Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Кузнецовой С.В.,
при секретаре Шадриной Т.В.,
с участием прокурора Струцкого В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 декабря 2012 года
по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Матюшенко Е. П. к администрации Индустриального района города, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился в суд с иском в интересах Матюшенко Е.П. к администрации города Барнаула, администрации Индустриального района, просил обязать администрацию города Барнаула распределить администрации Индустриального района города Барнаула благоустроенное жилое помещение в г.Барнауле для предоставления Матюшенко Е.П. общей площадью не менее 14 кв.м. в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, обязать администрацию Индустриального района города Барнаула предоставить указанное жилое помещение Матюшенко Е.П.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Матюшенко Е.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к числу лиц, на которых распространяются льготы, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепленного за ней жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Индустриального района города Барнаула с ДД.ММ.ГГ на общей очереди (номер очереди ***) и среди детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (номер очереди 9), поэтому орган, в компетенцию которого входит решения вопроса об обеспечении указанной категории граждан жильем, обязан предоставить истцу жилое помещение, отвечающее требованиям закона.
Определением суда от 06.12.2012г. была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации города Барнаула на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Администрация города Барнаула привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Матюшенко Е.П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. вне очереди в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 26 декабря 2012 года исковые требования прокурора Индустриального района города Барнаула, заявленные в интересах Матюшенко Е.П., удовлетворены частично.
Суд обязал Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Матюшенко Е.П. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации Индустриального района города Барнаула, отказал.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ссылается на несоблюдение в отношении Матюшенко Е.П. порядка реализации права на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда по договору социального займа, установленного Законом Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
Матюшенко Е.П. постановлением администрации Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** в *** лет поставлена на предварительный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как того требует действующее законодательство, она не признана. Следовательно, постановка Матюшенко Е.Н. на регистрационный учет, не свидетельствует о ее постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако суд сделал иной вывод, неправильно применив нормы материального права.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сформированный в соответствии с законом Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС, после выделения средств из краевого бюджета и приобретения жилых помещений. Сведения об истце в Сводном реестре отсутствуют.
Кроме того, с 01 января 2013г. установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем из специализированного жилищного фонда, правовые основания для предоставления Матюшенко Е.П. жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Проверив материалы дела, выслушав истца Матюшенко Е.П., просившую оставить решение без изменения, заключение прокурора, полагавшего, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, обсудив доводы жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы, проверяя законность судебного решения в пределах ее доводов в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что родителями Матюшенко Е.П., ДД.ММ.ГГ рождения, являются ФИО1(отец) и ФИО2(мать).
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГ
Заочным решением Октябрьского районного суда г.Омска от 17.06.1997г. ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери Матюшенко Е.П., ДД.ММ.ГГ года рождения.
На основании решения исполнительного комитета "адрес" Совета народных депутатов *** от ДД.ММ.ГГ несовершеннолетняя Матюшенко Е.П. была определена в учреждение общественного воспитания, воспитывалась в Троицком детском доме с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ она обучалась в "данные изъяты", далее проходила обучение до ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГ Матюшенко Е.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации "адрес" (на 2012г. номер очереди ***). В льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2012 год Матюшенко Е.П. является очередником *** (л.д. 37 оборот).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права на объекты недвижимости у Матюшенко Е.П. отсутствует (л.д.33).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что истец Матюшенко Е.П. имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение во внеочередном порядке жилой площадью по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах и нормах материального права, действовавших на момент принятия судебного акта.
В соответствии с абзацем вторым п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона, действовавшей до 01.01.2013г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения содержались в п.2 ст.4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакции закона, действовавшей до 31.12.2012г.).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшей до 01.01.2013г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч.ч.1,2,4 ст.4 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 годаN136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч.ч.1, 2 ст.6, ч.4 ст.11 Закона Алтайского края N 136-ЗС).
Пунктом 3 ч.1 ст.8 Закона Алтайского края N 136-ЗС норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина установлена в размере 33 квадратных метра общей площади.
В соответствии со ст.5 Закона Алтайского края N 136-ЗС (в редакции закона, действовавшей до 01.01.2013г.) право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имели дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Обязанность по предоставлению жилых помещений краевого жилищного фонда в соответствии с законодательством Алтайского края, действовавшим до 01.01.2013г., возлагалась на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
При установленных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Матюшенко Е.П. имеет право на предоставление ей жилья на условиях договора социального найма, поскольку социальная поддержка государства в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23 лет ею не была реализована.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении истцом порядка реализации права на предоставление вне очереди жилого помещения краевого жилищного фонда судебной коллегией не приняты во внимание, учитывая то, что Матюшенко Е.П. стоит на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а положения ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
Не влекут отмену решения и доводы жалобы об изменении правового регулирования обеспечения мерами социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действительно, с 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Соответствующие изменения внесены в ст. 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае".
Вместе с тем, поскольку судом спор разрешен в период действия прежнего правового регулирования, оснований для применения законодательства, введенного в действие с 01.01.2013г. у суда не имелось.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 26 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.