Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ткачук М.А.,
судей Егоровой О.В., Апхановой С.С.,
при секретаре Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью " Трайлинг" о выделении рабочих мест для инвалидов
по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью " Трайлинг" на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года, которым исковые требования удовлетворены
УСТАНОВИЛА:
Усть-Илимский межрайонный прокурор, обращаясь в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование иска указал, что проведенной проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что ООО " Трайлинг" не выполняет квоту для приема на работу инвалидов. Исходя из штатной численности работников ООО " Трайлинг" квота приема на работу инвалидов составляет 12 рабочих мест, количество трудоустроенных инвалидов составляет 7 человек, 5 дополнительных мест для трудоустройства инвалидов не создано.
С учетом уточнений прокурор просил суд обязать ООО " Трайлинг" создать и выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в количестве 5 рабочих мест.
В судебном заседании помощник прокурора Кайгородова Е.И. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Деревцова Т.П. иск не признала.
Представитель третьего лица ОГКУ "Центр занятости населения г. Усть-Илимска" в судебное заседание не явился, в письменных пояснения исковые требования прокурора поддержал.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО " Трайлинг" просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Заявитель жалобы считает, что полномочий на предъявление искового заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ у прокурора не имелось. Заявитель жалобы указывает на отсутствие вины ООО " Трайлинг", обращая внимание на то, что создание специальных рабочих мест для инвалидов без наличия инвалидов и их индивидуальной программы реабилитации невозможно. Полагает заявитель, что причиной невыполнения квоты явилось наличие вредных и опасных условий труда, отсутствие обращений инвалидов по вопросам трудоустройства, отсутствие направлений ОГКУ "Центр занятости населения г. Усть-Илимска" инвалидов для трудоустройства. Судом, по мнению ответчика, не учтено, что удовлетворение исковых требований о возложении на них обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов влечет нереальность исполнения решения суда в связи с периодически проходящими мероприятиями по оптимизации численности работников.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, помощник прокурора Кайгородова Е.И. просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав объяснения представителя ответчика Деревцовой Т.П. в поддержку доводов жалобы, возражения относительно них прокурора Дудиной В.П., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Инвалиды, как лица ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Гарантии реализации этих возможностей закреплены в ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в число которых входит установление в организациях независимо от форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов установлена в ст. 21 закона, согласно которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
На основании п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области N 27-оз от 29.05.2009 "Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" установлена квота для коммерческих организаций: в размере 3 процентов к списочной численности работников.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ООО " Трайлинг" имеет списочную численность работников 425 человек, а количество инвалидов, работающих на квотируемых местах, составляет 7 человек. При указанной численности работников ООО " Трайлинг" квота для приема инвалидов в указанный период времени составляет 12 рабочих мест, фактически 5 необходимых для инвалидов рабочих мест ООО " Трайлинг" не выделено и не создано. Указанное нарушение влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обязании ответчика ООО " Трайлинг" выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, поскольку в части создания и выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, количество которых, исходя из штатной численности работающих на сегодняшний день в ООО " Трайлинг", должно соответствовать 12 мест (3%), нарушаются права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство в ООО " Трайлинг".
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы заявителя не принимаются во внимание судебной коллегий, так как они основаны на ином толковании норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, правильно разрешил возникший спор и пришел к обоснованному выводу о том, что создание, выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, который нарушил данные требования закона, а также нарушил основные конституционные гарантии трудовой занятости, предоставляемые инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вывод суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, судом первой инстанции не допущено, решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение
Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 11 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО " Трайлинг" - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Ткачук
Судьи О.В. Егорова
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.