Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Исланкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных В.А. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в льготном исчислении периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, взыскании расходов на оплату услуг представителя
по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Черных В.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области, требуя признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии "номер изъят" от "дата изъята", признать за ней право на получение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения, и включить в стаж периоды работы с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 3 месяца; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, с даты первоначального обращения "дата изъята", взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты".
В обоснование требований указала, что с "дата изъята" и по настоящее время работает в "данные изъяты". "дата изъята" она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда по Иркутскому району Иркутской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. "дата изъята" вынесено решение "номер изъят" об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого трудовой стажа на соответствующих видах работ. Решение считает незаконным, так как имеет необходимый стаж для назначения указанной пенсии. Ответчиком незаконно стаж рассчитан в календарном порядке, а не в льготном, как 1 год за 1 год 3 месяца, что не соответствует действующему законодательству. Не зачтены в льготном исчислении периоды работы с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", периоды отпусков по беременности и родам с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", период отпуска по уходу за ребенком с "дата изъята" по "дата изъята".
В судебном заседании представитель истца Жукова Т.Н. заявленные требования Черных В.А. уточнила, просила признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда по Иркутскому району Иркутской области об отказе в установлении пенсии "номер изъят" от "дата изъята", признать за Черных В.А. право на установление досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения, и включить в стаж периоды работы с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 3 месяца, обязать ответчика назначить Черных В.А. досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, с даты первоначального обращения
"дата изъята", взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты"
От исковых требований в части признания незаконным решения об отказе в установлении пенсии "номер изъят" от "дата изъята", возложении обязанности включить в стаж трудовой деятельности в льготном исчислении периоды работы Черных В.А. с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" отказалась.
Определением суда от 20.09.2012 производство по делу в этой части прекращено в связи с отказом представителя истца от исковых требований в части.
Представители ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области Савочкина А.В., Кобяшева А.В. исковые требования Черных В.А. не признали, просили отказать в их удовлетворении по доводам, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.09.2012 исковые требования Черных В.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" об отказе Черных В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
На Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области возложена обязанность по включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, периодов работы Черных В.А. в "данные изъяты" с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята".
За Черных В.А. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области возложена обязанность назначить Черных В.А. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней с "дата изъята".
С Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области в пользу Черных В.А. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты".
В удовлетворении остальной части требований Черных В.А. отказано.
В апелляционной жалобе ответчик - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области в лице начальника Управления Рудых Е.В просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований Черных В.А., указав, что судом первой инстанции необоснованно включены в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении периоды нахождения Черных В.А. в отпуске по беременности и родам с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", что противоречит Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, которыми установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы
. Период отпуска по беременности и родам по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска
по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения
, при этом не
осуществляется лечебная деятельность по охране здоровья населения, отсутствует факт работы в должности. Учитывая изложенное, период беременности и родам включается в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране, календарном порядке.
Отпуск по уходу за ребенком с "дата изъята" по "дата изъята" не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25.09.1992 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Следовательно, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, засчитывается в стаж на соответствующих видах работ только до 06.10.1992.
Кроме того, судом необоснованно удовлетворены требования истца о взыскании расходов по оплате услуг представителя, что противоречит п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации", п. 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, ст. 38 БК РФ.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя истца Жуковой Т.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления таких периодов работы.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения досрочной трудовой пенсии указанной категории лиц до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001. К таким правовым актам относится постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" регулирующие пенсионное обеспечении медицинских работников за периоды работы до 01.11.1999, и после указанной даты, соответственно.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С принятием указанного Закона период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992.
Как установлено судом и следует из материалов дела, книжке Черных В.А. осуществляла трудовую деятельность в "данные изъяты" в период с "дата изъята" по "дата изъята", в "данные изъяты" (после реорганизации "данные изъяты") с "дата изъята" по настоящее время в должностях "данные изъяты", что подтверждается ее трудовой книжкой.
"дата изъята" Черных В.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" Черных В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения.
В дальнейшем решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области от "дата изъята" "номер изъят" вышеназванное решение от "дата изъята" признано недействительным, при этом Черных В.А. вновь отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения.
Принимая решение от "дата изъята", при подсчете стажа истца, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, Управлением в стаж на соответствующих видах работ включены следующие периоды работы Черных В.А. "данные изъяты":с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята". При этом периоды работы Черных В.А. с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята". по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" включены в специальный стаж истца в льготном исчислении: один год как один год и три месяца, а периоды работы с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" - в календарном исчислении, что подтверждено представителями ответчика в судебном заседании в письменном заявлении. Кроме того, в специальный стаж Черных В.А. в календарном исчислении включены периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята"; и не включены периоды нахождения Черных В.А. в отпуске по уходу за ребенком с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Черных В.А., суд первой инстанции исходил из того, что "данные изъяты", где работала истица, находится на территории Иркутского района Иркутской области, т.е. в сельской местности, в связи с чем периоды работы Черных В.А. в "данные изъяты" с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" подлежат включению в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении с применением коэффициента 1,3. В то время как решением Управления в специальный стаж истца периоды работы Черных В.А. с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" включены в календарном исчислении, что является незаконным. Периоды нахождения Черных В.А. в отпусках по беременности и родам с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", равно как и период отпуска по уходу за ребенком с "дата изъята" по "дата изъята", подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении поскольку такой отпуск был предоставлен Черных В.А. с "дата изъята", т.е. до внесения изменений в трудовое законодательство. С учетом включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком после "дата изъята" и подсчета периодов нахождения Черных В.А. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 3 месяца) у истицы имеется необходимый стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что дает ей право на назначение пенсии с момента обращения за ней.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода нахождения Черных В.А. в отпуске по уходу за ребенком с "дата изъята" по "дата изъята" не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку как установлено судом следует из материалов дела такой отпуск был предоставлен Черных В.А. с "дата изъята". Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом Черных В.А. начался в период действия нормативных актов, предусматривающих включение отпуска по уходу за ребенком в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения Черных В.А. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с "дата изъята" по "дата изъята" подлежит включению в стаж работы Черных В.А., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения Черных В.А. в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, являются также неправильным, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с п.п. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа. В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком включаются в специальный стаж истицы, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
При таких обстоятельствах, выводы суда о включении периодов нахождения Черных В.А. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении, являются правильными, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Не могут повлечь отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о неправомерном удовлетворении требований Черных В.А. о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя, поскольку при разрешении указанных требований суд правильно применил нормы ст. ст. 98, 100 ГПК РФ.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые в силу ст. 330 ГПК РФ влекут отмену решения суда.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 сентября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.