Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Черниковой О.Ф., Баталовой С.В.,
с участием прокурора Новиковой И.В.,
при секретаре Скрябиной А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 07 февраля 2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента финансов Кировской области по доверенности Зейналовой Э.И. на решение Куменского районного суда Кировской области от 11 декабря 2012 года, которым постановлено:
Взыскать с муниципального учреждения администрации муниципального образования "Куменский муниципальный район" Кировской области за счет казны муниципального образования Куменский муниципальный район Кировской области в пользу Головиной Е.А. в возмещение расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с "дата" года по "дата" года включительно в размере "данные изъяты"
Взыскать с Департамента Финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ - Кировской области в пользу Головиной ФИО10 в возмещение расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с "дата" года по "дата" года включительно в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куменского района Кировской области обратился в суд в интересах Головиной Е.А. с иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Куменский муниципальный район" Кировской области, Департаменту финансов Кировской области о возмещении затрат на тепло- и электроснабжение. В обоснование требований указал, что Головина Е.А., проживающая в пгт. "адрес" и работающая медицинской сестрой по массажу КОГБУЗ "Куменская ЦРБ", до 01.01.2005 года включительно пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 года ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. За период с "дата" года по "дата" года включительно Головиной Е.А. были понесены затраты на оплату коммунальных услуг за отопление и электроэнергию в размере "данные изъяты". Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета составила за указанный период времени "данные изъяты" рублей. Невозмещенная сумма затрат составляет "данные изъяты". В соответствии с действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Пункт 2 ст.153 ФЗ РФ от 22.08.2004 года N122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории по состоянию на 31.12.2004 года. В соответствии с п. "ж" ч.1 ст.72, ст.55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вопреки приведенному законодательству ответчики не обеспечили сохранение и соблюдение прав истца. С учетом уточненных исковых требований просил суд взыскать в пользу Головиной Е.А. расходы по отоплению и освещению за период с "дата" года по "дата" года включительно в общей сумме "данные изъяты"., из которых "данные изъяты".- расходы по оплате теплоснабжения и электроснабжения за период с "дата" года по "дата" года взыскать с администрации Куменского района Кировской области за счет казны муниципального образования "Куменский муниципальный район", а "данные изъяты" - расходы по оплате теплоснабжения и электроснабжения за период с "дата" года по "дата" года взыскать с Департамента финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ - Кировской области.
Куменским районным судом Кировской области постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна представитель Департамента финансов Кировской области по доверенности Зейналова Э.И., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к департаменту финансов Кировской области в полном объеме. Считает, что в соответствии со ст.63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в редакции от 22.07.1993г. N 54871-1, в редакции от 22.08.2004 г., действовавших до 01.01.2012г., меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года N 267-30 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Головиной Е.А. такая компенсация выплачивалась ежемесячно, обязательство субъекта РФ - Кировская область перед ней выполнено в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 года сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 года, данные факты должны подтверждаться документами о начислении платы за жилое помещение и коммунальных услуг и документами о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленными уполномоченными лицами, т.е. либо организациями, осуществляющими обслуживание жилых помещений, которыми пользовались истцы, либо местными органами власти. Льготы по оплате отдельным категориям граждан услуг жилищно-коммунального хозяйства предусматриваются при определении федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на соответствующий год. Адресное распределение средств, поступающих в регионы из названного фонда, осуществляется местными органами власти. Ранее действующим законодательством указанной категории граждан социальные выплаты в денежной форме за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение не предоставлялись. В настоящее время ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ" утратила силу. Законом Кировской области N 267-30 установлена система мер социальной поддержки этих лиц, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее предоставляемых льгот, в нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот. Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ с 01.01.2005 года натуральные льготы медицинским и фармацевтическим работникам были отменены и в статью 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан была введена часть 6, в которой указано, что меры социальной поддержки устанавливаются органами местного самоуправления. Поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, то вместе с передачей отдельных государственных полномочий должны были быть переданы и финансовые средства, как предусмотрено в статьях 132 и 133 Конституции РФ. Часть 6 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 87-1 не определяет источник и порядок финансирования льгот медицинским и фармацевтическим работникам, поэтому ответственность за обеспечение льгот должна нести РФ. В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его постановлениях от 17.06.2004 N12-П и от 15.05.2006 N 5-П, Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в частности предоставления льгот. Следовательно, данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 года, за счет средств федерального бюджета.
В возражениях на жалобу прокурор Куменского района Кировской области считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Ответчик муниципальное учреждение администрация Куменского района Кировской области в отзыве на жалобу не возражают против ее удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Новикова И.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным.
Истец Головина Е.А., представители ответчиков департамента финансов Кировской области и муниципального учреждения администрации Куменского района Кировской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела надлежащим образом и своевременно извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Новиковой И.В., обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 года, предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 года в соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст.153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Законом Кировской области от 03.11.2004 г. N 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации составил ежемесячно в 2009 и 2010 годах - 400 рублей; в 2011 г. - 460 рублей; с 2012 году - 488 рублей.
Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 года были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Головина Е.А. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: п. "адрес" Куменского района Кировской области ул. "адрес" "адрес" собственником которой с "дата" года является ее муж "данные изъяты". Как медсестра Куменской центральной районной больницы, с "дата" года преобразованной в КОГБУЗ "Куменская ЦРБ", работая в данной должности с "дата" г., Головина Е.А. в соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 года) пользовалась правом на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением до декабря 2004 года включительно.
С 01.01.2005 года предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями было прекращено.
С "дата" года учреждение здравоохранения, где работает истец, передано из муниципальной собственности в собственность Кировской области и преобразовано в Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности компенсировать Головиной Е.А. как медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения, которое в настоящее время находится в ведении субъекта РФ, проживающему и работающему в посёлке городского типа, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, на администрацию Куменского района Кировской области за период с "дата" года по "дата" года, и Департамент финансов Кировской области за период с "дата" года по "дата" года,постановив о взыскании затрат за период с "дата". по "дата". с Департамента финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ- Кировской области.
Расчёт и размер понесенных Головиной Е.А. расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в жалобе не оспаривается.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда и представленных доказательств, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального права, и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.
Таким образом, решение в оспариваемой части отмене или изменению не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куменского районного суда Кировской области от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.