Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре Макаровой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Гребенкина П.А. к Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
поступившее по апелляционной жалобе истца Гребенкина П.А. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 26 ноября 2012 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гребенкин П.А. обратился в суд с иском к Комитету социального обеспечения Курской области, уточнив который, просил признать за ним право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма и обязать ответчика предоставить ему вне очереди жилое помещение на территории г. Курска, мотивируя тем, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать решением " ... " суда " ... " от 21.12.1976г. была лишена родительских прав, сведениями об отце он не располагает. Закреплённого за ним жилого помещения не имеет, воспитывался в детском доме, затем в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, " ... ", с " ... "1990г. по " ... "1992г. обучался в профессиональном училище " ... " по очной форме обучения, позже был осужден к реальному лишению свободы. О том, что имеет право на жилье как сирота узнал в 2010 году. В настоящее время зарегистрирован в общежитии по адресу: "адрес". До настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения в различные инстанции, жилья в собственности или по договору социального найма не имеет, в связи с чем, полагает, что нарушено его право на жилое помещение как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом постановлено вышеуказанное решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истец Гребенкин П.А.просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение, которым его требования удовлетворить в полном объёме.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и не сообщивших о причинах своей неявки.
Поскольку ответчиком и третьим лицом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Гребенкина П.А. и его представителя Заварзиной Г.В., поддержавших апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012г. N15-ФЗ - 01.01.2013г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ в "адрес". Его мать " ... " решением " ... " суда " ... " от 21.12.1976г. лишена родительских прав, сведения об отце - отсутствуют. После лишение матери родительских прав истец находился в детском доме, с " ... "1983г. по 1990г. обучался в школе-интернате " ... ", с " ... "1990г. по " ... "1992г. являлся учащимся СПТУ " ... " очной формы обучения. Со слов истца в 1992 году он был осужден к реальному лишению свободы, в связи с чем, обучение в СПТУ N не окончил, из мест лишения свободы освободился в 1995 году, после чего неоднократно осуждался к реальному лишению свободы. С 22 мая 2009 года по настоящее время Гребенкин П.А. зарегистрирован в общежитии по адресу: " ... ". Закреплённого жилого помещения и собственного жилья на территории г. Курска не имеет, на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации г.Курска не состоит, с заявлением о постановке на учёт в данном качестве обращался в 2010г.
Установленные обстоятельства подтверждаются копиями повторного свидетельства о рождении и паспорта истца, решения народного суда " ... " от 21.12.1976г., справками ОБОУ НПО "Профессиональное училище " ... ", ОКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " ... " школа-интернат " ... ", согласием на регистрацию Управления по учёту и распределению жилья г. Курска от 08.05.2009г. N, сообщением Управления по учёту и распределению жилья г. Курска от 11.02.2010г. N.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что право истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением обусловлено не только отнесением к данной категории, но и нахождением на учёте нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку до достижения возраста 23 лет истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, факт обращения за постановкой на жилищный учет в период с 18 до 23 лет не подтвердил, на день обращения в суд достиг возраста 37 лет, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Гребенкина П.А. судебная коллегия находит правильным.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
До внесения в ЖК РФ изменений, вступивших в законную силу с 01.01.2013г., жилые помещения по договору социального найма гражданам данной категории предоставлялись только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если их обращение за постановкой на такой учет имело место до достижения ими возраста 23 лет.
Суд обоснованно пришел к выводу, что истец не состоял на соответствующем учете и не доказал в судебном заседании факт своего обращения до 23 лет за постановкой на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в уполномоченные органы.
В силу ст.ст. 30, 33, 37 ЖК РСФСР, а также в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. N335, действовавшими до 1.03.2005г., то есть в период до достижения истцом возраста 23 лет, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов по месту жительства или решением администрации и профсоюзного комитета по месту работы на основании заявлений данных граждан. О принятом решении гражданам сообщалось в письменной форме.
Вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (ч.2 ст. 37 ЖК РСФСР в редакции до 28.03.1998г.).
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление истцу койко-места в общежитии по адресу: "адрес", подтверждает факт его обращения в 1995 году в орган местного самоуправления МО "г. Курск" с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, является несостоятельным.
Порядок предоставления жилой площади в общежитии осуществляется в соответствии с Примерным положением об общежитии, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988г. N328, порядок постановки на жилищный учет регулировался вышеуказанными Правилами, при этом проживание в общежитии автоматически не влекло постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий, а могло служить основанием для признания гражданина таковым.
Поскольку достоверных доказательств отказа истцу в 1995 году в постановке на жилищный учет последним не представлено, оснований для удовлетворения его исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, из копии паспорта истца следует, что в общежитии по адресу: "адрес", он был зарегистрирован с 14.11.2003г. по 18.08.2006г. и с 22.05.2009г. по настоящее время, данных о регистрации в указанном общежитии с более раннего срока материалы дела не содержат. В исковом заявлении, которое Гребенкин П.А. неоднократно уточнял, указывается, что до 2010 года о своем праве на жилое помещение он не знал.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о недоказанности истцом факта обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на жилищный учет является обоснованным и не противоречит исследованным судом доказательствам.
Утверждение в апелляционной жалобе об отсутствии у истца до 1998г. паспорта основанием к отмене решения не является, поскольку доказательств, подтверждающих его обращение в уполномоченные органы с письменным заявлением о постановке на учет для внеочередного получения жилья непосредственно после получения паспорта не имеется.
Также несостоятельной и не влекущей отмену судебного акта является ссылка в апелляционной жалобе на статью 1 Федерального закона от 17.12.2009г. N 315-ФЗ о внесении изменений, в том числе, в преамбулу Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, согласно которым слова "их числа в возрасте до 23 лет" заменены словами "числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ, раскрывающей основные понятия, применяемые в данном законе, закреплено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, в самом понятии лиц, относящихся к данной категории граждан, содержится возрастное ограничение, в связи с чем, реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до 01.01.2013г.) была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23 лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в отношении истца не нашло своего подтверждения в судебном заседании при рассмотрении спора.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права по делу не установлено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Курска от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Гребенкина П.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.