Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л. С.
судей Астафьевой О. Ю. и Кравченко Е. Г.
при секретаре Мартиросян К. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Плешкова Александра Викторовича, Тарасенко Валентины Викторовны о признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска в утверждении схем расположения границ земельных участков
по апелляционной жалобе Администрации г. Иркутска
на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 4 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Плешков А.В., Тарасенко В.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска в утверждении схем расположения границ земельных участков, возложении обязанности по устранению препятствия к осуществлению права, указав, что они являются собственниками частей жилого дома, расположенного "адрес изъят". Границы земельных участков, на которых расположен жилой дом собственников, были ими согласованы с владельцами смежных границ. "дата изъята" заявители обратились в комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска с заявлением об утверждении схемы границ земельных участков, расположенных по месту нахождения дома площадью 619 кв.м. и 697 кв.м. Однако, письмами КУМИ г. Иркутска "дата изъята" "номер изъят" и "дата изъята" "номер изъят" им отказано в утверждении схем расположения земельных участков по причине того, что часть жилого дома не является самостоятельным объектом недвижимости. Заявители полагают, что отказы КУМИ г. Иркутска в утверждении схем границ земельных участков незаконны, так как часть жилого дома является самостоятельным объектом недвижимости, и им в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежит исключительное право на приватизацию земельного участка. В связи с чем, заявители просили суд признать отказы администрации г. Иркутска, выраженные в письмах "дата изъята" "номер изъят" на имя Плешкова А.В. и "дата изъята" "номер изъят" на имя Тарасенко В.В. незаконными, возложить обязанность на администрацию г. Иркутска по устранению препятствий к осуществлению Плешкова А.В. права на приобретение в собственность земельного участка, площадью 619 кв.м., а Тарасенко В.В. земельного участка, площадью 697 кв.м., расположенных "адрес изъят", путем утверждения схемы расположения земельных участков.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 4 декабря 2012 года удовлетворено заявление Плешкова А.В., Тарасенко В.В. о признании незаконным отказа Администрации г. Иркутска в утверждении схем расположения границ земельных участков, возложении обязанности по устранению препятствия к осуществлению права.
Судом признан незаконным отказ администрации г. Иркутска, выраженный в письме "номер изъят" "дата изъята" на имя Плешкова Александра Викторовича в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 619 кв. м., расположенного "адрес изъят".
Суд обязал администрацию г. Иркутска устранить препятствия к осуществлению Плешковым Александром Викторовичем права на приобретение в собственность земельного участка, площадью 619 кв.м., расположенного "адрес изъят", путем утверждения схемы расположения земельного участка, площадью 619 кв.м., расположенного "адрес изъят".
Признал отказ Администрации г. Иркутска, выраженный в письме "номер изъят" "дата изъята" на имя Тарасенко Валентины Викторовны в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 697 кв. м., расположенного "адрес изъят", незаконным.
Обязал администрацию г. Иркутска устранить препятствия к осуществлению Тарасенко Валентиной Викторовной права на приобретение в собственность земельного участка, площадью 697 кв.м., расположенного "адрес изъят", путем утверждения схемы расположения земельного участка, площадью 697 кв.м., расположенного "адрес изъят".
В апелляционной жалобе Администрация г. Иркутска просит решение суда от 4 декабря 2012 года отменить, поскольку Тарасенко В.В. при обращении к заинтересованному лицу не представила соответствующих, правоустанавливающих документов на часть жилого дома, то оспариваемые действия администрации г. Иркутска совершены в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, что в силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является прямым основанием для отказа в удовлетворении заявления. Кроме того, заявитель Тарасенко В.В. является собственником жилого дома, включающего часть жилого дома Плешкова А.В. По этой причине действия Администрации г. Иркутска по изданию распоряжений об утверждении схем расположения земельных участков были также неправомерны. Судом не учтено, что оспариваемые решения не предполагают предоставление земельных участков и как следствие не нарушают прав заявителей, так как утверждение схемы расположения земельного участка является стадией процедуры предоставления земли, предусмотренной Земельным кодексом РФ и Федеральным Законом "О государственном кадастре недвижимости". Суд не учел, что согласно пункту 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации частью жилого дома признается комната, предназначенная для использования в качестве непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Часть жилого дома не является самостоятельным объектом недвижимости.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., объяснения представителя администрации города Иркутска Жоночиной О. Д. об отмене решения, Тарасенко В. В., представителя Плешкова А. В. Коробельникова М. В. об оставлении решения без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда находит апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственниками жилого дома, расположенного "адрес изъят", являются зПлешков А.В., Тарасенко В.В., что подтверждается решением Свердловского районного суда г. Иркутска "дата изъята", определением "дата изъята", в соответствии с которым за Плешковым А.В. признано право собственности на часть одноэтажного каркасно-засыпного жилого дома в виде изолированного помещения общей площадью 36 кв.м., в том числе жилой площадью 26 кв.м., состоящего из кухни, размером 7,9 кв.м., коридора 2,1 кв.м., жилой комнаты 20,1 кв.м., жилой комнаты 5,9 кв.м., обозначенных под номерами 1,2,3 и 7 на экспликации к поэтажному плану объекта в техническом паспорте, составленном по состоянию на 01 марта 2011 года, и веранду под литером "а", свидетельством о государственной регистрации права от 21 февраля 2012 года.
Тарасенко В. В. является сособственником жилого дома "адрес изъят", что подтверждается дубликатом регистрационного удостоверения "дата изъята", выданного на основании постановления главы администрации "дата изъята" "номер изъят".
Согласно материалам по составлению схемы расположения земельного участка местоположением: "адрес изъят", пользователь Плешков А.В., пользователь Тарасенко В. В., подготовленных ЗАО " Центр градостроительства, землеустройства и технической инвентаризации "Перспектива", составлена схема расположения границ земельного участка площадью 619 кв.м. и площадью 697 кв.м.
Администрация г. Иркутска в лице председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку согласно письму "номер изъят" "дата изъята" на имя Плешкова А.В. и письму "номер изъят" "дата изъята" на имя Тарасенко В.В. отказалась утвердить заявителям схему границ земельного участка, указав, что на земельном участке по "адрес изъят", расположен объект недвижимого имущества - жилой дом. Плешков А. В. и Тарасенко В.В. являются собственниками части жилого дома, которая не является самостоятельным объектом недвижимости, а является частью объекта недвижимости - единого строения. Данное единое строение, состоящее из частей жилого дома, является единым и неделимым объектом недвижимости, т.к. имеет общую крышу, стены, фундамент. В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения на них отдельных самостоятельных объектов недвижимости. Образованием новых участков будут нарушены права остальных собственников жилого дома.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.15, ч. 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Часть жилого дома - это один из видов жилого помещения и является недвижимым имуществом.
В соответствии с ч.ч.3,5 ст.36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Частью 1 ст.11.4 Земельного кодекса РФ установлено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков.
Статьей 11.9. Земельного кодекса РФ предусмотрено, что:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п.1 постановления мэра г.Иркутска от 11.10.2006г. N 031-06-1387/6 "Об установлении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков для земель различного целевого назначения на территории г. Иркутска" установлен минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства - 200 кв.м.
Заявители обратились в Администрацию г. Иркутска с просьбой утвердить схему расположения земельных участков для приобретения земельного участка в целях эксплуатации существующего индивидуального жилого дома, в котором каждому принадлежит соответствующая часть, а не в целях осуществления нового строительства. Вместе с тем, с учетом размеров земельных участков, установленных для индивидуального жилищного строительства постановлением мэра г. Иркутска от 11.10.2006г. N 031-06-1387/6, размер образуемых заявителями земельных участков площадью 697 кв.м. и 619 кв.м. допускает на них осуществление индивидуального жилищного строительства.
В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о возможности раздела на два самостоятельных земельных участка земельного участка "адрес изъят" для эксплуатации Плешковым А. А. и Тарасенко В. В. принадлежащими им частями жилого дома, поскольку на каждом образуемом земельном участке находятся соответствующие части жилого дома и хозяйственные постройки, необходимые для эксплуатации соответствующей части жилого дома, выход из каждой части дома осуществляется на соответствующий образованный земельный участок.
Раздел земельного участка под жилым домом "адрес изъят", не создает препятствий ни к самостоятельному использованию расположенных на нем частей жилого дома, ни к использованию образуемых участков в соответствии с их разрешенным использованием.
Отказывая заявителям в утверждении схем расположения земельного участка, расположенного "адрес изъят" под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными постройками, администрация г. Иркутска лишает Тарасенко В.В., Плешкова А.В. возможности подготовить документы для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка и, соответственно, возможности получения его кадастрового паспорта, а, следовательно, лишает возможности предоставить с заявлением о приобретении прав на земельный участок, расположенный "адрес изъят" требуемый в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ кадастровый паспорт данного земельного участка.
Отказ администрации г. Иркутска в утверждении схем расположения земельного участка, расположенного "адрес изъят", под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, нарушает исключительное право Плешкова А.В., Тарасенко В.В. на приватизацию данного земельного участка, закрепленное ст.36 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление Плешкова А. В. и Тарасенко В. В.
Решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда города Иркутска от 4 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Л. С. Гуревская
Судьи: О. Ю. Астафьева
Е. Г. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.