Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Исланкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Шелеховского муниципального района о признании незаконным бездействия Законодательного Собрания Иркутской области, Правительства Иркутской области, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области выразившееся в неосуществлении финансирования, возложении обязанности по обеспечению в установленном порядке финансирования осуществления переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями
по апелляционной жалобе Администрации Шелеховского муниципального района на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Шелеховского муниципального района обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, требуя признать незаконным бездействие Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области, Правительства Иркутской области, Законодательного Собрания Иркутской области, выразившееся в неосуществлении финансирования в полном объеме переданных органам местного самоуправления Шелеховского района отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, о возложении обязанности на Законодательное Собрание Иркутской области, Правительство Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области по обеспечению в установленном порядке финансирования осуществления переданных органам местного самоуправления Шелеховского района отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в размере "данные изъяты".
В обоснование заявления администрация Шелеховского муниципального района указала, что Муниципальное образование Шелеховский район относится к категории муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета. Указанным муниципальным образованиям ч. 3 ст. 136 БК РФ запрещает устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления, а полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не являются полномочиями органов местного самоуправления муниципального района.
Законом Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Указанные полномочия осуществляются администрацией Шелеховского района. Реализация полномочий предполагает приоьретение Администрацией Шелеховского мунцмпального района жилых помещений и предоставление их детям-сиротам по договору социального найма. Законом Иркутской области
Законом Иркутской области от 21.12.2010 N 131-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" Шелеховскому району было предусмотрено 9 060 тыс. руб. На указанные средства были приобретены 5 квартир, которые предоставлены детям - сиротам, исходя из очередности предоставления ими в Администрацию Шелеховского муниципального района исполнительных листов.
Законом Иркутской области от 15.12.2011 N 130-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год" Шелеховскому району предусмотрено 4834 800 руб. В 2012 году приобретено и предоставлено 3 квартиры.
Вместе с тем, в настоящее время имеется еще 22 вступивших в законную силу решения Шелеховского городского суда об обязании Администрации Шелеховского муниципального района предоставить квартиры детям- сиротам. 18 решений суда не исполнены, из-за отсутствия финансирования. По судебным решениям в отношении Администрации Шелеховского муниципального района возбуждены исполнительные производства.
Для исполнения вступивших в силу судебных решений для реализации прав детей-сирот, установленных областным законом, Администрации Шелеховского муниципального района необходимо "данные изъяты".
Администрация Шелеховского муниципального района неоднократно обращалась в органы государственной власти Иркутской области, информируя о необходимости предоставления дополнительных средств. Вместе с тем, до настоящего времени органами государственной власти Иркутской области действия по обеспечению финансирования в полном объеме реализации отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам органами местного самоуправления Шелеховского района не предприняты.
В сложившейся ситуации Администрация Шелеховского муниципального района не может исполнить вынесенные в отношении нее решения суда.
Дополнительно в заявлении об уточнении заявитель указал, что в период времени с подачи заявления администрацией Шелеховского муниципального района были приобретены 2 жилых помещения, которые были предоставлены в порядке очередности детям-сиротам. Вместе с тем по состоянию на 24.09.2012, вступили в законную силу 7 судебных решений об обязании заявителя предоставить жилые помещения детям-сиротам. Таким образом, в настоящее время Администрация Шелеховского муниципального района в соответствии со вступившими в законную силу решениями суда должна предоставить жилые помещения 28 гражданам и для реализации переданных государственных полномочий администрации Шелеховского муниципального района необходимо дополнительно "данные изъяты".
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования с учётом уточнений.
Представители заинтересованных лиц, чье бездействие обжалуется, возражали против заявленных требований, просили в удовлетворении заявления отказать по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 24.09.2012 с учетом определения от 20.11.2012 об исправлении описки в резолютивной части решения суда, требования Администрации Шелеховского муниципального района оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Администрация Шелеховского муниципального района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указав, что в нарушение требовании ст. 249 ГПК РФ органы государственной власти Иркутской области не доказали законность оспариваемого бездействия по финансированию переданных органам местного самоуправления Шелеховского муниципального района полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, так как органами государственной власти Иркутской области не были предоставлены в суд доказательства, подтверждающие принятие мер по обеспечению полного финансирования переданных государственных полномочий. Органы государственной власти Иркутской области в судебном заседании оперировали только доводами, которые сводились к финансированию переданных полномочий в соответствии с методикой, установленной Законом Иркутской области от 09.06.2010 N 52-ОЗ, Законом Иркутской области от 15.12.2011 N 130-ОЗ, однако конкретных мер к обеспечению надлежащего финансирования ими не предпринимались.
Кроме того, в резолютивной части решения суд указал об отказе в удовлетворении требования предоставить бюджету Шелеховского муниципального района в установленном порядке средства на осуществление переданных органам местного самоуправления Шелеховского района отдельных государственных полномочий по обеспечению детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, что не соответствует уточненным требованиям Администрации Шелеховского муниципального района.
Судом необоснованно сделаны выводы в решении суда о том, что нарушений прав Шелеховского муниципального района не установлено, заявителем не указано какие его права нарушены, какая ответственность на него возложена незаконно, либо созданы препятствия в осуществлении прав и свобод, так как указанные выводы не основаны на материалах дела, сложившейся судебной практике по искам детей - сирот к органам местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий, не обеспеченных в полной мере финансированием, является нарушением прав муниципального образования.
Судом при рассмотрении дела были нарушены нормы материального права, что привело к вынесению незаконного решения суда, не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Не соответствуют требованиям законодательства РФ выводов суда о пропуске срока исковой давности.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Иркутской области Караваева Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя Администрации Шелеховского муниципального района Назыровой Ю.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей Правительства Иркутской области Караваевой Е.А., Законодательного Собрания Иркутской области Церлюк Т.В., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Как предусмотрено ст. 6 Закона Иркутской области N 52-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.
Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области.
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу ст. 7 Закона Иркутской области N 52-ОЗ расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления государственных полномочий, производится в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону.
Методика расчета субвенций является единой для всех муниципальных образований.
Объем субвенций местным бюджетам муниципальных образований Иркутской области, необходимый для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, определяется законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год, с учетом принципа самостоятельности органов государственной власти Иркутской области (статья 31 Бюджетного кодекса) и принципа сбалансированности областного бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса).
Расчет объема субвенций и финансирование отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма, переданных органам местного самоуправления, в том числе и Шелеховскому району, осуществляется в рамках действующего законодательства.
Разрешая требования Администрации Шелеховского муниципального образования и отказывая в их удовлетворении в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что какое-либо незаконное бездействие по финансированию переданных органам местного самоуправления органами государственной власти Иркутской области областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, отсутствует. Из указанных судом правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона. Закон N 52-ОЗ действует в соответствии с Законом Иркутской области от 18.12.2009 N 100/66-оз "О бюджете Иркутской области на 2010 год" (статья 33(1)), Законом Иркутской области от 21.12.2010 N 133-ОЗ "О бюджете Иркутской области на 2011 год" (приложение 32), Законом Иркутской области от 15.12.2011 N 130-ОЗ "О бюджете Иркутской области на 2012 год" (приложение 29). Денежные средства, предусмотренные в качестве субвенций из областного бюджета за 2010 г., 2011 г. полностью поступили и заявителем реализованы в полном объеме. Законодательные акты Иркутской области, регулирующие спорные правоотношения, в том числе, Закон Иркутской области об "Областном бюджете на 2012 год", Закон Иркутской области N 52-ОЗ, предусматривающий основание, размеры и методику расчетов предоставляемых субвенций, никем не оспорены, данные нормативно- правовые акты не признан в предусмотренном законом порядке незаконным. Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации осуществление областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма органами местного самоуправления, либо возлагающих дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит. При этом увеличение объемов финансирования одного муниципального образования, в рамках принятого бюджета, при нарушении методики расчета финансирования, приведет к уменьшению финансирования другого муниципального образования, что приведет к нарушению принципа равноправия муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение требовании ст. 249 ГПК РФ органы государственной власти Иркутской области не доказали законность оспариваемого бездействия по финансированию переданных органам местного самоуправления Шелеховского муниципального района полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, так как органами государственной власти Иркутской области не были предоставлены в суд доказательства, подтверждающие принятие мер по обеспечению полного финансирования переданных государственных полномочий, были предметом судебного разбирательства и оценки суда. Суд правильно исходил из того, что нарушения закона органами государственной власти Иркутской области при финансировании переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма, судом не установлено, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании незаконным бездействия.
Ссылка в жалобе на то, что в резолютивной части решения суд указал об отказе в удовлетворении требования предоставить бюджету Шелеховского муниципального района в установленном порядке средства на осуществление переданных органам местного самоуправления Шелеховского района отдельных государственных полномочий по обеспечению детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, что не соответствует уточненным требованиям Администрации Шелеховского муниципального района, во внимание не принимается, учитывая, что определением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.11.2012 исправлена описка в резолютивной части решения суда. Указанное определение лицами, участвующими в деле, не обжаловано и вступило в законную силу.
Необоснованным является довод жалобы о том, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к вынесению незаконного решения суда. Суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушений процессуальных норм главы 25 ГПК РФ, в рамках которой заявлены и рассмотрены требования заявителя, судом не допущено. Выводы суда, изложенные в решении, относительно пропуска заявителем срока обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Иных существенных доводов, свидетельствующих о незаконности принятого судом решения, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 сентября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Шелеховского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.