Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко. В.,
судей Баркаловой Т. И. и Богданова А. П.,
при секретаре Черновой А. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2013 года
апелляционную жалобу Козлякова В.А.
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 24 сентября 2012 года
по делу по иску Козлякова В. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Белгороде о включении в стаж времени обучения в аспирантуре, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения Козлякова В.А., поддержавшего приведенные в апелляционной жалобе доводы, возражения представителя ответчика - Кочуевой И.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козляков В.А. является получателем трудовой пенсии по старости с 10.07.1998 г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде было отказано Козлякову В.А. в зачете в трудовой стаж при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости периода обучения в аспирантуре с 15.12.1969 г. по 15.12.1972 г.
Дело инициировано иском Козлякова В.А., который с учетом уточненных требований просил обязать ответчика при расчете пенсии с даты ее назначения - с 10.07.1998 г. включить в страховой календарный стаж период обучения в аспирантуре с 15.12.1969 г. по 15.12.1972 г., а также взыскать недоплаченную пенсию за период с 1998 г. по август 2012 г. в сумме *** руб., моральный вред в размере *** руб. и установить ему в настоящее время пенсию в размере *** руб. ежемесячно.
В судебном заседании истец поддержал уточненные требования.
Представитель ответчика - Кочуева И.Н. иск не признала, пояснив, что заявителю произведен расчет пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", который не предусматривает включение в страховой стаж при определении размера пенсии периодов обучения.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Козлякова В.А. ставится вопрос об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела и обсудив изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.1 ст.1 ФЗ от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В этой связи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
На основании пункта 4 указанной статьи Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются, в частности, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучения в училищах, школах, на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывания в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
При этом содержащийся в пункте 3 той же статьи Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц не предполагает включение периодов подготовки к профессиональной деятельности, в том числе обучения в соответствующих образовательных учреждениях, в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж.
Исходя из пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действующей с 01 января 2010 года, сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Как установлено судом, Козлякову исчисление пенсии произведено в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях", как по наиболее выгодному для него варианту.
Размер пенсии по варианту, при котором период обучения в аспирантуре в страховой стаж не включены и расчет пенсии произведен по Федеральному закону N 173-Ф3 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ", с 01.01.2002 г. составил *** руб. *** коп., а по варианту, при котором применяются нормы ранее действовавшего до 01.01.2002 г. Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" N 340- 1 от 20.11.1990 г. и включаются периоды обучения, размер пенсии заявителя составил бы с 01.02.2002 г. *** руб. *** коп.
Такое исчисление размера пенсии приведет к его уменьшению по сравнению ранее установленным и повлечет нарушение пенсионных прав истицы.
Соответственно, размер пенсии, назначенной по правилам пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", является для истицы более выгодным.
Включение в общий трудовой стаж до спорного периода обучения без изменения порядка расчета размера пенсии согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" противоречит пункту 2 статьи 30 этого же Федерального закона, допускающего возможность выбора (со всеми условиями) лишь одного из предложенных формул расчета исчисления расчетного размера трудовой пенсии.
Такая же правовая позиция подтверждена в подп. 4 п. 28 Постановления Пленума от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Между тем, в п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ не предусмотрено включение в страховой стаж периода обучения в аспирантуре.
При таких данных, поскольку оснований для перерасчета назначенной Козлякову трудовой пенсии по старости с применением положений действовавшего ранее Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не имеется, судом первой инстанции правомерно и обоснованно постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
Аргументированных доводов, опровергающих правильность разрешения заявленного по делу спора, в апелляционной жалобе не приведено.
Доводы автора жалобы относительно того, что ответчиком необоснованно применены нормы нового пенсионного законодательства, которые не имеют обратной силы и ухудшают его положение, несостоятельны.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29. 01. 2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в которой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно-полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действующим законодательством, признана не противоречащей Конституции.
Предпринятое в последние годы реформирование пенсионного законодательства, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, изменило функциональную роль общего трудового стажа в рамках обязательного пенсионного страхования. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, т.е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; юридическое же значение для целей пенсионного обеспечения общего трудового стажа, в который включается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, уменьшается.
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Исключив из общего трудового стажа некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В рассматриваемом случае исчисленный истцу размер пенсии по правилам п. 4 ст. 30 ФЗ N 173 с применением норм ранее действующего законодательства ("Закона о государственных пенсиях"), предусматривающего включение в общий стаж периода обучения в аспирантуре, оказался гораздо ниже, чем размер пенсии, исчисленный на основании п. 3 ст. 30 ФЗ N173, не предусматривающий зачет в общий стаж учебы в аспирантуре. Поэтому пенсия истцу начислена законно по наиболее выгодному для него варианту, указанный порядок подсчета общего трудового стажа не привел к снижению уровня пенсионного обеспечения Козлякова.
Решение суда по делу постановлено с учетом всех обстоятельств спора, доводов сторон и представленных ими доказательств. Нормы материального права к отношениям сторон применены судом первой инстанции правильно, процессуальных нарушений не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 24 сентября 2012 года по делу по иску Козлякова В. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Белгороде о включении в стаж времени обучения в аспирантуре, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Козлякова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.