Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калединой Марины Петровны к Управлению Пенсионного Фонда в Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска о признании незаконным решения от "дата обезличена" "номер обезличен", об обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, периоды работы, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 22.08.2012, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе ответчика УПФ РФ (ГУ) в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 01 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Каледина М.П. обратилась в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что "дата обезличена" она обратилась в УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска с заявлением о назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, как работник противочумного учреждения в соответствии со Списком N 2.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска "номер обезличен" от "дата обезличена" Калединой М.П. отказано в назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, во включении в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы в ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора на основании того, что данная организация не является учреждением здравоохранения.
Полагая отказ пенсионного органа в назначении пенсии по вышеуказанным основаниям незаконным, Каледина М.П., с учетом уточнения исковых требований, просила суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда с 50 лет; признать незаконным решение Пенсионного фонда "номер обезличен" от "дата обезличена" в части отказа в назначении досрочной пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов, периодов работы с "дата обезличена" по "дата обезличена"; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со льготой 22600000-1754а "Работники, занятые в противочумных учреждениях" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, периоды работы с "дата обезличена" по "дата обезличена"; обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда со дня обращения - с "дата обезличена"; взыскать с Пенсионного фонда судебные расходы по оплате госпошлины 200 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 10 500 руб., расходы по оплате услуг нотариуса по оформлению доверенности в размере 1 100 руб.
Истец Каледина М. В. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представитель Калединой М.В. Зайцева Д.Д. исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Жуковская Е.Н. исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель третьего лица - ФГУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора - Зайцева Д.Д. исковые требования полагала законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 01.11.2012 исковые требования удовлетворены частично.
Признано право Калединой М.П. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Признано незаконным решение УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска от "дата обезличена" "номер обезличен".
Суд обязал УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска включить в стаж Калединой М.П., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда на льготных условиях, в двойном размере, периоды её работы в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока: с "дата обезличена" по "дата обезличена" дезинфектором, с "дата обезличена" по "дата обезличена" дезинфектором, лаборантом изолятора, с "дата обезличена" по "дата обезличена" лаборантом изолятора; назначить Калединой М.П. досрочную трудовую пенсию по старости с "дата обезличена".
С УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска в пользу Калединой М.П. взысканы судебные расходы за оказание юридической помощи 5 000 рублей, оформление доверенности 1 100 руб., расходы по оплате госпошлины 200 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представители УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска Ливенцева Е.Л., Жуковская Е.Н. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав в обоснование на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора не является учреждением здравоохранения и, соответственно, периоды работы истца в противочумном институте не могут быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. Учитывая правовую природу средств Пенсионного фонда, категорию гражданского дела, сформировавшуюся по ней судебную практику, считает чрезмерными и не отвечающими принципу разумности взыскиваемые расходы на оплату услуг представителя.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Малиновской А.Л., объяснения представителя УПФ РФ в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска Жуковской Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Бахарова А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу требований п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичное положение было закреплено и в п.6 ст. 12 Закона РФ от 20.11.1990 N 304-1 "О государственных пенсиях в РФ" (далее Закон N 304-1), действовавшего до 01.01.2002.
Пунктом 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, к соответствующим видам профессий отнесены работники, занятые в противочумных учреждениях.
Статье 94 Закона N 304-1 был предусмотрен льготный период исчисления трудового стажа за период работы в противочумных учреждениях - в двойном размере.
Постановлением Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 N70 утверждено Разъяснение N4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", п.1 которого разъяснено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абз.3 ст.2 Закона N173-ФЗ.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Закона N173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.
В п.8 постановления N 1217 указано, что в ведении Министерства здравоохранения РФ находятся центры государственного санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте, научно-исследовательские учреждения, дезинфекционные станции, другие санитарно - профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов бывшего Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ.
На основании п.7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 Министерству здравоохранения РФ непосредственно подчиняются федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
Согласно Приложению N 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 N 37 в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 упразднено Министерство здравоохранения РФ, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФС Роспотребнадзор РФ) подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития РФ. В связи с упразднением Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень указанных учреждений, в который входит ФГУЗ ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ.
В соответствии с Положением о системе противочумных учреждений ФС Роспотребнадзора РФ (приложение N1), утвержденным приказом ФС Роспотребнадзора РФ N774 от 17.11.2005, противочумная система представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения РФ от эпидемий, вызываемых возбудителем чумы, а также других особо опасных инфекций, в том числе вирусной природы (п. 1.1.). В систему входят противочумный центр, научно-исследовательские противочумные институты, противочумные станции (п. 1.2.).противочумные учреждения, входящие в систему, которые руководствуются в своей деятельности, в том числе актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ (п.1.4.).
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела "дата обезличена" Каледина М.П. обратилась в УПФР в Правобережном и Октябрьских округах г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании с пп.2 п.1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Решением "номер обезличен" от "дата обезличена" УПФР в Правобережном и Октябрьских округах г.Иркутска истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п.п.2 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в стаж не зачтены периоды работы в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока. В решении указано, что стаж на соответствующих видах работ по Списку N2 у Калединой М.П. отсутствует. Страховой стаж составляет 31 год 03 месяца 12 дней.
Согласно п.1 Устава Государственного учреждения "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", утвержденного заместителем Министра здравоохранения РФ от 28.01.1997, Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" является государственным учреждением, подчиненным Министерству здравоохранения РФ. Институт учрежден приказом уполномоченного Совета Труда и Обороны СССР от 05.06.1934 Согласно Указу Президиума Верховного Совета от 29.05.1984 и приказу Министра здравоохранения СССР от 08.08.1984 N 899 определено название института.
Согласно п. 2.1 Устава Федерального государственного учреждения здравоохранения "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", утвержденного приказом от 17.07.2008 N241 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, данное учреждение является федеральным государственным учреждением здравоохранения, основная цель которого - научное и практическое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и материальный закон, подлежащий применению, исходил из того, что в спорные периоды Каледина М.П. работала в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, который входит в систему здравоохранения и относится к учреждениям здравоохранения с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.
Принимая во внимание п.1 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 N 70 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст. 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития, с учетом того, что Каледина М.П. до дня отмены соответствующего закона, определяющего порядок подсчета стажа в периоды до 01.01.2002, выработала необходимый общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, суд правильно пришел к выводу о возможности применения в отношении истца Закона N 304-1 РФ от 20.11.1990 "О государственных пенсия в РФ", обязал включить в стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы Калединой М.П. в ФГУЗ ИркутскНИПЧИ Сибири и ДВ в двойном размере и признал право на назначение досрочной трудовой пенсии Калединой М.П. по пп.2 п.1 ст.27 ФЗ N173-ФЗ (данная позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 05.11.2002 N 320-О).
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что спорные периоды работы Калединой М.П. не могут быть включены в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, являются несостоятельными, поскольку направлены на иную оценку доказательств, собранных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, основаны на неверном толковании материального закона, правильно примененного судом первой инстанции
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.
При этом отсутствие в номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения научно-исследовательских противочумных институтов, учредителем которых является Минздрав РФ, не может являться основанием для ограничения прав истца при обращении за назначением пенсии.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 01 ноября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Ю. Орлова
Судьи
М.А. Александрова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.