Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Макаровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононенко А.С. к ФКУ " У" в лице Сибирского филиала ФКУ " У", постоянно действующей комиссии по учёту военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и обеспечению их жилыми помещениями Сибирского филиала ФКУ " У", Главному управлению МЧС России по Иркутской области о признании незаконным решения об исключении из списка лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе представителя Сибирского филиала ФКУ " У" Скакуна В.В. на решение Кировского районного суда г.Иркутска от 16 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Кононенко А.С. обратился в суд с иском, указав в обоснование требований, что с "дата изъята" по настоящее время он проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России.
"дата изъята" жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Иркутской области Кононенко А.С. включен в список лиц, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий.
"дата изъята" решением постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и обеспечению их жилыми помещениями Сибирским филиалом ФКУ " У" Кононенко А.С. исключен из списка лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для снятия с учета послужило выявление в представленных Кононенко А.С. документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ). Под выявленными сведениями, не соответствующими действительности, в отношении Кононенко А.С. указано, что распоряжением администрации г.Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" он признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Полагая данное решение незаконным, истец Кононенко А.С. просил суд признать незаконным решение постоянно действующей комиссии по учёту военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и обеспечению их жилыми помещениями Сибирского филиала ФКУ " У" (протокол заседания комиссии "номер изъят" от "дата изъята") об исключении Кононенко А.С. из списка лиц, состоящих на учёте нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); обязать Главное управление МЧС России по Иркутской области сформировать и повторно направить учётное дело в ФКУ " У" для постановки на учёт нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); обязать Сибирский филиал ФКУ " У" восстановить Кононенко А.С. в списке лиц, состоящих на учёте нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В судебном заседании Кононенко А.С. настаивал на удовлетворении исковых требований, представитель ответчика ФКУ " У" Скакун В.В. исковые требования не признал, представитель ГУ МЧС России по Иркутской области Сахаровский Д.Ю. исковые требования к ГУ МЧС России по Иркутской области не признал, требования о признании обжалуемого решения ФКУ " У" и возложении обязанности восстановить в списках лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, полагал подлежащими удовлетворению.
Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 16.01.2013 признано незаконным решение постоянно действующей комиссии по учёту военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), и обеспечению их жилыми помещениями Сибирским филиалом ФКУ " У" (протокол заседания комиссии "номер изъят" от "дата изъята") об исключении Кононенко А.С. из списка лиц, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Суд обязал ФКУ " У" в лице Сибирского филиала восстановить "данные изъяты" Кононенко А.С. в списке лиц, состоящих на учёте нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Сибирского филиала ФКУ " У" Скакун В.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указав в обоснование следующее.
Копией учетного дела, представленной в суд ФКУ " У", подтверждается, что истец к Главному управлению МЧС России по Иркутской области о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма не обращался. Суд определил статус истца как нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма на основании лишь сведений о необеспеченности истца жилым помещением, не приняв во внимание положения частей 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, которыми установлено какая категория граждан может быть признана нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма.
Кроме того, ч.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предусматривающая предоставление личному составу Государственной противопожарной службы жилой площади в виде отдельной квартиры или дома в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, утратила силу с 01.01.2005.
В связи с отсутствием правовых норм, относящих сотрудников федеральной противопожарной службы к иной категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма в порядке ч.4 ст.49, ч.3 ст.50 ЖК РФ, как на категорию граждан, которым жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного субъекта РФ предоставляются по договорам социального найма, и учитывая отсутствие порядка предоставления данной социальной гарантии для этой категории граждан, отсутствия механизма и источников финансирования расходов для реализации данной социальной гарантии на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ, принятие на учет сотрудников федеральной противопожарной службы после 01.03.2005 осуществляется только по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ. Истец был поставлен в очередь на жилищный учет после 01.03.2005.
Данные обстоятельств судом первой инстанции должным образом не установлены, тогда как в совокупности с другими доказательствами имели важное значение для правильного установления фактических обстоятельств дела и могли существенно повлиять на выводы суда.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Кононенко А.С. просит оставить решение суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Малиновской А.Л., объяснения Кононенко А.С., возражавшего против доводов жалобы, объяснения представителя ГУ МЧС России по Иркутской области Сахаровского Д.Ю., полагавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кононенко А.С. с "дата изъята" по настоящее время проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России.
"дата изъята" жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Иркутской области, на основании рапорта от "дата изъята", Кононенко А.С. в составе семьи из "данные изъяты" человек включен в список нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по Иркутской области.
Истец проживает вместе со своей семьей: "данные изъяты" по адресу: "адрес изъят".
Пользование указанным жилым помещением носит временный характер, так как квартира находится в долевой собственности Р. (1/2 доля), Д. (1/2 доля). Фактически истец с семьей занимает в указанной квартире одну комнату "данные изъяты" кв.м., таким образом, на каждого члена семьи приходится по "данные изъяты" кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы, установленной по г. Иркутску.
Согласно данным МУП БТИ г.Иркутска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение Кононенко А.С. и членов его семьи отсутствуют.
"дата изъята" решением постоянно действующей комиссии по учету военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников ФПС ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) и обеспечению их жилыми помещениями Сибирским филиалом ФКУ " У" Кононенко А.С. исключен из списка лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий (протокол заседания комиссии "номер изъят" от "дата изъята").
Основанием для снятия с учета послужило выявление в представленных Кононенко А.С. документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ). Под выявленными сведениями, не соответствующими действительности, указано, что распоряжением администрации г.Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" Кононенко А.С. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что признание администрацией г.Иркутска истца малоимущим не влечет исключение его из списка лиц, состоящих на учёте нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в ФКУ " У", кроме того ответчиками не представлено доказательств предъявления истцом в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Иркутской области документов, содержащих несоответствующие действительности сведения, а также доказательств совершения должностными лицами данного органа неправомерных действий при решении вопроса о принятии истца на учет, основания, по которым истец был признан нуждающимся в жилом помещении, не отпали и не изменились, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение об исключении из списков лиц, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, является незаконным и нарушающим права Кононенко А.С. на получения гарантий социальной защиты, предоставленных ему государством.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения правильно примененных судом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством действующем в настоящее время не предусмотрена возможность обеспечения жилыми помещениями сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России за счет средств федерального бюджета, и в связи с изменением законодательства Кононенко А.С. вправе состоять в списках только в муниципальном образовании, не влияют на законность принятого решения. Суд первой инстанции проверил законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта и установил его несоответствие нормам материального права, фактически установленным обстоятельствам, по которым оснований предусмотренных, п.п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ для исключения Кононенко А.С. из списков, нуждающихся в получении жилых помещений не установлено.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика по делу, которой судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу дана правовая оценка. Фактически ответчик не согласен с оценкой суда первой инстанции установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, что не может повлечь отмену решения суда, поскольку доказательства оценены судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Апелляционная жалоба не содержит заслуживающих внимание доводов, которые влекут отмену решения суда, в связи с чем оснований для их удовлетворения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Иркутска от 16 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Ю. Орлова
Судьи:
М.А. Александрова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.