Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Астафьевой О.Ю. и Кравченко Е.Г.,
при секретаре Арбатской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Черемхово и Черемховском районе Иркутской области на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 04 октября 2012 года по делу по иску Лобанова В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Черемхово и Черемховском районе о признании права на льготное пенсионное обеспечение,
УСТАНОВИЛА:
Лобанов В.А. обратился в Черемховский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Черемхово и Черемховском районе (УПФР РФ в г.Черемхово и Черемховском районе) о признании права на досрочную пенсию.
В обоснование иска указал, что "Дата обезличена" по достижении возраста 55 лет он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Черемхово и Черемховском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением УПФР в г.Черемхово и Черемховском районе "Номер обезличен" от "Дата обезличена" ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как горные мастера участка горных работ по рекультивации земель, механики участка горных работ по рекультивации, главные энергетики управления по рекультивации не имеют право на досрочную пенсию.
Истец полагает, что, работая в качестве горного мастера участка горных работ по рекультивации земель разреза "С.", главного энергетика управления по рекультивации земель на поверхности разрезов "С." и "Ч", имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по Списку N 2.
Работая в качестве горного мастера участка горных работ по рекультивации земель разреза "С.", он выдавал наряд на производство горных работ по рекультивации земель на горных отводах разреза "С.", то есть на поверхности разреза. Наряд он выдавал бригадам экскаваторов, машинистам бульдозеров, водителям автомобилей "БЕЛАЗ". В течение полной смены он руководил и контролировал производство горных работ бригадами на разрезе. Работая горным мастером участка горных работ "С." Управления по рекультивации земель ОАО "В", он выполнял работы по горной рекультивации земель на поверхности разреза "С.". У него в смене были бригады электросварщиков, машинистов, всего около 30 человек. В течение всей смены он руководил бригадами на месте работ, в таких же условиях, как и они. Управление по рекультивации земель занималось горной рекультивацией только на поверхности разрезов "С." и "Ч". Работая в качестве главного энергетика Управления по рекультивации земель, он производил обслуживание, ремонт, наладку экскаваторов, бульдозеров и другой техники, которыми производились работы на поверхности разрезов "С." и "Ч". Работая в качестве механика горного участка Управления по рекультивации земель, он производил обслуживание горной техники.
Просил признать незаконным решение "Номер обезличен" от "Дата обезличена", включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве горного матера участка горных работ по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве горного мастера горного участка Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве главного энергетика Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве механика горного участка Управления по рекультивации земель. Назначить досрочную трудовую пенсию по старости с "Дата обезличена".
В судебное заседание истец Лобанов В.А. не явился, ранее в судебном заседании иск поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика - Лисина Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица филиала "Разрез У." ООО "Компания "В"" Середкин Д.И., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что Управление по рекультивации земель в настоящее время ликвидировано, а участки, на которых работал Лобанов В.А., и где осуществлялась рекультивация земель перешли к филиалу "Разрез У.", на них проводятся горные работы. Горные работы производились на этих участках и в период трудовой деятельности истца в Управлении по рекультивации земель.
Решением суда от 04 октября 2012 года иск Лобанова В.А. удовлетворен.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Черемхово и Черемховском районе "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Лобанову В.А.
На Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Черемхово и Черемховском районе возложена обязанность включить периоды работы Лобанова В.А. с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве горного мастера участка по рекультивации "Номер обезличен" разреза "Х", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве горного мастера участка "С." Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве главного энергетика Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве механика С. горного участка Управления по рекультивации земель в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; назначить Лобанову В.А. досрочную трудовую пенсию с "Дата обезличена".
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Черемхово и Черемховском районе Иркутской области Куликова В.В. просит решение суда по данному делу отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом указывает, что в соответствии с действующим законодательством правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подразделом 1 раздела 1 Списка N2 пользуются рабочие по перечню профессий, перечисленных в пункте "а" этого подраздела, занятые в том числе на горных работах по профилактике, тушению подземных пожаров и рекультивации земель. Поскольку должности, которые занимал Лобанов В.А. относятся к категории руководителей, то пункт "а" подраздела 1 раздела 1 Списка N2 не подлежит применению. Периоды работы Лобанова В.А. с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" обоснованно не включены УПФР в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как руководители и специалисты работ по рекультивации земель в пункте "б" подраздела 1 "Открытые горные работы и работы на поверхности" раздела 1 "Горные работы" Списка N2 от 1991 года не предусмотрены. Представленные истцом доказательства (трудовая книжка и пояснения представителя третьего лица филиала "Разрез Ч." о ликвидации Управления по рекультивации земель) не подтверждают наличие условий, при которых периоды подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ, более того, данные документы подтверждают, что Лобанов В.А. был занят работами по рекультивации земель. Помимо этого, заявитель жалобы указывает, что территориальные органы ПФ РФ являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правом толкования положений законодательства ПФ РФ не предоставлено. Признавая решение УПФР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, суд не указал, какие нормы права нарушены УПФР, нарушив положения ст. 13 ГК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Лобанов В.А. просит решение суда по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Кравченко Е.Г., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного по делу.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 данного закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Позицией 2010100б-23227 раздела I "Горные работы" Списка N2 предусмотрена льготная пенсия для лиц, работающих по профессии "мастера горные", занятые на работах на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников.
Позицией 2010100б-21115 раздела I "Горные работы" Списка N2 предусмотрены "главные энергетики, их заместители (помощники)", занятые на работах на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников.
Позицией 2010100б-23485 раздела I "Горные работы" Списка N2 - "механики, старшие механики", занятые на работах на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников.
Судом установлено, что Лобанов В.А. в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" работал в качестве горного мастера участка по рекультивации "Номер обезличен" разреза "Х", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" горным мастером С. горного участка Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве главного энергетика Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве механика С. горного участка Управления по рекультивации земель.
"Дата обезличена" Лобанов В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Свердловском районе г. Иркутска от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Лобанову В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как им не выработан требуемый стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в числе прочих не включены периоды его работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве горного мастера участка по рекультивации "Номер обезличен" разреза "Х" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве горного мастера участка "С." Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве главного энергетика Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве механика С. горного участка Управления по рекультивации земель.
Досрочная трудовая пенсия по старости установлена Лобанову В.А. с "Дата обезличена" по обращению за назначением пенсии "Дата обезличена" по достижению возраста 56 лет, а также с учетом доработанного специального стажа по Списку N 2.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам и установил, что в спорные периоды работы Лобанов В.А. исполнял трудовые обязанности на горных участках на поверхности отработанных площадей разреза, рабочее место Лобанова В.А. находилось на участке горных работ, где производились работы по восстановлению земельных участков, нарушенных в процессе добычи угля.
Установив, что трудовая деятельность истца в спорные периоды его работы проходила непосредственно на горных участках на поверхности отработанных площадей разреза, суд пришел к обоснованному выводу о том, что характер работы Лобанова В.А. в спорные периоды соответствовал характеру работы в должностях, предусмотренных позициями 2010100б-23227, 2010100б-21115, 2010100б-23485 раздела I "Горные работы" Списка N2, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и возложил на ответчика обязанность зачесть период работы Лобанова В.А. с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве горного мастера участка по рекультивации "Номер обезличен" разреза "Х", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве горного мастера участка "С." Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве главного энергетика Управления по рекультивации земель, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве механика С. горного участка Управления по рекультивации земель в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из того, что с учетом включенных судом периодов работы истца стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составил "Данные изъяты" при требуемом 12 лет 6 месяцев, истец достиг возраста 55 лет "Дата обезличена", суд, правильно применив положения ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", признал решение пенсионного органа от "Дата обезличена" N19 в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Лобанову В.А. незаконным и возложил на Управление Пенсионного фонда РФ в г. Черемхово и Черемховском районе обязанность назначить Лобанову В.А. досрочную трудовую пенсию с "Дата обезличена".
Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждаются материалами дела и основаны на правильном применении норм пенсионного законодательства.
Сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, суд в соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставил каждой из сторон спора равную возможность доказать те обстоятельства, на которые она ссылалась в обоснование своей правовой позиции, поставил на обсуждение в порядке ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доводы и значимые обстоятельства, не допустив нарушений гражданского процессуального законодательства.
Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, истцом представлены доказательства характера его работы в спорные периоды, доказательств, опровергающих данные факты, ответчиком не представлено, вывод суда о наличии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в соответствующий стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является правильным.
Доводы жалобы основаны на ином толковании заявителем жалобы норм пенсионного законодательства, правильно примененных судом первой инстанции, иной оценке доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда основаны на положениях ст. 19, ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку апелляционная жалоба не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены судебного акта, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 04 октября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи О.Ю. Астафьева
Е.Г. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.