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-кассовый центр" обязанности по снятию и постановке на регистрационный учет.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Свиридов С.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил обязать отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Алтайскому краю в г.Рубцовске (далее по тексту- ОУФМС России по Алтайскому краю в г.Рубцовске) и муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-кассовый центр" (далее по тексту- МУП "РКЦ") снять его с регистрационного учета по адресу: "адрес" и поставить на регистрационный учет по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указал, что 28 октября 2011 года администрацией г.Рубцовска Алтайского края вынесено постановление N ***, которым ему было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", а МУП "РКЦ" предписано зарегистрировать его в данном жилом помещении на основании договора социального найма. Однако письмом заместителя начальника ОУФМС России по Алтайскому краю от 23 июля 2012 года N 8/6040 было отказано в регистрации по вышеуказанному адресу по причине нахождения его в местах лишения свободы, указано на необходимость личного обращения в регистрационную службу. Письмом и.о. директора МУП "РКЦ" от 06 июля 2012 года N2843 также отказано в регистрации его по названному адресу *** О.Н., действующей на основании доверенности, по причине нахождения его в местах лишения свободы. По мнению заявителя, в результате действий (бездействия) ОУФМС России по Алтайскому краю и МУП "РКЦ", не желающих регистрировать его вышеуказанном жилом помещении, предоставленном на основании договора социального найма от 14 ноября 2011 года, ограничиваются его конституционные права и свободы, в том числе право на выбор места жительства, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Также указывает, что отсутствие регистрации препятствует ему в реализации прав, предусмотренных ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку приватизация заканчивается в марте 2013 года, а он освобождается из мест лишения свободы в ДД.ММ.ГГ году.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 декабря 2012 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Свиридов С.В. просит решение отменить, полагая, что судом неправильно применены нормы процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование ссылается на то, что несоответствующим действительности является указание суда на отсутствие его обращения с заявлением в ОУФМС России по Алтайскому краю и МУП "РКЦ"; из ответов названных органов об отказе в снятии с учета и постановке на регистрационный учет следует, что для совершения указанных действий требуется его личное обращение; решение администрации г.Рубцовска о сносе дома, где он состоит на регистрационном учете, было принято в его отсутствие, во время нахождения в местах лишения свободы, а поэтому, обязанность по регистрации по новому месту жительства со снятием с прежнего регистрационного учета лежит на администрации г.Рубцовска; судом не обеспечено его личное участие в судебном заседании, не принято обоснованное решение по данному вопросу, чем нарушены его права, предусмотренные ч.5 ст.32 Конституции Российской Федерации; снятие с регистрационного учета граждан, осужденных приговором суда к лишению свободы и отбывающих наказание, без их личного согласия или заявления, не допускается, а участие в рассмотрении дела представителя не исключает обязанности суда по обеспечению его непосредственного участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N5242-1) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.ч.1, 4 ст. 3 Закона N5242-1).
Согласно абз. 2, 4 ст.7 Закона N5242-1 снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: изменение места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства; осуждение к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Аналогичные основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства закреплены пп. "а", "в" п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713 (далее по тексту- Правила).
Пунктом 32 указанных Правил установлено, что при снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г","д","е" и "ж" пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
В силу п.13 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 года N 208 (далее по тексту - Административный регламент) снятие гражданина, осужденного к лишению свободы, на основании вступившего в законную силу приговора суда, производится без его непосредственного участия.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок (п.33 Правил).
Частью 1 статьи 6 Закона N5242-1 установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичный перечень документов, необходимых для регистрации гражданина по месту жительства, предусмотрен п.16 Правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Свиридов С.В. с ДД.ММ.ГГ состоит на регистрационном учете по "адрес".
Распоряжением администрации г.Рубцовска от 25 мая 2010 года N230-р дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 апреля 2011 года, вступившим в законную силу 19 апреля 2011 года, на администрацию г.Рубцовска Алтайского края возложена обязанность предоставить Свиридову С.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г.Рубцовска, в черте г.Рубцовска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, но не менее чем *** кв.м. общей площади в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании данного решения суда постановлением администрации г. Рубцовска Алтайского края от 28 октября 2011 года N4395 "О внесении дополнений в постановление администрации города Рубцовска Алтайского края от 01.03.2011 N 524 "О распределении жилых помещений муниципального жилищного фонда во вновь построенном жилом доме по "адрес" (с дополнениями)" Свиридову С.В. было предоставлено жилое помещение N *** (общей площадью *** кв.м.) в жилом доме по "адрес" на состав семьи *** человек. Этим же постановлением на Управление администрации г. Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству заключить договор социального найма на это помещение, а МУП "РКЦ" на основании договора социального найма зарегистрировать нанимателя по месту жительства.
09 июня 2012 года *** О.Н., действующая в интересах Свиридова С.В., обратилась с заявлением в МУП "РКЦ", в котором просила разъяснить причины нерегистрации Свиридова С.В. на основании договора социального найма по адресу: "адрес", предоставив с данным заявлением копии доверенности, договора социального найма, постановления администрации г. Рубцовска Алтайского края от 28 октября 2011 года N ***.
28 июня 2012 года в ОУФМС России по Алтайскому краю в г.Рубцовске поступило заявление Свиридова С.В., в котором последний просил в установленный законом срок сообщить причины, препятствующие *** О.Н., действующей на основании доверенности, зарегистрировать его по новому месту жительства по вышеуказанному адресу.
06 июля 2012 года в адрес *** О.Н. МУП "РКЦ" направлен ответ за N2843, в котором сообщалось о том, что регистрация граждан осуществляется в соответствии с п. 16 Правил. В этом же ответе отражены данные о сроке, в течение которого гражданин, изменивший место жительства, обязан обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию; перечне документов, необходимых для регистрации; сроке, в течение которого должностные лица, ответственные за регистрацию должны передать документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета; сроке в течение которого органы регистрационного учета должны зарегистрировать гражданина по месту жительства и произвести в его паспорте отметку о регистрации. Также указано, что на данный момент для регистрации Свиридова С.В. по "адрес" имеется только договор найма, а сам он находится в местах лишения свободы.
В ответе ОУФМС России по Алтайскому краю в г.Рубцовске от 23 июля 2012 года N8/6040 заявителю сообщалось о том, что для регистрации по месту жительства в соответствии с п. 17 Административного регламента, необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение - свидетельство о государственной регистрации права на данное жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением. Указано, что по вопросу регистрации по месту жительства по адресу: "адрес", Свиридов С.В. должен обратиться лично.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на основе надлежащего анализа имеющихся в деле доказательств, правильного толкования вышеприведенных норм права пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в установленном законом порядке Свиридов С.В. или его доверенное лицо *** О.Н. с заявлениями о регистрации по месту жительства либо о снятии с регистрационного учета по месту жительства по форме N6, установленной в приложении N6 к Административному регламенту, с предоставлением необходимого перечня документов не обращались. Не имеется также сведений об обращении заинтересованных физических (юридических) лиц за снятием Свиридова С.В. с регистрационного учета на основании вступившего в законную силу приговора суда. В судебном заседании *** О.Н. также подтвердила, что приговор суда в регистрационную службу не предоставлялся.
Заявление Свиридова С.В. в ОУФМС России по Алтайскому краю от 24 июня 2012 года и заявление *** О.Н. в МУП "РКЦ" от 09 июня 2012 года не свидетельствуют о соблюдении вышеуказанных правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства. Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению как несостоятельные.
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судебной защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право (ч.1 ст.3 ГПК РФ).
По настоящему делу доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов Свиридова С.В. последним не представлено, несмотря на то, что бремя доказывания данного обстоятельства возлагается на него. Сведений об отказе ОУФМС России по Алтайскому краю, осуществляющим регистрационный учет, Свиридову С.В. (представителю - *** О.Н.) в снятии его с регистрационного учета и постановке на такой учет в материалах дела не имеется. Данное обстоятельство также подтверждается ответом ОУФМС России по Алтайскому краю от 30 ноября 2012 года N8/11368.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то, что определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 апреля 2012 года постановление администрации г.Рубцовска Алтайского края от 04 марта 2010 года N 781 "О возложении на Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городского округа "город Рубцовск" "Расчетно-кассовый центр" обязанностей по осуществлению сбора документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства и снятия граждан с регистрационного учета", которым на МУП "РКЦ" были возложены обязанности по подготовке документов для ОУФМС России в г. Рубцовске, признано недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Следовательно, обязанности по регистрации (сбору документов для снятия с регистрации и регистрации по новому месту жительства) Свиридова С.В. у МУП "РКЦ" не имелось.
Довод жалобы о том, что обязанность по регистрации по новому месту жительства со снятием с прежнего регистрационного учета лежит на администрации г.Рубцовска ввиду принятия администрацией решения о сносе дома, где он состоит на регистрационном учете, в его отсутствие, во время нахождения в местах лишения свободы, основан на неверном толковании вышеприведенных положений закона.
Оценивая законность решения суда в части соблюдения норм процессуального права заявителя на личное участие в рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы не обязывают суд этапировать лиц, отбывающих по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, для участия в рассмотрении гражданских дел. Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы лишь для обеспечения их участия в судебных разбирательствах по уголовным делам.
Кроме того, личное участие стороны по делу в судебном заседании при условии ее надлежащего извещения о рассмотрении дела не является обязательным. Заявитель вправе вести свои дела в суде через представителя (ст.48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), этим правом Свиридов С.В. воспользовался. Неучастие заявителя в судебных заседаниях не повлекло неполноты исследования доказательств, не повлияло на правильность рассмотрения и разрешения дела.
Ссылка в жалобе на то, что снятие с регистрационного учета граждан, осужденных приговором суда к лишению свободы и отбывающих наказание, без их личного согласия или заявления, не допускается, не принимается во внимание, поскольку вопрос о снятии Свиридова С.В. с регистрационного учета не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба также не содержит, а поэтому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 06 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную заявителя Свиридова С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.