Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
в составе председательствующего Орлова А.М.
судей Носковой Г.Н., Маркина В.А.
с участием прокурора Блиновой А.В.
при секретаре Савиных Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 12 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе ООО " ***" на решение Советского районного суда Кировской области от 07 декабря 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Пижанского района удовлетворить частично.
Обязать ООО " ***" привести полигон ТБО в соответствие с требованиями санитарных правил- СП 2.1.7.1038-01 " Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", а именно: произвести следующие работы:
территорию хозяйственной зоны заасфальтировать, оборудовать освещением и ограждением (п.4.2 СП 2.1.7.1038-01);
- ежеквартально проводить анализ проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО: метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол (п.6.8 СП 2.1.7.1038-01);
- проводить постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона, т.е. контролировать качество почвы по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям (п.6.9 СП 2.1.7.1038-01);
- по периметру полигона ТБО установить легкое ограждение или оборудовать траншеей глубиной более 2 м. или земляным валом высотой не более 2 м. (п.4.4 СП 2.1.7.1038-01);
- полигон ТБО обеспечить переносными сетчатыми ограждениями для удержания легких фракций отходов (п.5.3 СП 2.1.7.1038-01);
- обеспечить уборку прилегающей к полигону территории 1 раз в 10 дней (п.5.6 СП 2.1.7.1038-01).
Взыскать с ООО "Управляющая компания ЖКХ Пижанского района" Кировской области государственную пошлину в доход государства в сумме *** рублей.
Заслушав доклад судьи Носковой Г.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пижанского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ООО " ***" об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО " ***" в части эксплуатации полигона ТБО.
В ходе проверки установлено, что на территории района имеется полигон ТБО, расположенный в ***. В соответствии - распоряжением администрации района от *** *** полигон ТБО принят в муниципальную собственность МО " ***".
Согласно договору аренды муниципального имущества *** от *** указанный полигон ТБО передан во временное пользование и владение ООО " ***". Общество имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с отходами производства и потребления - *** В соответствии с п.2.2.4 договора аренды муниципального имущества арендатор ( ***) обязуется соблюдать правила пожарном безопасности и техники безопасности, требования Роспотребнадзора, а так же отраслевые правила и нормы, действующие в сфере деятельности арендатора и отношении арендуемого им объекта (полигона ТБО). *** обязуется осуществлять полный комплекс мероприятий по содержанию имущества инженерно-технических коммуникаций в соответствии с действующим стандартными требованиями, а также по благоустройству окружающей территории. Своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества. Порядок и условия проведения капитального ремонта устанавливаются в дополнительном соглашении к договору (п.2.2.7 договор- аренды муниципального имущества. Согласно п.2.4.4 Устав *** одним и видов деятельности, осуществляемой обществом, является вывоз тверды бытовых отходов.
При непосредственном обследовании полигона ТБО выявлены нарушения требований санитарных правила СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования - устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" Несоблюдение указанных норм санитарных правил при эксплуатации полигон ТБО нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, влечет за собой загрязнение окружающей среды.
Просил обязать ответчика - ООО " ***" привести полигон ТБО в соответствие с требованиями санитарных правил - СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", а именно произвести следующие работы: установить шлагбаум в ограде полигона у производственно-бытовой зоны (п.4.4 СП 2.1.7.1038-01); территорию хозяйственной зоны заасфальтировать, оборудовать освещением и ограждением (п.4.2 СП 2.1.7.1038- 01); ежеквартально проводить анализ проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО: метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол (п.6.8 СП 2.1.7.1038-01); проводить постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона, т.е. контролировать качество почвы по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям (п.6.9 СП 2.1.7.1038-01); на выезде из полигона установить контрольно - дезинфицирующую установку с бетонной ванной для ходовой части мусоровозов (п.4.3 СП 2.1.7.1038-01); по периметру полигона ТБО установить легкое ограждение или оборудовать траншеей глубиной более 2 м. или земляным валом высотой не более 2 м. (п.4.4 СП 2.1.7.1038-01); территорию полигона оборудовать освещением (п.4.5 СП 2.1.7.1038-01); полигон ТБО обеспечить переносными сетчатыми ограждениями для удержания легких фракций отходов (п.5.3 СП 2.1.7.1038-01); обеспечить уборку прилегающей к полигону территории 1 раз в 10 дней (п.5.6 СП 2.1.7.1038-01).
В судебном заседании пом. прокурора района Васенёв Д.В. в соответствии со ст.39 ГПК РФ отказался от требования, касающегося установки шлагбаума в ограде полигона у производственно-бытовой зоны, поскольку к моменту рассмотрения дела, данное требование добровольно устранено ответчиком, в остальной части заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым не согласны ООО " ***", в апелляционной жалобе указывают, что ООО " ***" полигон ТБО арендует у Администрации Пижанского района,, *** главой администрации написано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, хотя полигон был не достроен и санитарные правила были изначально не соблюдены. Для устранения вышеуказанных нарушений они неоднократно обращались к собственнику полигона с просьбой о финансировании данных работ, однако они ссылаются на отсутствие средств на эти цели. Что касается уборки прилегающей территории, то в договоре аренды конкретно оговорена площадь полигона, и ни чего не сказано про прилегающую территорию. Просит решение суда отменить в части обязания заасфальтировать, территорию хозяйственной зоны, оборудовать освещением и ограждением; установить по периметру полигона ТБО легкое ограждение или оборудовать траншей глубиной более 2м. или земляным валом высотой не более 2м.; обеспечить полигон ТБО переносными сетчатыми ограждениями для удержания легких фракций отходов, обеспечить уборку территории прилегающей к полигону 1 раз в 10 дней и принят новый судебный акт.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пижанского района Кировской области решением суда согласен, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав директора ООО " ***", прокурора просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998г. N89-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ч. 1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001г. N16 введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01" (далее по тексту - санитарные правила).
Согласно п. 1.2 санитарных правил требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
В соответствие с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится "организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов".
Как следует из материалов дела, *** в Пижанском районе на условиях софинансирования достроен и введен в эксплуатацию полигон ТБО, расположенный в ***
Согласно распоряжению главы администрации Пижанского района Кировской области от *** *** полигон ТБО принят в муниципальную собственность муниципального образования " ***".
Из акта санитарно-гигиенического обследования *** от ***, составленного главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе Е.А. в присутствии директора *** И.П., следует, что рельеф, на котором, размещен полигон, спокойный, с уклоном на северо-восток. По периметру полигон имеет ограждение в виде деревянного забора и сетки-рабицы. Полигон имеет административно-хозяйственную часть и участок складирования. На территории административно-хозяйственной части установлен вагончик, где оборудовано рабочее место смотрителя полигона. Рядом с вагончиком на расстоянии 10 метров выполнен туалет в деревянном исполнении. Въезд на территорию полигона оборудован шлагбаумом. В зеленой зоне полигона устроены контрольные скважины. Одна скважина выполнена для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды. По всей части участка складирования выполнен котлован, получен грунт для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Территория, прилегающая к подъездной дороге, прибрана от мусора.
Согласно договору аренды муниципального имущества *** от *** указанный полигон ТБО передан во временное пользование и владение ООО " ***". Общество имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с отходами производства и потребления - ***).
Судом установлено, что администрация Пижанского района выполнила требование, указанное в п. 14 ст. 15 ФЗ N131, организовав утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, путем заключения договора аренды с ответчиком. В указанном договоре указаны права и обязанности сторон, ответственность за неисполнение обязательств.
В соответствии с п.2.2.4, 2.2.7 договора аренды арендатор ( ***) обязуется соблюдать правила пожарной безопасности, требования Роспотребнадзора, а также отраслевые правила и нормы, действующие в сфере деятельности арендатора и в отношении арендуемого им объекта (полигона ТБО) (п.2.2.4); осуществлять полный комплекс мероприятий по содержанию имущества, инженерно-технических коммуникаций в соответствии с действующими стандартными требованиями, а также по благоустройству окружающей территории, своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества. Порядок и условия проведения капитального ремонта устанавливаются в дополнительном соглашении к договору (п.2.2.7).
Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В связи с изложенным эксплуатацию полигона ТБО осуществляет ***, на котором лежит обязанность по содержанию и обслуживанию полигона.
*** прокуратурой района совместно со специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Пижанского района имеется полигон ТБО. В процессе обследования полигона ТБО выявлены следующие нарушения: территория полигона не имеет полного по периметру легкого ограждения, отсутствует шлагбаум (сломан, валяется на земле) у производственно-бытового здания, что является нарушением п.4.4 санитарных правил; полигон не оборудован переносными сетчатыми ограждениями для удержания легких фракций отходов при разгрузке ТБО из мусоровозов, что является нарушением п.5.3 санитарных правил; территория хозяйственной зоны полигона не освещается, не имеет твердого покрытия, не имеет легкого ограждения, что является нарушением п.4.2 санитарных правил; отсутствует контрольно - дезинфицирующая установка на выезде из полигона с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровоза, что является нарушением п.4.3 санитарных правил; не проводятся ежеквартально анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно- защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО (метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол), что является нарушением п.6.8 санитарных правил; не проводится раз в 10 дней силами работников полигона осмотр и уборка прилегающей к полигону территории и подъездной дороги, что является нарушением п.5.6 санитарных правил; не проводится постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы не контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям, что является нарушением п.6.9 санитарных правил.
Судом установлено, что требование об установке шлагбаума ответчиком исполнено добровольно, в связи, с чем судом принят частичный отказ истца от иска.
Также судом установлено, что проектным заданием по строительству и эксплуатации полигона предусмотрено: для дезинфекции колес мусоровозов запроектирована бетонная яма на въезде; освещенность разгрузочной площадки в темное время суток должна обеспечивать нормальное производство работ; для защиты места разгрузки и складирования ТБО от разноса легких фракций, перпендикулярно направлению господствующих ветров, устанавливаются переносные сетчатые ограждения; электроснабжение предусмотрено от проектируемой трансформаторной подстанции; наружное освещение территории проектируемого объекта предусмотрено светильниками и прожекторами, установленными на опорах воздушных линий электропередачи.
Требования прокуратуры района, а именно: установить контрольно - дезинфицирующую установку с бетонной ванной для ходовой части мусоровозов на выезде из полигона, и оборудовать освещением территорию полигона, судом обоснованно не удовлетворены, т.к. не относятся к текущему ремонту, поскольку требуют капитальных вложений.
Устранение остальных требований прокурора района обоснованно возложено на ответчика, поскольку в соответствии с договором от *** арендатор ( *** обязан соблюдать правила пожарной безопасности, требования Роспотребнадзора, а также отраслевые правила и нормы, действующие в сфере деятельности арендатора и в отношении арендуемого им объекта (полигона ТБО), осуществлять полный комплекс мероприятий по содержанию имущества, инженерно-технических коммуникаций в соответствии с действующими стандартными требованиями, а также по благоустройству окружающей территории, своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества, участвовать в создании необходимых условий для эффективного использования арендуемого имущества и поддержания его в надлежащем состоянии в порядке, согласованном с арендатором, не допускать захламления бытовым, строительным и иным мусором прилегающую к арендуемому имуществу территории, (п.п. 2.1.2, 2.2.4,2.2.5);
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения дела судом первой инстанции, им дана судом правовая оценка.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, вынесенном на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда 07 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО " ***
***" - без изменения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.