Решение Курского областного суда от 20 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судья Курского областного суда Ермаков М.И., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" Ю.А. Комова на решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 09 января 2013 года, вынесенное по жалобе директора МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" Волынкова Е.И. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" от 21.11.2012 года о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" от 21.11.2012 года директор МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" Волынков Е.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Считая наложенное административное взыскание незаконным, директор МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" Волынков Е.И. обратился в суд с жалобой, в которой просил суд отменить постановление и прекратить производство по делу.
Решением судьи Ленинского районного суда города Курска от 09 января 2013 года вышеуказанное постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" от 21.11.2012 года отменено и дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу.
В жалобе руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" Ю.А. Комова, ставится вопрос об отмене решения судьи, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав объяснения прокурора Борисовой Е.С., Волынкова Е.И. и его защитника Жиляева Р.Г., нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене с оставлением в силе постановления должностного лица по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что принятие должностным лицом заказчика решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч блей.
Согласно частям 1-3 статьи 10 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего федерального закона.
В соответствии с частью 4.1 статьи 10 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
В силу пункта 6 части 2 статьи 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования, нужд муниципального бюджетного учреждения). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта.
По делу установлено, что директором МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" Волынковым Е.И. с ООО "Конкрет" в "адрес" заключен муниципальный контракт от 02.05.2012 N на сумму "данные изъяты" рублей на выполнение работ по капитальному ремонту помещений аварийного блока зданий МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" (2 этап) согласно сметной документации ( "адрес").
Муниципальный контракт N от 02.05.2012 года заключен директором МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" Волынковым Е.И. с единственным подрядчиком без проведения аукциона в нарушение условий, определенных пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно: при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, исключающих применение способов размещения заказа, требующих временных затрат, а также в объеме, не требующемся для ликвидации последствий непреодолимой силы.
Наряду с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 ноября 2012 года, вынесенном прокурором Курского района Курской области Гуфельд В.М. ( "данные изъяты"), совершение правонарушения подтверждается следующим.
Под непреодолимой силой гражданское законодательство понимает наличие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Однако, аварийное состояние первого блока здания МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа", свидетельствующее о необходимости проведения ремонтных работ, было констатировано еще в 2008 году при обследовании строительных конструкций здания ГОУ "Курскгражданпроект", а также в 2010 году при повторном обследовании ( "данные изъяты").
Поэтому аварийное состояние первого блока здания школы, имевшее место с 2008 года и известное администрации школы, нельзя признать в 2012 году чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством. Действия непреодолимой силы, предопределяющего крайнюю необходимость срочного заключения муниципальных контрактов с единственным подрядчиком без проведения процедур торгов, в данной ситуации не имелось.
Нельзя согласиться с утверждением Волынкова о том, что ранее выявлялись другие факты, нежели аварийное состояние балки в подвальном помещении отдельного 2-х этажного корпуса.
Так, в Акте обследования конструкций здания МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" от февраля 2010 года указывается, что в монолитных балках и плитах перекрытия над подвалом нарушен защитный слой бетона с оголением арматуры. Состояние блока оценивается как аварийное. Существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций. Срочно требуется капитальный ремонт с усилением и частичной заменой конструкций в обследуемом блоке здания ( "данные изъяты").
Анализ содержания муниципальных контрактов от 29.03.2011 года N на сумму "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты"), от 19.08.2011 года N на сумму "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты"), от 19.08.2011года N на сумму "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты" позволяет сделать вывод о том, что администрацией МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" в течении последних трех лет принимались решения о заключении муниципальных контрактов с единственным подрядчиком ООО "Конкрет" на проведение работ по ремонту аварийного блока здания.
По-существу, исключительный характер заключения муниципального контракта без проведения торгов в форме аукциона, определенный пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ, использовался при ремонте школы постоянно, как общее правило.
Об отсутствии действия непреодолимой силы свидетельствует заключение муниципального контракта от 02.05.2012 года на выполнение различных работ по капитальному ремонту помещений школы не связанных с предупреждением аварийной ситуации, угроза которой возникла вследствие снижения несущей способности железобетонной балки перекрытия в подвальном помещении первого блока здания школы.
Так, согласно локальному сметному расчету N, контракт был заключен на выполнение 282 наименований различных работ, абсолютное большинство которых не является ремонтом аварийной балки ( "данные изъяты").
При этом, протоколом N выездного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Курского района от 26 апреля 2012 года решено разместить заказ у единственного подрядчика на выполнение работ по капитальному ремонту (усилению железобетонной балки в подвальном помещении). Однако, муниципальный контракт был заключен на капитальный ремонт всего блока школы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
В соответствии с разделом I Устава МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" Курского района МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" является юридическим лицом, некоммерческой организацией в форме муниципального бюджетного образовательного учреждения, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в казначействе, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности.
Согласно пункту 5.24 Устава МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" к компетенции руководителя учреждения относится общее руководство всеми направлениями деятельности учреждения, заключение в соответствии с федеральными законами гражданско-правовых договоров от имени учреждения, обеспечение соблюдения законности в деятельности учреждения.
На основании приказа Управления по делам образования и здравоохранения администрации Курского района от 28.08.2010 N директором МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" с 28.08.2010 года является Волынков Е. И.
Должностное лицо муниципального заказчика - директор МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" Волынков Е.И., подписав муниципальный контракт N от 02.05.2012 года, принял решение о размещении заказа иным способом в случае, когда размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.
Таким образом, Волынков совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, выводы судьи районного суда о незаконности постановления должностного лица, поскольку в нем не изложены мотивы принятия решения, не установлена вина Волынкова и все обстоятельства имеющие значение для правильного рассмотрения дела, носят необоснованный характер.
В оспариваемом постановлении руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" Ю.А. Комова установлены все обстоятельства, имеющие правовое значение для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утверждение о виновности Волынкова достаточно подробно и убедительно мотивированно.
Таким образом, решение судьи районного суда об отмене постановления должностного лица подлежит отмене, как незаконное, с оставлением в силе постановления должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" Ю.А. Комова удовлетворить.
Решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 09 января 2013 года отменить, оставив без изменения постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по "адрес" от 21.11.2012 года, которым директор МБОУ "Полянская средняя общеобразовательная школа" Волынков Е.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Судья Курского областного суда М.И. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.