Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей - Курочкиной И.А. и Шуваевой Е.И.,
при секретаре Захарове И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2013 года гражданское дело по заявлению Ильяшова Н.В. об оспаривании решения Администрации "данные изъяты" области, поступившее по апелляционной жалобе Ильяшова Н.В. на решение Льговского районного суда Курской области от 24 октября 2012 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав заявителя Ильяшова Н.В. и его представителя по доверенности Логвинова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильяшов Н.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации "адрес" области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по обеспечению реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по городу Льгову" (далее - Комиссия), которым он и члены его семьи не были включены в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов на 2010 год; о признании незаконным действий Администрации "адрес" выразившихся в отказе восстановить заявителя в списках на получение государственного жилищного сертификата.
Заявление мотивировано тем, что он и его семья, состоящая из 4 человек, являются переселенцами из районов Крайнего Севера. В 1997 году они поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении субсидий и улучшении жилищных условий по месту жительства в "адрес" области. Однако, в нарушение положений Федерального закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон от 25.10.2002г. N125-ФЗ, 07.04.2010г. Администрацией "адрес" издано постановление N, которым утвержден протокол заседания комиссии по обеспечению реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по городу "адрес", где фактически принято решение о том, что заявитель и члены его семьи не имеют право на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья в 2010 году, поскольку проживают в жилом помещении, общая площадь которого превышает учетную норму жилой площади для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (на дату принятия решения на каждого проживающего в жилом "адрес" "адрес" "адрес" общей площадью 55,5 кв.м приходится более 12 кв.м), то есть как утративших основания, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Заявитель, ссылаясь на положения Закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ, полагает, что Администрация "адрес" не вправе была исключать его и членов его семьи из списка лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь жилого помещения, в котором проживают он и члены его семьи, из расчета на каждого из них, меньше, чем установлено законом. Просил суд признать незаконными постановление Администрации "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по обеспечению реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по городу "адрес""; а также отказ Администрации "адрес" восстановить заявителя в списках на получение сертификата на приобретение субсидии для приобретения жилья составом семьи четыре человека.
Обжалуемым решением Льговского районного суда Курской области от 24 октября 2012 года, в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ильяшов Н.В. просит решение Льговского районного суда Курской области от 24 октября 2012 года, отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 29.12.2004г. N189-ФЗ) 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 той же нормы закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Одним из оснований, признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, и дающих им право на получение жилых помещений по договорам социального найма согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР (ред. от 20.07.2004г.) признавалось обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N20-П, определения от 15 февраля 2005 года N17-О и от 5 марта 2009 года N376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009г. N1549-О-П, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 года N7-О).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N1278; абзацем третьим пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N937; частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года N116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на соответствующем учете, предоставлялось право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.
Последующее изменение законодательства в сфере предоставления государственных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе действующее, (Федеральный закон от 25 июля 1998 года N131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федерального Закона от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей") также относит нуждаемость граждан в улучшении жилищных условий по новому месту жительства к одному из обязательных условий предоставления им жилищных субсидий, за счет средств федерального бюджета.
Согласно Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденным постановлением Советом Министров РСФСР от 31.07.1984г. N335 (п."а" ч.7) и Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в "адрес" "адрес", утвержденным постановлением исполкома "адрес" "адрес" Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 23.11.1984г. N479 (п."а" ч.7) (в редакциях, действующих в период возникших правоотношений) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи семь и менее квадратных метров кроме случаев, когда совместно проживающие члены семьи имеют в собственности иные жилые помещения. Тот же размер учетной нормы жилой площади предусматривался статьей 7 Закона "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N- "данные изъяты" "О едином порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об условиях и порядке предоставления указанной категории граждан жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на территории "адрес" "адрес"".
Решением "адрес" Городского Совета депутатов "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред., действующей до ДД.ММ.ГГГГ) в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере 12 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879.
В пункте 21 Положения определены случаи, при которых граждане снимаются с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. На основании пункта 22 Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет.
Как видно из материалов настоящего гражданского дела постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Ильяшов Н.В. и члены его семьи (жена и двое сыновей) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на жилищную субсидию, как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера, и поставлены на соответствующий жилищный учет.
Из пояснений сторон и материалов дела следует, что при постановке заявителя на указанный учет органом местного самоуправления были обоснованно учтены все существенные обстоятельства относительно принятого решения. А именно, необходимый стаж работы заявителя в районах Крайнего Севера, факт их переезда в 1996 году в "адрес" "адрес" и регистрации в "адрес" в жилом доме принадлежащем родителям Ильяшова Н.В., проживание в жилом доме общей площадью 55,5 кв.м, жилой - 36,1 кв.м шести членов семьи (Ильяшов Н.В., двое его родителей, его жена и двое сыновей), отсутствие у Ильяшова Н.В., его детей и жены иного жилого помещения для проживания в других регионах РФ.
В 1998 году умер отец заявителя, а в 2008 году один из сыновей Ильяшова Н.В. снялся с регистрационного учета по месту жительства ( "адрес" "адрес") и выехал к новому месту жительства, что подтвердил в суде сам Ильяшов Н.В.
Таким образом, в 2010 году, заявитель, подтверждая свое право на получение государственного жилищного сертификата, представил в Комиссию сведения о количестве членов его семьи (4 человека - он, его жена, сын, а также мать Ильяшова Н.В., являющаяся собственником вышеуказанного жилого помещения) и размере занимаемого ими жилого помещения - 55,5 кв.м - общей, 36,1 кв.м - жилой площади, что в силу положений, действующих как на дату постановки на учет заявителя как нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и в силу положений действующих на день принятия решения о снятии Ильяшова Н.В. с жилищного учета, указывало на то, что на каждого члена семьи заявителя приходится более 12 кв.м общей площади, что составляет более учетной нормы, установленной законом.
Указанное обстоятельство свидетельствует об изменении жилищных условий семьи Ильяшова Н.В., в результате которых были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, а, следовательно, признания их нуждающимися в жилом помещении, что в силу положений части 2 статьи 6 Закона от 29.12.2004г. N189-ФЗ, а также положений п.2 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ является основанием к их снятию с соответствующего жилищного учета.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и правовых норм, судебная коллегия считает, что районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия администрации "адрес" по снятию заявителя с учета граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, и последующий отказ восстановить в соответствующих списках по заявлениям Ильяшова Н.В., осуществлены в соответствии с федеральным законодательством, и оснований для восстановления его в очереди не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, приходя к выводу об отсутствии оснований для восстановления Ильяшова Н.В. в списках нуждающихся в жилом помещении, неправильно определил учетную норму площади равную 18 кв.м на каждого проживающего, подлежащую применению в данном случае, приняты быть не могут как не обоснованные.
Так, мотивируя свою позицию, Ильяшов Н.В. ссылается на положения статьи 5 Закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ, которой устанавливается размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяющийся, в том числе, исходя из норматива общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Между тем уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя не из нормы предоставления, а учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
Так в силу части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на законность принятого судебного решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Льговского районного суда Курской области от 24 октября 2012 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ильяшова Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.