Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Блинова В.А., Параскун Т.И.
при секретаре Г.Т.Н.
с участием прокурора Некрасовой Д.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, апелляционному представлению старшего помощника прокурора Центрального района г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2012 г. по делу по иску прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах М.С.В. к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, ОАО "Барнаульская горэлектросеть" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и начислению компенсации расходов по оплате за услуги электроснабжения.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Барнаула обратился в суд в интересах М.С.В. с иском к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, ОАО "Барнаульская горэлектросеть" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и начислению компенсации расходов по оплате за услуги электроснабжения.
В обоснование иска истец указал на то,что М.С.В. является ветераном труда, потребителем электроэнергии, проживает в "адрес".
С 1 апреля 2008 года является получателем льготы по оплате за электроэнергию и с указанного времени проживает в 5-ти комнатной квартире, оборудованной стационарной электроплитой. Состав семьи 2 человека. При расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо было применять нормативы, установленные решением Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края N 10 от 25 октября 2006 года в размере 223 кВт.ч. на двоих человек в месяц; N 14 от 1 января 2009 года в размере 112 кВт.ч на одного человека; N 22 от 28 июля 2010 года в размере 178 кВт.ч на одного человека.
Вместе с тем, при расчете истцу мер социальной поддержки за потребленную электрическую энергию применялся норматив потребления несоответствующий вышеуказанным решениям. Так в период с апреля по август 2008 года применялся норматив исходящий из того, что состав семьи истицы состоит из 3-х человек. Однако данные действия являются незаконными, поскольку по состоянию на 1 апреля 2008 года Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула обладало сведениями о том, что состав семьи М.С.В. состоит из 2-х человек, что подтверждается реестром льготников, согласно которому льготник М.В.В., являющийся супругом истицы и проживающий по одному месту жительства с ней и получающий льготу исходя из состава семьи 2 человека. В последующем, в период с мая 2010 года по август 2012 года применялся норматив, не соответствующий нормативам, установленным Управлением.
Таким образом, применение ответчиком незаконного норматива потребления по электроснабжению приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.
В связи с изложенным прокурор просил суд с учетом уточнения исковых требований:
-признать незаконными действия ОАО "Барнаульская Горэлектросеть" по расчету М.С.В. 50% денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению не в соответствии с нормативами, определенными Решению Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в размере 223 кВТ.ч. на двоих человек в месяц; *** от ДД.ММ.ГГ в размере 112 кВТ.ч. на одного человека; *** от ДД.ММ.ГГ в размере 178 кВТ.ч. на одного человека.
-признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению М.С.В. 50%, денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению не в соответствии с нормативами потребления, определенными Решениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в размере 223 кВт.ч. на двоих человек в месяц; *** от ДД.ММ.ГГ в размере 112 кВТ.ч. на одного человека; *** от ДД.ММ.ГГ в размере 178 кВТ.ч. на одного человека.
-обязать ОАО "Барнаульская Горэлектросеть" производить М.С.В. расчет денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" в размере 178 кВт.ч. в месяц с ДД.ММ.ГГ на период действия указанного норматива.
-обязать Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула производить М.С.В. расчет денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 28 июля 2010 года N 22 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" в размере 178 кВт.ч. на одного человека в месяц с ДД.ММ.ГГ на период действия указанного норматива.
- взыскать с Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула в пользу М.С.В., недополученную сумму денежного эквивалента компенсации по оплате за услуги по электроснабжению за период с апреля 2008 года по август 2012 года в размере "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2012 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными в части действия ОАО "Барнаульская Горэлектросеть" по расчету М.С.В., проживающей по "адрес"115 "адрес", 50% денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению не в соответствии с нормативами, определенными Решению Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в размере 223 кВТ.ч. на двоих человек в месяц; *** от ДД.ММ.ГГ в размере 112 кВТ.ч. на одного человека; *** от ДД.ММ.ГГ в размере 178 кВТ.ч. на одного человека.
Признаны незаконными в части действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению М.С.В., проживающей по "адрес"115 "адрес", 50% денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате услуг по электроснабжению не в соответствии с нормативами потребления, определенными Решениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в размере 223 кВт.ч. на двоих человек в месяц; *** от ДД.ММ.ГГ в размере 112 кВТ.ч. на одного человека; *** от ДД.ММ.ГГ в размере 178 кВТ.ч. на одного человека.
Взыскана с Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула в пользу истицы недополученная сумма денежного эквивалента компенсации по оплате за услуги по электроснабжению за период с апреля 2008 года по август 2012 года в размере "данные изъяты" рубль "данные изъяты" копеек.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении старшего помощника прокурора Центрального района г.Барнаула поставлен вопрос об отмене решения в части отказа в иске по тем основаниям, что суд при разрешении спора не учел, что анализ действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения позволяет придти к выводу, что законодатель не связывает размер компенсации за потребленную услугу с количеством проживающих совместно с льготником лиц.
Вапелляционной жалобе ответчик Управления социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула просит об отмене решения в части удовлетворения иска, указывая на то, что суд при разрешении спора не учел, что на управление социальной защиты не возложена обязанность по проверке сведений переданных организациями - поставщиками услуг, по перерасчету денежных эквивалентов мер социальной поддержки, рассчитанной организациями-поставщиками услуг; взыскивая денежные средства, суд не указал об исполнении решения за счет средств бюджета Алтайского края.
Проверив материалы дела по правилам ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных представления и жалобы, обсудив их доводы, выслушав пояснения прокурора Н.Д.Л., поддержавшей доводы представления, представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула С.Н.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что М.С.В. является собственником 1\3 доли в праве общей долевой собственности и проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес"
Согласно выписке из домовой книге от ДД.ММ.ГГ в квартире зарегистрированы и проживают с 1992 года М.В.В., М.С.В. (л.д.9).
Поскольку М.С.В. является ветераном труда, то в соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ N5-ФЗ от ДД.ММ.ГГ "О ветеранах" имеет право на предоставление мер социальной поддержки, включающих в себя, в том числе оплату коммунальных услу "адрес" М.С.В. как ветерана подтверждается соответствующим удостоверением ***.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
В силу ст. 22 Федерального закона РФ "О ветеранах", меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
В п. 16 постановления Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года N 126 "Об утверждении правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" закреплено, что денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что из указанной нормы права следует, что рассматриваемая мера социальной поддержки предоставляется непосредственно ветерану труда и не предполагает распространения на членов его семьи, а также то, что компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. И если фактически потребленные услуги меньше установленного норматива потребления электрической энергии, то размер денежного эквивалента компенсации считается не от норматива потребления, а от фактически потребленных услуг льготополучателем.
Следовательно, вопреки доводам апелляционного представления, расчет компенсации может осуществляться только исходя из доли расходов на оплату электроснабжения, приходящейся на истицу, т. е. не может превышать 50% доли оплаты, приходящейся на льготника за коммунальную услугу.
По сведениям, представленным ООО "Вычислительный центр ЖКХ", в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", имеется лифт и электрические плиты с ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с п. 4.35 постановления администрации Алтайского края от 19 января 2006 года N9 "Об утверждении положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края" управление устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.
Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах.
Данные нормативы введены в действие с 01 января 2007 года (п.2 Решения от 25 октября 2006 N10).
Согласно приложению N 1 "Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению с многоквартирных и жилых домах, оборудованных электроплитами" при проживании 2-х человек в 4-х и более комнатной квартире, норматив на 2-х человек в месяц равен 223 кВт.ч.
Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 1 января 2009 года N 14 "О внесении изменений в решение Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года N 10 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению внесены изменения, согласно которым норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных жилых домах, оборудованных электроплитами на одного человека при проживании 2-х человек в 4-х и более комнатной квартире составляет 112 кВт.ч. Данный тариф применялся с 1 апреля 2009 года.
Решением Главного управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года N 22 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению" установлен норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению для многоквартирных домов, оборудованных стационарными электрическими плитами, дифференцированные по количеству комнат в квартире и количеству проживающих в ней человек, при наличии лифтового оборудования на одного человека, при проживании 2-х человек в 4-х и более комнатной квартире в размере 178 кВт.ч., который подлежит применению с 1 августа 2010 года.
Таким образом, при расчете денежного эквивалента по оплате за электроэнергию, входящего в состав компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подлежали применению нормативы, установленные решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края N 10 от 25 октября 2006 года в размере 223 кВТ.ч. на двоих человек в месяц; с 1 апреля 2009 года N 14 от 1 апреля 2009 года в размере 112 кВт.ч. на одного человека; с 1 августа 2010 года N 22 от 28 июля 2010 года в размере 178 кВт.ч. на одного человека.
Удовлетворяя иск частично, суд установил, что в спорный период в определенные периоды начисление льготы ответчиком производилось неверно.
Так в апреле, июне, июле, августе 2008 года, М.С.В. была не доплачена льгота в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за каждый месяц:
- "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
При таких обстоятельствах вывод суда, что действия ответчиков в указанные периоды являются незаконными, в результате чего истица за оплату электроэнергии не получила льготу в размере "данные изъяты" рубль "данные изъяты" копеек, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по вопросу надлежащего ответчика по делу подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно п.8 ст.4 Закона Алтайского края N156-ЗС от 27 декабря 2007 года "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", п.15 названных Правил, предусмотрено, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
В силу положений ст.4 Закона Алтайского края N156-ЗС от 27 декабря 2007 года "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", компенсация назначаетсяуполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Аналогичные положения содержаться в Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края N126 от 01.04.08.
Так п.п.11,12 Правил предусмотрено, что решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.
В п.14 Правил указано, что размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально, как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, изначально решение о назначении компенсации по расходам по оплате коммунальных услуг в отношении граждан принимается органом социальной защиты населения, который формирует соответствующий реестр получателей компенсаций и списки таких граждан.
В то же время, в соответствии с п.27 Правил, орган социальной защиты населения обязан осуществлять взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
На основании п.п.28-29 Правил, орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации поставщика услуг списки льготополучателей, которые в установленный срок направляет в их адрес. Организации-поставщики услуг в установленный срок направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в списке.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа.
При этом каждый из ответчиков несет ответственность за правильность назначения и выплаты указанных компенсаций, в том числе, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37,38 Правил.).
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Вместе с тем, резолютивная часть решения подлежит уточнению указанием о взыскании 101 руб. 90 коп. за счет средств бюджета Алтайского края на основании ст.5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС (ред. от 10.07.2012) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", установившей, что расходы по обеспечению мер социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району г.Барнаула, апелляционное представление старшего помощника прокурора Центрального района г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 12 декабря 2012 г. оставить без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть этого решения указанием о взыскании "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. в пользу истицы за счет средств бюджета Алтайского края.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.