Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Исланкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красноштанова Д.А. о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области от "дата изъята" и его отмене, признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска от "дата изъята" и его отмене, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе Правительства Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Красноштанов Д.А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением о признании незаконным и отмене отказа Правительства Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят"и и отказа Администрации г. Иркутска от "дата изъята" "номер изъят", возложении обязанности на Администрацию г. Иркутска в течение 14 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить выбор земельного участка с примерной площадью 750 кв.м. для строительства административного здания по улице Петрова г. Иркутска по заявлению Красноштанова Д.А. от "дата изъята"; оформить результаты выбора земельного участка с примерной площадью 750 кв.м. для строительства административного здания по улице Петрова г. Иркутска актом о выборе земельного участка для строительства с приложением к нему утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, возложить на Правительство Иркутской области обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в течение десяти рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка. В обосновании заявления указал, что "дата изъята" он обратился на имя Губернатора Иркутской области через министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка примерной площадью 750 кв. м с предварительным согласованием места размещения административного здания, примерной площадью 600 кв.м. Предполагаемое расположение земельного участка: в г. Иркутске, по "адрес изъят".
Министерство имущественных отношений Иркутской области направило указанное заявление в Администрацию г. Иркутска Иркутской области (вх. "номер изъят"и от "дата изъята") которое в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обязано было обеспечить выбор земельного участка. Результаты выбора земельных участков должны быть оформлены актом о выборе земельного участка для строительства.
Администрация г. Иркутска Иркутской области направила письмом от "дата изъята" в министерство отказ в выборе земельного участка за "номер изъят", указав, что до установления границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по "адрес изъят", формирование земельного участка для размещения административного здания по заявлению Красноштанова Д.А. не представляется возможным.
Письмом министерства от "дата изъята" "номер изъят"и Правительство Иркутской области отказало Красноштанову Д.А. в предварительном согласовании места размещения объекта указав, что согласно заключению комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска Иркутской области, до установления границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по "адрес изъят", формирование земельного участка для размещения административного здания не представляется возможным, в связи с чем Администрацией г. Иркутска не представлен акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденной мэром г. Иркутска. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения административного здания на земельном участке по "адрес изъят".
Такое основание для отказа в предоставлении земельного участка как указало Правительство Иркутской области действующим законодательством не предусмотрено. При рассмотрении заявления о выборе земельного участка Администрация г. Иркутска Иркутской области и Правительство Иркутской области в лице министерства имущественных отношений Иркутской области должны были учесть все обстоятельства и возможные основания как для отказа в выборе земельного участка, так и для его предоставления, что возможно только после составления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, отказывать в возможности выбора земельного участка Администрация г. Иркутска Иркутской области вправе только при наличии безусловных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Доказательства наличия безусловных оснований для отказа в выборе земельного участка Красноштанову Д.А отсутствуют.
Ссылка Администрации г. Иркутска Иркутской области на вхождение испрашиваемого земельного участка в границы территории многоквартирного дома по "адрес изъят" документально не подтверждена, поскольку в настоящее время действительные границы и площадь данной территории не определена, что также следует из заключения Администрации г. Иркутска Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят". Доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном Красноштановым Д.А. районе для испрашиваемых им целей отсутствуют.
Считает, что отказ Правительства Иркутской области, выраженный в письме министерства от "дата изъята" "номер изъят"и, в том числе основанный на заключении администрации г. Иркутска от "дата изъята" "номер изъят"- не соответствует закону и нарушает право Красноштанова Д.А. на предоставление земельного участка.
Кроме этого, администрация г. Иркутска, рассмотрев лишь возможность выбора земельного участка указанного в заявлении от "дата изъята" "номер изъят", не рассмотрела возможность выбора иных земельных участков с примерной площадью 750 кв.м. для строительства административного здания по "адрес изъят". Тем самым администрация г. Иркутска, в полной мере не осуществила действия, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ.
В судебном заседании заявитель отсутствовал, просил суд рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель Администрации г. Иркутска в судебном заседании не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявил.
Представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области Иванов А.Г., представитель Правительства Иркутской области Малых О.Е. полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19.09.2012 требования Красноштанова Д.А. удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Правительства Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят"и.
Признан незаконным отказ Администрации г. Иркутска от "дата изъята" "номер изъят".
На Администрацию г. Иркутска возложены обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить выбор земельного участка с примерной площадью 750 кв.м для строительства административного здания по "адрес изъят" по заявлению Красноштанова Д.А. от "дата изъята", результаты выбора земельного участка с примерной площадью 750 кв.м для строительства административного здания по "адрес изъят" оформить актом о выборе земельного участка для строительства с приложением к нему утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом их выбора.
На Правительство Иркутской области возложены обязанность принять решение по заявлению Красноштанова Д.А. от "дата изъята" в течении десяти рабочих со дня получения акта о выборе земельного участка.
В остальной части требования Красноштанова Д.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Иркутской области Коваленко Ю.С. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указав, что в нарушение положений ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд неверно провел оценку доказательств и доводов, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, не установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права. Вывод суда о том, что в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления является неправильным. Суд не учел, что законодательство не устанавливает перечень причин отказа в предоставлении земельных участков, а следовательно, отказ в предоставлении земельного участка допускается по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, с указанием причин такого отказа, т.е. по любым причинам, которые соответствующие органы считают существенными. Красноштановым Д.А. не было предоставлено доказательств нарушения отказом министерства имущественных отношений Иркутской области его гражданских прав и охраняемых законом интересов.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя Правительства Иркутской области М.А. Малых О.Е., представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области Шабакаевой Е.А., поддержавших довода апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п.5 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктами 28, 29 статьи 7 Положения о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области N 264/43-пп 30.09.2009, Министерство от имени Правительства осуществляет, в соответствии с законодательством, необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, земельными участками, находящимися на территории г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу п.66, 69 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям пункта 67 настоящего Положения, направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, который в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 69 Положения N 364/143-пп).
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата изъята" Красноштанов Д.А. обратился в Правительство Иркутской области через Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о выборе земельного участка на праве аренды сроком на 5 лет примерной площадью 750 кв.м. и о предварительном согласовании места размещения 2-этажного административного здания примерной площадью 600 кв.м. по ул. Петрова г. Иркутска. Данное заявление было направлено Министерством имущественных отношений Иркутской области в Администрацию г. Иркутска для осуществления выбора земельного участка.
"дата изъята" администрация "адрес изъят" направила в Министерство имущественных отношений отказ в выборе за "номер изъят" в связи с тем что, до установления границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по "адрес изъят", формирование земельного участка для размещения административного здания не представляется возможным.
Письмом министерства от "дата изъята" "номер изъят"и Правительство Иркутской области отказало Красноштанову Д.А. в предварительном согласовании места размещения объекта указав, что согласно заключению комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, до установления границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по "адрес изъят", формирование земельного участка для размещения административного здания не представляется возможным. Таким образом, администрацией г. Иркутска не представлен акт о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом паспорте или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденной мэром г. Иркутска. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для принятия Правительством Иркутской области решения о предварительном согласовании места размещения административного здания на земельном участке по "адрес изъят" в г. Иркутске.
Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя их, суд исходил из того, что орган местного самоуправления не исполнил возложенную на него обязанность по выбору земельного участка и оформлению данного выбора актом, отказав Красноштанову Д.А. в выборе земельного участка без составления акта о выборе земельного участка. Кроме того, администрация г. Иркутска, отказав в выборе земельного участка, не предоставила доказательств проведения действий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ, направленных на обеспечение выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В отказе в выборе земельного участка от "дата изъята", отсутствует ссылка на акт о выборе земельного участка. В связи с чем, суд пришел к выводу, что администрацией г.Иркутска нарушена установленная законом процедура рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о выборе земельных участков, что повлекло нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя. При этом, на основании ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд возложил на администрацию г.Иркутска обязанность устранить допущенные нарушения путем составления акта выбора земельного участка на основании поступившего от Красноштанова Д.А. заявления с соблюдением процедуры, установленной ст. 31 Земельного кодекса РФ и на возложил обязанность на Правительство Иркутской области принять решение по заявлению Красноштанова Д.А. в течение десяти рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии решения суд неверно провел оценку доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, не установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, необоснованны. При разрешении заявленных требований суд верно исходил из того, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка, который обязана составить администрация г.Иркутска. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано. При этом в обязанность органа местного самоуправления - администрации г. Иркутска в силу ст. 31 Земельного кодекса РФ, п.69 Положения "О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, входит составление акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Указание в жалобе на то, что на основании плана-схемы расположения земельного участка, прилагаемой Красноштановым Д.А. к заявлению о выборе земельного участка, усматривается, что границы испрашиваемого земельного участка налагаются на здание, расположенное по адресу: "адрес изъят", а также на нежилое строение, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку спора относительно конкретного земельного участка не имеется, дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, администрация г. Иркутска не доказала, что в полной мере исполнила возложенные на нее обязанности, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса РФ. Доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном Красноштановым Д.А. районе для испрашиваемых им целей в материалы дела не представлены. Суд правильно учел, что Красноштановым Д.А. заявлены лишь предполагаемые границы и место расположения земельного участка с его примерной площадью. Доказательства того, что администрацией г. Иркутска рассмотрены все возможные варианты выбора земельного участка и установлено, что такие варианты отсутствуют, не представлены.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих в силу ст. 330 ГПК РФ отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 сентября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л.Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.