Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Кравченко Е.Г. и Астафьевой О.Ю.,
при секретаре Арбатской Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах С.М.И. к администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" Корчилава Е.В.
на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Нижнеудинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах С.М.И., в котором просил обязать администрацию муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" предоставить С.М.И. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Нижнеудинска, находящееся в черте г. Нижнеудинска, площадью не менее 28 кв.м.
Указав, что С.М.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или другого жилья, которым он имел бы право пользоваться, у С.М.И. не имеется. Администрацией муниципального района муниципального образования жилье С.М.И. не предоставлялось, по настоящее время жильем не обеспечен, что нарушает его права.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд решил возложить обязанность на администрацию муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" в порядке исполнения Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" предоставить С.М.И. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Нижнеудинска Иркутской области, находящееся в черте г. Нижнеудинска Иркутской области, площадью не менее 28 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" по доверенности Корчилава Е.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене указала, что на момент вынесения решения суда на рассмотрении в третьем чтении Законодательного Собрания Иркутской области находился проект Закона Иркутской области "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области". Согласно указанному проекту закона с 01.01.2013 Закон Иркутской области N 52-ОЗ признается утратившим силу, так как областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями наделяются Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Министерство имущественных отношений Иркутской области. Закон принят 28.12.2012. Соответственно с 1 января 2013 года муниципальное образование "Нижнеудинский район" не осуществляет государственные полномочия по предоставлению жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На момент принятия судом решения был принят Закон Иркутской области от 11.12.2012 N 139-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", которым предусмотрены субвенции муниципальному образованию "Нижнеудинский район" на исполнение судебных актов, вступивших в силу до 1 января 2013 года, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в размере "данные изъяты", на которые можно приобрести всего "данные изъяты" жилых помещений. Таким образом, судом вынесено незаконное решение, которое исполнено быть не может, в связи с отсутствием у администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" соответствующих полномочий и денежных средств.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Ефимова Т.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора Мещеряковой М.В., согласившейся с решением суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда.
При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права (ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области"), дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно преамбуле, ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции действующей до 31.12.2012 года) настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области "О дополнительных гарантиях прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма по настоящему Закону, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 2 Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.
При разрешении дела суд установил, что С.М.И., относится к категории лиц детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении под номером "данные изъяты"
С.М.И. закрепленного за ним жилья не имеет, домовладений и квартир за ним не значится, что подтверждено справкой от "дата изъята" Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Нижнеудинскому району, справкой филиала ОГУП "ОЦТИ-Областное БТИ" Нижнеудинского центра технической инвентаризации, уведомлением Нижнеудинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
"дата изъята" С.М.И. подал заявление о предоставлении ему жилого помещения как сироте. Уведомлением от "дата изъята" администрацией муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" сообщено о возможности предоставления жилого помещения после поступления средств из областного бюджета.
Суд, оценив в совокупности представленные доказательства, и нормы материального права, установил, что С.М.И. относится к категории лиц, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, пришел к правильному выводу о возложении на ответчика, как на орган местного самоуправления в Иркутской области, наделенный государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма, обязанности по предоставлению С.М.И. по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке в черте г.Нижнеудинска, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте г.Нижнеудинска.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу Закона Иркутской области N 52-ОЗ от 29 июня 2010 года "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области" такими государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование "Нижнеудинский район". Ежегодные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусмотрены в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством в виде субвенций. Приобретение или строительство жилых помещений для детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления, наделенными государственными полномочиями, путем размещения муниципальных заказов в порядке, установленном Федеральным законом.
Поскольку уполномоченным органом по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма на момент рассмотрения дела является администрация муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район", и именно в этот орган перечисляются из областного бюджета денежные средства, предназначенные для приобретения жилой площади для данной категории лиц, суд правильно возложил на администрацию муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" обязанность по предоставлению С.М.И. жилого помещения по договору социального найма.
Разрешение такого требования, как предоставление жилого помещения, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разрешение вопросов исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, финансирования органа местного управления, реализующего отдельные государственные полномочия, в частности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений не были предметом заявленных исковых требований, и в рамки данного гражданского дела не входило.
Граждане не являются участниками бюджетных правоотношений, поэтому отсутствие финансирования для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности по предоставлению указанным категориям граждан жилых помещений, не может являться основанием для отказа в иске конкретному гражданину.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс РФ не связывают ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.
Установив, что вывод суда о возложении обязанности на ответчика по предоставлению жилого помещения С.М.И. является правильным, между тем, ст. 4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 N50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора) установлена норма предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения площадью 33 кв.м. которая может быть увеличена или уменьшена не более чем на 5 кв.м. с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, судебная коллегия полагает возможным оставить решение суда по данному делу без изменения, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции: "исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах С.М.И. к администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" о присуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" предоставить С.М.И. по договору социального найма жилое помещение во внеочередном порядке в черте г. Нижнеудинска Иркутской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте г. Нижнеудинска Иркутской области, общей площадью 33 кв.м., которая может быть увеличена или уменьшена не более чем на 5 кв.м. с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции: "исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах С.М.И. к администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" о присуждении к исполнению обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" предоставить С.М.И. по договору социального найма жилое помещение во внеочередном порядке в черте г. Нижнеудинска Иркутской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, благоустроенное применительно к черте г. Нижнеудинска Иркутской области, общей площадью 33 кв.м., которая может быть увеличена или уменьшена не более чем на 5 кв.м. с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов".
Председательствующий судья Л.С. Гуревская
Судьи Е.Г. Кравченко
О.Ю. Астафьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.