Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Рудь Е.П.,
при секретаре Гридасовой Л.А.,
с участием прокурора Фоминой П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г.Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 декабря 2012 года по делу
по иску прокурора г.Бийска Алтайского края в интересах Ю.А.А. к администрации города Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации города Бийска об отказе в принятии документов для постановки на учет и возложении обязанности по принятию документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Бийска обратился в суд в интересах Ю.А.А. с иском к администрации г. Бийска, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г. Бийска *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в принятии на учет Ю.А.А., как гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию г.Бийска признать Ю.А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГ, т.е. с момента ее обращения в администрацию г. Бийска с соответствующим заявлением.
В обоснование исковых требований прокурор ссылался на то, что в результате проведенной по обращению Ю.А.А. проверки по факту отказа ответчиком в принятии документов для постановки истца на учет как гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий установлено, что Ю.А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением "адрес" от ДД.ММ.ГГ о лишении родительских прав ее матери - Ю.Н.В ... Отец Ю.А.А. в актовой записи о ее рождении указан со слов матери.
Решением жилищной комиссии администрации города Бийска *** от ДД.ММ.ГГ Ю.А.А. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что на основании распоряжения администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ *** за ней сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
Указанное решение жилищной комиссии прокурор считает незаконным, поскольку согласно сведений из Управления Росреестра по Алтайскому краю и Бииского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Ю.А.А. не имеет в собственности жилых помещений.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ жилой дом по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности К.Г.А. и К.М.М., которые не являются Ю.А.А. родственниками.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора г.Бийска в интересах Ю.А.А. удовлетворены частично и постановлено.
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в принятии у Ю.А.А. документов для постановки Ю.А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как гражданки из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить администрацию г. Бийска обязанность принять у Ю.А.А. документы для постановки Ю.А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как гражданки из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г.Бийска просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В качестве доводов незаконности судебного акта указано, что суд вышел за пределы заявленных требований, возложив на ответчика обязанность принять у Ю.А.А. документы для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тогда как жилищной комиссией не принимался отказ о принятии у Ю.А.А. документов для постановки на учет. Судом не дана оценка решению жилищной комиссии об отказе в признании Ю.А.А. нуждающейся в жилых помещениях и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжение о закреплении за Ю.А.А. жилого помещения от ДД.ММ.ГГ *** отменено распоряжением администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГ *** после вынесения жилищной комиссией обжалуемого решения.
В связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты с ДД.ММ.ГГ администрация г.Бийска лишена возможности ставить на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Более того, в силу п.5.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Ю.А.А. вправе самостоятельно обратиться в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением и документами, указанными в п.2.1. Порядка.
К участию в деле в качестве третьего лица не привлечено Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, в компетенцию которого входит ведение сводного реестра граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, поскольку суд, приняв решение, не выходил за пределы исковых требований прокурора, которые направлены на восстановление нарушенного права истицы Ю.А.А.
Выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ю.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГ ее мать Ю.Н.В. лишена родительских прав в отношении Ю.А.А.
Отец Ю.А.А. в актовой записи о ее рождении указан со слов матери.
Распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** за малолетней Ю.А.А.АП. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес".
Согласно сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и Бийского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Ю.А.А. не имеет в собственности жилых помещений.
Из копий правоустанавливающих документов на жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес", представленных Управлением Росреестра по Алтайскому краю следует, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ Ю.Н.В. продала К.М.М. принадлежащую ей на праве собственности "данные изъяты" доли в праве общей собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес".
Переход права собственности на указанную долю в праве собственности на жилой дом и земельный участок от Ю.Н.В. к К.М.М. зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту ЕГРП) ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГ собственниками указанного жилого дома являются К.Г.А. и К.М.М., которые родственниками Ю.А.А. не являются (л.д. 4).
ДД.ММ.ГГ Ю.А.А. обращалась к главе администрации "адрес" с заявлением, в котором указала, что является сиротой и в связи с отсутствием у нее жилой площади просила вынести на обсуждение жилищной комиссии администрации "адрес" вопрос о принятии ее на учет для получения жилой площади.
Решением жилищной комиссии администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** Ю.А.А. не признана нуждающейся в жилых помещениях и не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отсутствием нуждаемости.
В силу части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма и каждому гарантировано право на жилище.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29 июня 2012 года, действовавшей на момент принятия судом решения) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия судом решения, далее Федеральный закона N159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 1 данного закон, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае".
Как следует из преамбулы указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно п.2 ст.4 данного Закона (в ред. от 28.11.2011), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичные положения содержатся в пп.3 п.2 ст. 5 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" (в ред. от 05.09.2011).
В силу ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст.4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" учет нуждающихся граждан, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов.
Разрешая возникший спор, суд обосновано исходил из того, что у Ю.А.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует жилое помещение, принадлежащее на праве собственности или пользование, в связи с чем она вправе претендовать на предоставление ей жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, при принятии резолютивной части решения, суд фактически правильно разрешив исковые требований истцов, указал на незаконность действий ответчика в части отказа в принятии документов для постановки на учет, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела и в этой части доводы жалобы заслуживают внимание.
Поскольку фактически прокурором оспаривалось решение органа местного самоуправления, нарушающее права и свободы Ю.А.А., гарантированные законом, то судебная коллегия считает возможным уточнить резолютивную часть решения суда и сформулировать ее в новой редакции с учетом заявленных исковых требований, удовлетворение которых для истицы повлечет наступление правовых последствий, выражающихся в принятии на учет нуждающихся в получении жилья, уполномоченным на то органом.
Не состоятельны доводы апелляционной жалобы относительно того, что с принятием Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 года действует новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и администрация г.Бийска лишена возможности ставить на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действительно, в связи с принятием Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Алтайского края от 11.10.2012 N74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" постановлением администрации Алтайского края от 27.12.2012 N736 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого с 01.01.2013 для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями заявление о включении в список с приложением документов направляются в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Вместе с тем, предметом рассмотрения настоящего спора, был ненормативный акт органа местного самоуправления, принятый в соответствии с ранее предоставленными администрации г.Бийска полномочиями и в соответствии со ст.4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" и Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 15.12.2011 N738.
Законность действий администрации в решении вопроса о признании Ю.А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий были предметом рассмотрения. Решение администрации г.Бийска по данному вопросу судом признано незаконным. В связи с чем, последующее изменение законодательства в области регулирования порядка предоставления данной категории граждан жилых помещений не может повлечь изменение судебного акта, который принят с учетом законодательства, существовавшего на момент разрешения спора.
Более того, как обоснованно указал в письменных возражениях прокурор г.Бийска, данное решение впоследствии станет гарантией реализации жилищных прав истицы Ю.А.А. уже с учетом нового порядка предоставления жилых помещений.
Не влечет за собой отмену решения суда и отказ судом ответчику в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Так, в силу ранее действовавшего порядка предоставления гражданам данной категории жилых помещений управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству составляло сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма (ст.5 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края"). Решения о признании гражданина нуждающимся в предоставлении жилых помещений принимали органы местного самоуправления.
Какими-либо полномочиями по проведению ревизии решений органов местного самоуправления по постановке граждан на учет данный орган не обладал, в связи с чем принятым решением права и законные интересы управления Администрации Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на момент принятия решения судом первой инстанции затронуты не были.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, действующем в момент возникновения спорных правоотношений, и подтверждаются доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, но считает необходимым изложить резолютивную часть решения в новой редакции в соответствии с заявленными исковыми требованиями.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 декабря 2012 года уточнить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в принятии на учет Ю.А.А. как гражданина их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию г.Бийска признать Ю.А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.