Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей областного суда Денисюка О.Н., Мариной Ж.В.
при секретаре Шепеленко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2013 года по докладу судьи Мариной Ж.В. дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Брянской области Н.А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 20 ноября 2012 года по делу по иску Т.И. к Военному комиссариату Брянской области о взыскании задолженности по невыплаченной пенсии по потере кормильца и индексации,
УСТАНОВИЛА:
Т.И ... обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является матерью военнослужащего С.В., погибшего 10 августа 1996 года во время боевых действий в Чеченской республике. Ответчик назначил и выплачивает ей пенсию по случаю потери кормильца, пенсия назначена без надбавок и повышений. На основании ст. 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" она имеет право на повышение назначенной пенсии, однако, в повышении размера пенсионных выплат ей незаконно было отказано.
С учетом уточненных исковых требований Т.И. просила суд признать за ней право на повышение пенсии на основании п. "г" ст. 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 00 руб. 00 коп., назначить повышенную пенсию с 01 сентября 2012 года.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 20 ноября 2012 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Военный комиссариат Брянской области назначить Т.И ... пенсию по потере кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и выплачивать пенсию по потере кормильца с учетом повышения, начиная с 01 сентября 2012 года. Суд взыскал с Военного комиссариата Брянской области в пользу Т.И. недополученную пенсию за период с 21 апреля 2005 года по 01 сентября 2012 года включительно с учетом индексации в размере 00 руб. "данные изъяты" коп.
В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Брянской области Н.А. просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Мариной Ж.В., объяснения представителя Военного комиссариата Брянской области Н.А.., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Т.И. с 1 марта 2002 года является пенсионером Министерства обороны, ей назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца - сына С.В.., погибшего 10 августа 1996 года во время боевых действий в Чеченской республике при исполнении обязанностей военной службы. Пенсия истице выплачивается в размере 40% от денежного довольствия погибшего. У истицы имеется удостоверение серии N N, дающее право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жён погибших военнослужащих, выданное Военным комиссариатом Брянской области ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от 27 мая 2012 года N АН-39117 Военного комиссариата Брянской области Т.И ... отказано в повышении пенсии по потере кормильца на 32 %.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон).
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно ст. 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно ст. 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришёл к выводу о том, что повышение, предусмотренное ст. 45 Закона РФ 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" производится и к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в указанной статье Закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованным заявленное истцом требование о признании права на получение пенсии в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и соглашается с выводом суда о частичном удовлетворении заявленных Т.И. исковых требований.
Судом правильно произведен расчет пенсии, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истицы.
Довод апелляционной жалобы о том, что перечень лиц, указанных в ст.45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" относится только к лицам, непосредственно принимавшим участие в боевых действиях, судебная коллегия принять не может, как не основанный на требованиях закона.
Так, в силу требований п. "г" ч. 1 ст.45 указанного Закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46настоящего Закона.
Таким образом, из содержания вышеуказанной нормы Закона, а также п. 5 ст. 46 Закона следует, что повышению подлежат все виды пенсий, указанные в данной статье, и конкретной категории граждан, перечисленной в данной правовой норме.
Довод апелляционной жалобы о том, что сын истицы не являлся ветераном боевых действий, так как отсутствуют доказательства выполнения им задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В подпункте 1пункта 1 и п. 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" указано, что к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
В разделе 3 приложения к ФЗ "О ветеранах" указан период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Из справки Военного комиссариата Брянской области следует, что С.В ... погиб при исполнении обязанностей военной службы в Чеченской Республике 10 августа 1996 г.
Таким образом, факт участия в вооруженном конфликте в Чеченской Республике в указанный период подтверждается материалами дела.
В соответствии в разделом 3 приложения к ФЗ "О ветеранах" ветеранами боевых действий признаются лица, указанные в статье 3 данного закона и выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года. Однако указанные положения закона не могут быть применены к спорным правоотношениям, так как сын истицы проходил службу в Чеченской Республике не с августа 1999 г., а в иной период времени.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что суд постановил решение в соответствии с требованиями закона, дал правильную оценку доводам сторон, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Киселева Е.А.
Судьи областного суда: Денисюк О.Н.
Марина Ж.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.